Урок литературного чтения Д.Мамин-Сибиряк "Емеля-охотник"

Разделы: Начальная школа


Задача урока: Формулирование концепта текста.

Цели урока:

  1. Создание условий для эмоционального переживания.
  2. Обучение приёмам понимания прочитанного.
  3. Развитие умений размышлять над прочитанным, высказывать свою точку зрения, слушать и принимать мнения других.
  4. Формировать творческие способности детей.

МОДЕЛЬ УОКА

I. Психологический настрой.

Эпиграф к уроку: "Детская книга - это солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту почву семян". (Д. Мамин-Сибиряк)

Откройте сегодня свои души, прислушайтесь к своим чутким сердечкам, докажите, что семена доброты уже дали свои росточки.

П. Актуализация темы.

  1. Что можете сказать о писателе, прочитав произведение "Емеля-охотник"?
  2. Какие факты из биографии Мамина Сибиряка помогают глубже понять его произведение?
  3. Можно ли развязку рассказа назвать счастливой?

Чем тронуло вас это произведение?

III. Проверка домашнего задания.

"Внимательный ли ты читатель?"

Тетрадь. С.57,  № 1 (Индивидуально)

Тетрадь. С.57,  № 2 (Индивидуально)

Работа с рисунками у доски.

IV. Работа с текстом.

Чьими глазами автор рисует все события и мир вокруг? (Чаще всего через восприятие Емели-охотника)

В каждой части писатель раскрывает Емелю с новой стороны.

Как писатель раскрывает Емелю в каждой части рассказа?

  • части - ДЕД;
  • части - ОХОТНИК;
  • части- ЧЕЛОВЕК.

Подберите эпитеты - прилагательные к каждому слову.

V. Работа по группам.

1 и 2 группа, используя опорные слова и план работы, составляют образ главного героя.

3 и 4 группа работают в тетради. Стр.58, № 3.

Задания

3 группа - Озаглавить части рассказа.

4 группа - Составить цитатный план.

Сравнение двух планов.

В какой части вы встретились с кульминацией рассказа?

Выборочное чтение:

  1. Какую сцену считаете кульминационной?
  2. Почему Емеля-охотник не выполнил просьбу Гришутки?
  3. Как внук отнесся к поступку деда?

Только ли охотничьи качества Емели привлекают в нём автора и читателя?

Какими качествами личности привлёк вас образ главного героя?

Проверка работы групп 1 и 2. Сравнение описания образа.

ДОБРОТА

МИЛОСЕРДИЕ

БЛАГОРОДСТВО

ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

СОЧУВСТВИЕ

ГУМАНИЗМ

Значение какого слова вам неизвестно? Работа со словарём.

VI. Творческая работа.

Чтение стихотворений, сочиненных дома по данному началу.

Охотник Емеля внука любил ...

VII. Сопоставление двух текстов.

Учебник, стр. 237, вопрос 4.

Что объединяет произведения Д.М. Сибиряка "Емеля-охотник" и А.Куприна "Слон"?

Посмотрите на рисунки к рассказу Д.Мамина-Сибиряка "Емеля-охотник" и скажите, что различает эти рассказы?

VIII. Итог урока.

Можно ли надеяться, что впереди ожидает Емелю и Гришука счастливая жизнь?

Слово учителя.

Позиция писателя - не скрывать от детей жестокой правды жизни, говорить с ними не только о доброте, но и несправедливости, неравенстве, тяготах жизни.

Какова же идея произведения?

Человек должен быть не только хранителем природы, он должен внести в природу элемент высшей человечности, как это делает Емеля-охотник.