Программное содержание.
- Учить детей составлять описательный рассказ, по картине Шишкина «На диком севере».
- При описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова, обогащать словарный запас определениями.
- Учить детей отвечать на вопросы, высказывать свои суждения
- Развивать диалогическую, связную речь.
- Упражнять в образовании уменьшительно- ласкательных суффиксов.
- Прививать любовь к природе, формировать эстетические качества.
- Учить видеть прекрасное в окружающем мире и музыке.
Ход занятия:
«Эмоциональный этюд»: дети стоят в кругу.
- Ребята у вас есть друзья? (ответы детей).
О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнемся, друг другу и скажем ласковое словечко.
Игра «Назови своего друга ласково»
Дети друг другу говорят ласковые эпитеты: «Добренькая Оленька, красивенькая Софья, храбренький Данил и т.д.»
- А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг»? (Друзья, дружба, подружились, дружище, подружка и т.д.)
- А давайте мы с пальчиками подружимся.
Массаж пальцев «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(растирают ладони)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики,
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
(поочерёдное массирование пальцев на правой, левой руке)
Воспитатель предлагает детям пройти и сесть на ковер.
- Ребята, но бывает, у человека нет друзей.
- Быть одному хорошо или плохо?
ИГРА: « Хорошо – плохо»
- Что хорошего если у тебя нет друга? (ни кто не мешает, не отвлекает, можно подумать о чем-то своём и т.д.)
- Что плохого? (Скучно, не с кем играть, не с кем поговорить, не кому сделать что-то хорошее и т.д.)
Значит, быть одному и хорошо и плохо. Одиночество- чувство, которое можно выразить и в музыке, и в живописи, и в словах.
- А сейчас послушайте внимательно музыку (включается классическая музыка)
- Какая музыка прозвучала? (спокойная, медленная, задумчивая, печальная и т.д.).
- Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он писал эту музыку? (грустное, печальное, тоскливое и т.д.)
Включается музыка, дети движениями изображают музыку.
- Что вы изображали своими движениями? (тоску, печаль, грусть, одиночество и т.д.)
Воспитатель выставляет репродукцию И.Шишкина «На севере диком».
- Ребята, нравиться вам эта картина?
- А какое время года изображено на картине?
- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа? (синие, голубые, серые, чёрные, белые и т.д.)
- Что изображено на переднем плане картины? (Сосна.)
- Что можно сказать о сосне? (тихая, спокойная, красивая, усталая, одинокая, печальная, стройная, лохматая и т.д.)
- Что изображено на заднем плане? (Небо.)
- Какими словами можно сказать о небе? Какое оно? (Хмурое, темное, холодное, вечернее и т.д.)
Художник нарисовал заснувшую под пушистым снежным покровом сосну.
Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите?
- Как вы думаете, с каким настроением писал эту картину художник? (С грустью, тоской, печалью и т.д.)
Мимическое упражнение: дети изображают печаль, тоску, грусть, одиночество, испуг, успокоение.
- Как вы думаете, с кем могла общаться сосна? (С ветром, солнцем, луной, снегом и т.д.)
- Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами.
Дети составляют рассказ по картине, используя подобранные слова.
- А почему сосна грустная? (Нет друга, стоит одна, скучно)
- Ребята, а давайте мы сосне сделаем друга, и тогда она не будет грустить. Дети из пластилина и природного материала делают сосны. (Звучит спокойная музыка.)
- У вас получились очень красивые деревья.
- Как вы думаете, теперь сосна будет грустить?
- Ребята, сосна обязательно найдет себе друга среди ваших сосен и ей не будет одиноко.
Медитация (под спокойную музыку).
Предложить детям найти своё сердце, прижав обе руки к груди и прислушаться, как оно стучит, (включается запись биение сердца). Представьте, что в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий, тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько много, что уже не помещается в нас. Давайте подарим тепло нашим гостям.
(Дети протягивают руки и дуют)