Программа творческого объединения "Друзья природы" для младших школьников

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы, Внеклассная работа, Классное руководство


Пояснительная записка

В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.

Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление школы - эколого-валеологическое образование и воспитание, состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.

Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем города, создает оптимальные условия для творческого развития учащихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов.

Программа творческого объединения "Друзья природы" рассчитана на двухлетний курс обучения: первый год по курсу "Юный природовед", второй год обучения - "Юный эколог". Занятия проводятся 1 раз в неделю с группой учащихся из 10 - 15 человек. Продолжительность занятия - 2 часа.

В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.

Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста (3-4 классы) и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.

"Друзья природы" - программа творческого объединения, которая способствует развитию креативности, нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии, встречи с работниками Сочинского национального парка, с представителями лесопарковых хозяйств.

Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.

Цель программы - экологическое образование детей посредством раскрытия творческих возможностей школьников; пробуждение осознанного понимания доброго, красивого, нравственного.

Задачи программы:

  • активизация познавательной деятельности младших школьников;
  • расширение экологических представлений младших школьников;
  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников "первичный срез" экологии как науки;
  • более полная реализация воспитательного и развивающего потенциала природоведческих знаний. Обеспечение более надежных основ экологической ответственности младших школьников;
  • развитие коммуникативных способностей (в опыте коллективной и групповой работы);
  • формирование творческого отношения к явлениям, происходящим в окружающем нас мире;
  • организация творческой деятельности в формировании экологической культуры;
  • воспитание доброжелательного отношения к окружающей среде и друг к другу, т.е. воспитание экологически грамотной личности;
  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, развитие навыков практической и исследовательской деятельности;
  • учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, команды, отряды;
  • передавать свои накопленные знания младшим школьникам, выступать с докладами, рефератами перед младшими школьниками, обучать их разгадыванию кроссвордов.

Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.

Материал творческого объединения предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном и животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с домашними животными и культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания, значением для человека, некоторыми сельскохозяйственными профессиями. Проводятся практические работы по уходу за животными, размножению комнатных растений и уходу за ними, экскурсии в хранилища, пасеки, оранжереи и др.

Творческое объединение нацелено на овладение навыками исследования сезонных изменений в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, Красной книги. В процессе деятельности "Друзей природы" младшие школьники учатся находить взаимосвязи в природе. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми растениями и животными. Почти в каждой теме уделяется внимание вопросам охраны природы. Расширяются представления об экологическом равновесии объектов природы и гибельных последствиях нарушения природных связей.

Предусмотрены практические работы по сбору лекарственных растений, подкормке птиц, посадке деревьев.

Прогнозируемые результаты.

  • понимание современных проблем окружающей среды;
  • овладение основами классификации растительного и животного мира края;
  • умение анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе;
  • овладение основами навыками по уходу за растениями и животными;
  • расширение первоначальных экологических представлений, понятий.

 Учебный план курса "Юный природовед" и курса "Юный эколог" (приложение 1).

Календарно-тематическое планирование курса "Юный природовед" (приложение 2).

Календарно-тематическое планирование курса "Юный эколог" (приложение 3).

Содержание. 1 год обучения. Курс "Юный природовед". 72 часа.

(3 класс учащихся школы I ступени)

  1. Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края.
  2. Знакомство с группой. Беседы о наиболее актуальных проблемах окружающей среды. Дневник экологических наблюдений. Круг задач на учебный год. Инструктаж по ТБ. Задачи курса "Юный природовед".

  3. Какие бывают животные. Животные родного края.
  4. Знакомство с домашними животными. Условия содержания домашних животных. Экскурсии на фермы села. Проведение викторины "Знаю каждого соседа". Знакомство с животными заповедника. Охрана животных. Экскурсия в вольерный комплекс п. Красная поляна. Проведение фотоконкурса и выставки. Мастер-класс "Заповедные друзья".

  5. Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной.

Обитатели живого уголка. Условия содержания животных. Проведение практических работ: уход за домашними животными. Проведение литературного конкурса "Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной:" Знакомство с представителями домашних животных летнего и осеннего периодов. Проведение экскурсий на частных фермах. Составление карты села. Конкурс "Летом, осенью одни, все животные мои:". Знакомство с представителями домашних животных зимнего и весеннего периодов. Проведение экскурсий на частных фермах. Составление карты села. Конкурс "Турнир домашних животных".

4. Птицы Черноморья.

Знакомство с птицами Черноморского побережья. Неделя наблюдений за птицами. Перелетные птицы края. Экскурсия в лесопарк "Юбилейный". Охрана птиц Черноморья. Проведение Дня птиц. Викторина "Русских птиц волшебных стаи". Конкурс поделок "Моя синичка в надежных руках".

  1. Растения в твоем доме.
  2. Разнообразие комнатных растений. Требования комнатных растений к условиям жизни. Знакомство с правилами ухода. Проведение практичсеких работ. Экскурсия в частный сад.

  3. Зеленые насаждения Краснодарского края.
  4. Декоративные травянистые растения. Распознавание древесных пород по коре и древесине, распознавание кустарников и трав. Правила посадки деревьев и кустарников. Способы разбивки клумб. Практические работы: распознавание древесных и кустарниковых пород в зеленых насаждениях, посадка деревьев и кустарников, разбивка клумб.

  5. Природа живая и неживая.
  6. Знакомство с неживой природой осени, зимы, весны. Грибы и их роль в лесу. Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха. Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух. Насекомые, приносящие ущерб человеку. Значение снегового покрова для растений и животных. Деревья лиственные и хвойные, их отличительные признаки зимой. Роль муравьев в снижении численности насекомых, опасных для леса. Особо охраняемые насекомые края. Практические работы. Проведение экскурсий.

