Урок литературного чтения. Структура жанра "Скороговорка"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • познакомить со структурой жанра;
  • развивать коммуникативные умения;
  • воспитывать интерес к народному творчеству.

Ход урока

1.Ситуация успеха.

Игра “ Угадай-ка”.

Определи и запиши жанр произведений и данных отрывков. Работа в парах.

(Приложение 1).

2. Разрыв между знаниями и незнаниями.

Проверка выполненной работы.(Считалка, потешка, скороговорка (загадка), сказка)

  1. Почему так решили?
  2. Объяснение выбора жанра к данным отрывкам.

3.Основной. Решение проблемы.

  1. Возникли ли у вас разногласия?
  2. При определении жанра какого отрывка? (Третьего).
  3. Какие гипотезы выдвигались при обсуждении? (Загадка и скороговорка).
  4. Докажите выдвинутые гипотезы.

Дети доказывают свои гипотезы.

Итог обсуждения: скороговорка.

  1. Как думаете, кто является автором всех этих жанров? (Народ).
  2. Верно, все эти жанры являются произведениями устного народного творчества.
  3. Какую задачу поставим на уроке? (Выяснить что это за жанр “скороговорка” и как он строится).
  4. Что поможет вам в этой работе на уроке? (Схемы жанров “считалка”, “потешка”).

Вспомним как строятся эти жанры. (Есть задача, картина жизни, построение картины жизни)

Какова же задача жанра “скороговорка”?

Высказывания детей (Быстро говорить, используют для детей, которые не выговаривают отдельные звуки, рассмешить детей, взрослые люди тоже тренируют речь, например дикторы телевидения, артисты).

Итог обсуждения: Задача скороговорки - научить говорить чисто, преодолевая трудности в произношении слов родного языка.

  1. Нравятся ли вам скороговорки говорить?
  2. Какие знаете скороговорки? (Дети говорят известные им скороговорки).
  3. Почему же вы все смеялись, когда ребята произносили скороговорки? (Было смешно, потому что ребята путались и произносили совсем не те звуки и даже слова).
  4. Что же получается скороговорки нужны, чтобы смешить людей?

Обсуждение детьми вопроса.

Итог обсуждения: весело учить чисто произносить звуки и тренироваться в правильном их произношении.

Работа со схемой. (Заполнение схемы учителем на доске, учащимися на листах).

(Приложение 2).

  1. Как считаете, можно ли назвать скороговорку прикладным жанром? Почему? (Это прикладной жанр т.к. решает практическую задачу).
  2. Какие еще знаете прикладные жанры? (Потешки, считалки).
  3. Почему?

Хотя скороговорка является прикладным жанром, но строится по законам словесного искусства. Поэтому вы можете выделить все известные уровни.

Какие? (Картина жизни, построение картины жизни, звуковой рисунок, ритмический рисунок).

Итак, задача жанра является самым верхним уровнем. (Запись задачи жанра в таблицу).

Следующий уровень картина жизни.

  1. Можно ли упустить этот уровень? (Нет, т.к. без картины жизни не существует ни одно произведение).
  2. Вспомните, какие особенности имеет картина жизни в считалке, потешке? (В считалке может быть понятной и непонятной, т.к. задача считалки посчитаться. В потешке картина жизни связана с действиями, т.к. задача - учить жестам, определенным действиям).

Приведите примеры.

Подумайте, а какая картина жизни может быть в скороговорках?

Чтение скороговорок по учебнику. (с. 32, №8,3).

Дискуссия детей.

Итог обсуждения детей: картина жизни веселая.

  1. Запись в таблице.
  2. Как считаете, какой уровень ведущий?
  3. Выслушиваются мнения ребят.

Итог обсуждения: задача жанра учить произносить звуки, поэтому ведущим уровнем является звуковой рисунок.

Давайте рассмотрим скороговорку (слайд, карточка у детей) Работа в парах.

(Приложение 3).

Проверка выполнения задания.

[АРХ’ИП АС’ИП ОС’ИП АХР’ИП].

  1. Что заметили? (Звуки подражают хрипу[р] [х] и меняются местами, [с] [п]-подражают сипению, слова Осип и осип меняют ударение).
  2. Подумайте, для чего же такие трудности? (Затруднения произношения делает скороговорку трудной учебной задачей).

Вернемся к заданию, которое было в начале урока. Найдите и прочитайте скороговорку.

Стоит гора посреди двора.

- Что о ней можете сказать? (Для произношения она не очень трудная и может использоваться для детей маленьких, повторяется звук [р], который требует тренировки).

Скороговорка растет вместе с малышом. Например, существует продолжение скороговорки про Осипа и Архипа.

Осип орет, Архип не отстает:
Осип охрип, Архип осип.

Вывод: звуковой рисунок играет главную роль в решении задачи жанра.

Запись в схему.

В других жанрах для чего используется звуковой рисунок? (подчеркнуть выразительность картины жанра)

Как же построена картина жизни?

  1. Что особенного в построении предложений? Для этого вспомните схему построения считалок и потешки. (Картину жизни в считалке можно разделить на 3 части: заход, основная часть, выход; в потешке короткие предложения, слова повторяются не всегда можно выделить части).
  2. Можно ли картину жизни в скороговорке разделить на маленькие картинки?
  3. Прочитайте и рассмотрите построение предложений в скороговорке.

Чтение скороговорок по учебнику.

Обсуждение ответов на поставленный вопрос.

Вывод: скороговорку трудно разделить на маленькие картинки, потому что она сама маленькая.

Скороговорка состоит из одного предложения, поэтому уровня “построения картины жизни” в ней нет.

Что особенного в построении предложения? (Скороговорка похожа на потешку , потому что в ней повторяются слова).

Докажи пользуясь словами скороговорки (Колпак переколпаковать, колокол перевы колоковать).

Вывод: повтор слов и их сочетаний, затрудняет произношение скороговорки.

  1. Какие слова используются в скороговорке? (Сходные по звучанию, которые легко спутать Карл-Клара).
  2. Какой уровень еще не рассмотрели? (Ритмический рисунок).
  3. Какой бывает ритм? (Стихотворный и прозаический).
  4. Какой в скороговорке? (Написаны и стихами и прозой).
  5. Почему так решили? Докажите. (Записаны длинной строкой и столбиком).

Вид записи не всегда поможет определить, где стихи, а где проза. Например скороговорку “От топота копыт пыль по полю летит” записывают по- разному.

  1. Какой важный показатель стихотворного ритма существует? (Единица ритма). (Концы строк рифмуются поэтому можно записать в две строчки).

Схема ритмического рисунка. Прохлопать ритм. Нарисовать ритмический рисунок (Заполнение схемы).

(Приложение 4).

Вывод: ритм стихотворный. Основная ритмическая единица - строка.Чтение скороговорок и определение ритмического рисунка.

Вывод: ритмический рисунок- чаще всего стихотворный. Запись в таблицу. И последний уровень – это рифма. Чтение скороговорок и определение рифма.

Вывод: рифма может быть, а может и не быть. Запись в таблицу.

Итог.

  1. Что нового вы узнали?
  2. Ребята, а для чего мы разбирали построение скороговорок? (Чтобы самим попробовать сочинить скороговорку).

Домашнее задание: по выбору сочинить скороговорку, найти скороговорки. (Приложение 5).