Интегри рованное занятие по развитию речи - художественный труд с элементами здоровьесберегающих технологий

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  1. Учить детей составлять описательный рассказ, по картине Шишкина «На диком севере».
  2. При описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова, обогащать словарный запас определениями.
  3. Учить детей отвечать на вопросы, высказывать свои суждения
  4. Развивать диалогическую, связную речь.
  5. Упражнять в образовании уменьшительно- ласкательных суффиксов.
  6. Прививать любовь к природе, формировать эстетические качества.
  7. Учить видеть прекрасное в окружающем мире и музыке.

             Ход занятия:

«Эмоциональный этюд»: дети стоят в кругу.     

- Ребята у вас есть друзья? (ответы детей).

О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнемся, друг другу и скажем ласковое словечко.

Игра «Назови своего друга ласково»

Дети друг другу говорят ласковые эпитеты: «Добренькая Оленька, красивенькая Софья, храбренький Данил и т.д.»

- А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг»? (Друзья, дружба, подружились, дружище, подружка и т.д.)

- А давайте мы с пальчиками подружимся.

Массаж пальцев «Дружба»

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(растирают ладони)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики,
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
(поочерёдное массирование пальцев на правой, левой руке)

Воспитатель предлагает детям пройти и сесть на ковер.

- Ребята, но бывает, у человека нет друзей.        

- Быть одному хорошо или плохо?

ИГРА: « Хорошо – плохо»

- Что хорошего если у тебя нет друга? (ни кто не мешает, не отвлекает, можно подумать о чем-то своём и т.д.)

- Что плохого? (Скучно, не с кем играть, не с кем поговорить, не кому сделать что-то хорошее и т.д.)

Значит, быть одному и хорошо и плохо. Одиночество- чувство, которое можно выразить и в музыке, и в живописи, и в словах.

- А сейчас послушайте внимательно музыку (включается классическая музыка)

- Какая музыка прозвучала? (спокойная, медленная, задумчивая, печальная и т.д.).

- Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он писал эту музыку? (грустное, печальное, тоскливое и т.д.) 

 Включается музыка, дети движениями изображают музыку.

- Что вы изображали своими движениями? (тоску, печаль, грусть, одиночество и т.д.)

Воспитатель выставляет репродукцию И.Шишкина «На севере диком».

- Ребята, нравиться вам эта картина?

- А какое время года изображено на картине?

- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа? (синие, голубые, серые, чёрные, белые и т.д.)

- Что изображено на переднем плане картины? (Сосна.)

- Что можно сказать о сосне? (тихая, спокойная, красивая, усталая, одинокая, печальная, стройная, лохматая и т.д.)

- Что изображено на заднем плане? (Небо.)

- Какими словами можно сказать о небе? Какое оно? (Хмурое, темное, холодное, вечернее и т.д.)

Художник нарисовал заснувшую под пушистым снежным покровом сосну.

Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите?

- Как вы думаете, с каким настроением писал эту картину художник? (С грустью, тоской, печалью и т.д.)

Мимическое упражнение: дети изображают печаль, тоску, грусть, одиночество, испуг, успокоение.

- Как вы думаете, с кем могла общаться сосна? (С ветром, солнцем, луной, снегом и т.д.)

- Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами.

Дети составляют рассказ по картине, используя подобранные слова.

- А почему сосна грустная? (Нет друга, стоит одна, скучно)

- Ребята, а давайте мы сосне сделаем друга, и тогда она не будет грустить. Дети из пластилина и природного материала делают сосны. (Звучит спокойная музыка.)

- У вас получились очень красивые деревья.

- Как вы думаете, теперь сосна будет грустить?

- Ребята, сосна обязательно найдет себе друга среди ваших сосен и ей не будет одиноко.

Медитация (под спокойную музыку).

Предложить детям найти своё сердце, прижав обе руки к груди и прислушаться, как оно стучит, (включается запись биение сердца). Представьте, что в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий, тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько много, что уже не помещается в нас. Давайте подарим тепло нашим гостям.

(Дети протягивают руки и дуют)