  7. Разнообразие природы родного края.
  8. Знакомство с природой Краснодарского края. Минералы и горные породы, почва края. Реки, озера, пруды, болота края, их значение. Леса Краснодарского края. Основные древесные породы. Животные леса. Деревья и кустарники в зеленых насаждениях. Виды особо охраняемых растений и животных края. Лесные ремесла. Практические работы. Экскурсии.

  9. Особо охраняемые территории Краснодарского края. Город Сочи. .
  10. Заповедники и парки края. Кавказский государственный биосферный заповедник. Сочинский национальный парк. Рекреационные объекты парка и заповедника. Эколого-просветительская деятельность школьников. Потенциал Сочинского национального парка. Экскурсии на особо охраняемые территории Сочинского национального парка.

  11. Метеорология.

Метеорология как наука. Предсказания погоды по местным признакам. Простейшие метеорологические приборы: флюгер, барометр, гномон, осадкомер. Практические работы: предсказания погоды по облакам, ветру, растениям, по поведению животных; определение погоды по метеорологическим приборам.

2 год обучения. Курс "Юный эколог". 72 часа.
(4 класс учащихся школы I ступени)

1. Введение. Разведка экологических бед.

Разведка экологических бед. Сбор информации о состоянии окружающей среды в регионе. Составление дневника экологических наблюдений. Задачи курса "Юный эколог".

2. Растения и животные Сочинского национального парка.

Распознавание растений и животных природного окружения (Сочинский национальный парк). Знакомство с животными, растениями нашего края. Урок-КВН "Знаешь ли ты этих животных?". Издание книжек - малышек о животных. Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение. Урок - панорама. Охрана природы, способы охраны.

3. Культурные и лекарственные растения Краснодарского края.

Разнообразие природы Краснодарского края. Сбор лекарственных растений. Организация работы "фито-бара". Красная книга края. Охрана лекарственных растений. Культурные и лекарственные растения Сочинского и национального парка. Викторина "Кладовая парка".

4. Неживая и живая природа.

Роль неживой природы в жизни всего живого на Земле. Выставка "Природа и человек". Урок - путешествие. Жизнь в почве. Особенности строения и образа жизни дождевых червей и крота. Разнообразие живой природы (многообразие растений и животных). Энциклопедия "Все обо всем". Экологические связи в живой природе.

Практические работы: посадка фундука, изготовление синичников, подкормка птиц, наблюдения.

Проведение экскурсий: деревья лиственные, птицы Краснодарского леса, изучение следов на снегу, голоса птиц, насекомые - опылители.

5. Природа как единое целое.

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природы - всенародная задача. Необходимые меры охраны природа Краснодарского края. Участие юных натуралистов в охране растений и животных края. Значение леса в природе и жизни человека. Десять заповедей друзей леса.

6. Экологические путешествия.

Выбор маршрута путешествия. Актуальность и возможность сценического воплощения. Репетиции. Организация и проведение путешествия. Дневник путешествия. Значения растений и животных в жизни человека. Взаимосвязь в природе. Необходимость сохранения всего многообразия живого. Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

7. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

    Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Изготовление эмблем об охране здоровья. Урок здоровья. Викторина "НЕ болеть!". Советы доктора Неболейки. Лесной доктор.

8. Экологические катастрофы и экологические прогнозы.

    Экологические катастрофы. Влияние моря на обитателей моря и побережья. Представления о радиоактивном загрязнении среды. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.

6. "Зеленые страницы"

Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы. Организация и выпуск газеты юных натуралистов "Зеленые страницы. Подготовка поделок из природного материала. Верстка страниц газеты. Эколого-просветительская деятельность. Участие в экологических конкурсах и природоохранных акциях, конкурсах, викторинах, фестивалях:

  • Международный день эколога;
  • Международный День защиты Чёрного моря;
  • Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита);
  • Международный день птиц;
  • Марш парков;
  • День Земли;
  • Международный день экологических знаний.

Методические рекомендации.

В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.

Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания "круглого" стола, экскурсии, рейды на природу и т.п..

Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.

Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).

В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы

Результатом творческой работы объединения "Юный натуралист" становится создание экологической выставки поделок из природных материалов, организация и проведение конкурса, природоохранная деятельность.

В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:

  • не навязывать готового решения;
  • не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
  • подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;
  • предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.

Все перечисленные методы организации творческой работы в объединении "Юный натуралист" способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.

Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.

  1. Развитие творческих способностей в формировании образов "живой природы".
  2. Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.
  3. Развитие навыков исследовательской деятельности.
  4. Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.

Методы обучения и развития творческих способностей.

  1. Групповой метод.
  2. Индивидуальная работа.
  3. Использование игровых форм.
  4. Использование наглядных пособий.
  5. Общение с "живой" природой.
  6. Метод экскурсионной и практической деятельности.

Структура построения занятий.

Программа "Друзья природы" рассчитана на 2 года обучения. Занятия первого года "Юный природовед" и занятия второго года обучения "Юный эколог" проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года, включая каникулярное время (всего 36 недель). Продолжительность занятия 2 часа (включая перерывы).

Список литературы.

  1. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1998 - 230 с.
  2. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с.
  3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999 - 120 с.
  4. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.
  5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1995 - 230 с.
  6. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.
  7. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
  8. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.
  9. Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. - М.: Высшая школа, 1992 - 243 с.
  10. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.
  11. Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1996 - 190 с.
  12. Поплянова Е.М. А мы на уроке - играем: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1994 - 227 с.
  13. Рахманов А.И. Птицы - наши друзья: учеб. пособие. - М.: Росагропромиздат, 1989 - 286 с.
  14. Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. - М.: Детская литература, 1989 - 240 с.
  15. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас: Ирис, 2000. - 113 с.