Интегрированный урок (физика + информатика) "Использование компьютерного моделирования для иследования и построения электромагнитной волны"

Разделы: Физика, Информатика


На прошлых уроках мы с вами изучили компьютерное моделирование. И сегодня мы проведем эксперимент: “Исследование физической модели электромагнитной волны”. Цель нашего урока: Исследовать зависимость физических величин: вектора напряженности поля и вектора магнитной индукции от времени на компьютерной модели и построить график этих зависимостей.

Запишем это в тетради:

Постановка задачи:

Построим, график зависимости вектора напряженности и магнитной индукции от времени по закону меняющейся величины. Исследовать полученную модель при решении обратных задач

Проводить эксперимент будем по основным этапам разработки и исследования моделей на компьютере

I. Этап. Качественная описательная модель:

На этом этапе выделяют существенные с точки зрения целей проводимого исследования параметры объекта, а несущественными параметрами пренебрегают.

Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения:

  • Меняющимися величинами будут Е и В.
  • Величины ЕО, ВО, w- примем за постоянные.
  • Изменяющаяся величина - время.
  • Так как колебания Е и В совершаются по одному закону, в одной фазе, достаточно рассмотреть одну из величин.

II. Этап. Формальная модель:

На втором этапе описательную информационную модель описывают с помощью какого-
либо формального языка. В формальной модели нам необходимо с помощью формул, уравнений получить формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов. Другими словами нам нужно получить уравнение.

Тест по физике. ( проводит учитель физики)

Уравнение для вектора Е, В – бегущей электромагнитной волны. Получены уравнения гармонических колебаний для векторов Е и В. (Анализ)

III. Этап. Компьютерная модель в электронных таблицах.

На третьем этапе формальную модель преобразовывают в компьютерную модель. Существуют два принципиально различных пути построения компьютерной модели:

1. Построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования.
2. Построение компьютерной модели с использованием одного из приложений (электронных таблиц, СУБД и пр.).
3. График подбора параметров.

IV. Этап. Исследование модели.

На четвертом этапе проводится компьютерный эксперимент. В нашем случае, это построение графика и решение задачи на подбор параметра.

Уровень В. (сдвиг фаз)

Решение обратных задач. (Работу на компьютерах контролируют учитель физики и информатики)

V. Этап. Анализ полученных результатов.

На пятом этапе проводится анализ полученных результатов и сопоставление их с реальными объектами. В силу допущенных упрощений можно сказать, что мы достигли цели нашей сегодняшней работы.

Средствами электронных таблиц Ехсе1 нельзя совместить два графика, расположив их
в разных плоскостях. Для этого нужно задавать дополнительные параметры и отдельно
создавать модель поворота плоскости графика. Но мы можем посмотреть готовую модель графика электромагнитной волны в электронном учебнике (Учитель физики предлагает учащимся открыть электронный учебник Образовательная коллекция “ Открытая физика”- “Распространение света”) Вопросы по учебнику. Рассмотреть распространение электромагнитной волны в динамике.

Подводим итоги урока

Сегодня мы повторили тему “Компьютерное моделирование” и провели компьютерный эксперимент “Исследование физической модели электромагнитной волны” по всем этапам компьютерного моделирования.

(Оценки) Проводится рефлексия урока (Назовите преимущества использования компьютерного моделирования в исследовании физических процессов; понравился ли урок; чем он вам запомнился; надо ли проводить такие уроки и т.п.)

Первый вариант. Электромагнитные волны

При постановке опытов Герца были использованы:

а) две катушки индуктивности;
б) катушка и конденсатор, соединённые параллельно;
в) катушка и конденсатор соединённые последовательно;
г) нет правильных ответов

Второй вариант. Электромагнитные волны

При постановке опытов Герца были использованы:

а) катушка индуктивности и резистор соединённые последовательно;
б) катушка и конденсатор, соединённые последовательно;
в) катушка и конденсатор соединённые параллельно;
г) нет правильных ответов

Целью опытов Герца было

а) посмотреть, как протекает ток через катушку;
б) посмотреть, как протекает ток через катушку и резистор;
в) получить электромагнитную волну

Целью опытов Герца было

а) посмотреть, как протекает ток через конденсатор;
б) посмотреть, как протекает ток через конденсатор и резистор;
в) получить электромагнитную волну

При проведении опыта:

а) перешёл от закрытого колебательного контура, к проводнику;
б) убрал конденсатор.

Необходимым условием существования электромагнитной волны является существование

а) силы тока;
б) напряжения;
в) ускоренно движущейся заряженной частицы.

Какова характеристика электромагнитной волны она является

а) поперечной;
б) продольной;
в) плоскополяризованной.

Уравнение электромагнитной волны имеет вид:

a) U=U Sin wt;
б) I=I Cos wt;
в) Е=Е Sinw (t-х/v);
г) В=В0 Sin(t-х/v)

При проведении опыта:

а) перешёл от закрытого колебательного контура, к открытому контуру;
б) убрал катушку.

Необходимым условием существования электромагнитной волны является существование

а) силы тока;
б) напряжения;
в) ускоренно движущейся заряженной частицы.

Какова характеристика электромагнитной волны: она является

а) поперечной;
б) продольной;
в) плоскополяризованной.

Уравнение электромагнитной волны имеет вид:

a) U=U Cos wt;
б) I=I Sin wt;
в) Е=Е Sinw (t-х/v);
г) В=В0 Sin(t-х/v)

Вопросы для самоподготовки к уроку

1. Опыты Герца
а) Цель опыта
б) Оборудование
в) Как проводил опыт?
г) Какие результаты получил?
д) Какой вывод сделали из полученных результатов?

2. Почему опыты Герца считаются фундаментальными?
3 .Какое условие необходимо для существования электромагнитной волны?
4. Характеристика электромагнитной волны?
5.Какое доказательство существует тому, что электромагнитная волна является плоскополяризованная?
6.Записать уравнение бегущей электромагнитной волны для вектора Е и вектора В.
7.Указать в этом уравнении характеристики гармонического колебания (амплитуду, циклическую частоту), уметь находить через циклическую частоту собственную колебаний; период колебаний, определять разность фаз.