Социально-педагогический проект "Школьный информационный телерадиоканал "Юность"

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа


Идея создания социально-педагогического проекта «Школьный информационный телерадиоканал «Юность» возникла в результате реализации разработанной мною «Комплексной программы гражданского и патриотического воспитания учащихся, формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья школьников на основе социального партнерства» (опубликована на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в 2007-2008 учебном году). Это одна из современных инновационных форм гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Тема проекта: «Формирование опыта социально-значимой деятельности как одно из условий решения проблемы воспитания гражданина-патриота».

Актуальность проблемы.

Методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире. Особенно настоятельна необходимость в эффективной системе патриотического воспитания в современной России, находящейся на крутом историческом переломе. В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание. В государственной программе «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на период до 2010 г.» поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.

Сегодня имеется ясное понимание того, что образование на любом его уровне должно не только включать узкоспециальную подготовку, но и формировать личность. Воспитывать гражданские качества, учить человека современным формам общения. Готовить к жизни в быстро изменяющемся мире. Развивать у него способность осваивать новую информацию и принимать эффективные решения.

Структура и организация данного проекта строится с учетом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

Российская Федерация – это демократическое государство. Одним из проявлений демократии является свобода. Свобода распоряжаться своими способностями, свобода определять свой жизненный путь, проявления гражданских и патриотических чувств, свобода выбирать информацию. Газеты, журналы, телевидение обрушивают ее потоком на нас. Как ориентироваться в этом море информации? Как выбрать главное, существенное? Как сформировать патриотическое сознание и гражданское поведение? Как воспитать чувство причастности к судьбе и делам страны? Ответить на эти и многие другие вопросы поможет телерадиоканал.

Цели телерадиоканала «Юность»:

  • расширить кругозор учащихся;
  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
  • помочь проследить за происходящими в обществе политическими и социальными изменениями;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные;
  • осознание своего места в обществе;
  • привитие учащимся гражданских и патриотических чувств;
  • включение школьников в социально-значимые дела и акции, чтобы возникло чувство причастности к судьбе и делам страны;
  • развитие коммуникативной культуры;
  • взаимодействие и партнерство школы и социальных институтов воспитания.

Задачи:

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания в школе;
  • развитие духовно-нраственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными;
  • воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному краю, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
  • способствовать социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности учащихся.

Механизм реализации проекта.

Деятельность по выполнению Комплексной программы наткнулась на ряд сложностей:

  • удаленность школы от социальных партнеров;
  • невозможность, в силу занятости, представителей общественных и государственных организаций придти в школу;
  • отсутствие у школы своего транспорта, недостаток финансовых средств для выезда учащихся школы в районный центр.

Эти и другие причины затрудняют сотрудничество школы с социальными

партнерами. Поэтому возникла идея создания телерадиоканала. Небольшая группа, состоящая из корреспондентов и оператора, снимает сюжет на заданную тему, в школе отснятый материал изучается, анализируется, монтируется. На основе собранного материала пишется сценарий. Затем, в специально оборудованной студии, ведущие телерадиоканала доводят подготовленный материал до зрителя.

Деятельность телерадиоканала – это организация творческой, исследовательской работы учащихся, направленная на реализацию основных векторов «Комплексной программы гражданского и патриотического воспитания, формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья школьников на основе социального партнерства». Подготовкой материала, сбором информации в СМИ, проведением социального опроса, интервьюированием, анализом документов и Интернет-ресурсов, обработкой анкетных данных, разработкой заданий для групп, подбором литературы, разработкой и реализацией проекта, оформлением результатов занимается Редакционный совет. В Редакционном совете сформированы творческие группы: сценаристы, режиссеры, корреспонденты, ведущие, операторы, художники и фотографы. Учащиеся выступают в роли режиссера, корреспондента, ведущего, сами снимают и монтируют фильм.

Главная задача участников проекта не только в поиске, отборе и анализе материала, но и в доступной, интересной, наглядной форме довести его до зрителей. 

Рубрики канала

  1. Месяц в истории
  2. Новости культуры
  3. Региональные вести
  4. Школьная жизнь
  5. Судьба человека
  6. Человек в истории и др.

Содержанием деятельности учащихся при подготовке и проведении телеканала является:

  • изучение детьми исторического и культурного наследия своей страны, села, знакомство с местными и национальными традициями;
  • включение школьников в активное освоение достижений отечественной культуры, национального достояния, духовных ценностей своего народа, жителей села;
  • вклад учащихся в обогащение национальных и местных традиций, активное участие детей в созидательном преобразовании окружающей жизни, развитие культуры села;
  • использование в деятельности воспитательного потенциала местных музеев, библиотеки, учреждений культуры, общественных организаций и других социальных институтов воспитания;
  • обеспечить сменяемость социальных ролей, постоянно расширяя диапазон и повышая уровень освоения социальных ролей школьниками;
  • деятельность детей в составе творческих групп;

Этапы работы над проектом.

Этап разработки проекта:

  • определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности;
  • выбор средств и методов выполнения;
  • обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания;
  • выбор способа оформления результатов и сценария презентации;
  • выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

Реализация проекта:

  • сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;
  • проведение исследования, выполнение заданий;
  • подготовка наглядного материала (таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов);
  • оформление материалов для презентации (фотовыставка, видеопрезентация);
  • контроль и коррекция промежуточных результатов.

Завершение проекта:

  • общественная презентация проекта;
  • экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями;
  • рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.

Составной частью работы телерадиоканала является организация встреч с представителями социальных институтов воспитания: членами районного совета ветеранов войны и труда, воинами-интернационалистами и участниками боевых действий на Северном Кавказе, представителями военкомата, правоохранительных органов, библиотеки, центра противопожарной безопасности и др

Великий французский мыслитель Жан Жак Руссо писал: «Молодость – это время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения». Наш канал рассчитан на широкую аудиторию. Одни готовы воспринять информацию, другие поделиться ею

Работа над проектом помогает ученику:

  • приобретать коммуникативные навыки и умения;
  • самостоятельно приобретать знания и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • участвовать в проектной деятельности, овладеть практическими навыками исследовательской работы: собирать необходимую информацию, анализировать факты, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения;
  • обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • формулировать полученные результаты;
  • пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Компьютер, мультимедийный проектор, видеопрезентация «Школьный телерадиоканал «Юность», видеоматериалы выпусков телеканала «Юность», учебно-методический материал.

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы» М.:ТЦ Сфера, 2006.
  3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. М.: ТЦ Сфера, 2006 .
  4. Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5. Постановление «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Районная программа «Патриотическое воспитание населения м.о. «Киреевский район» на 2005 - 2007 годы. Приложение к решению районного собрания представителей м.о. «Киреевский район» Тульской области от 24.11.04 г. №36-275.
  7. Е.В.Усатова и др. Гражданско-патриотическое воспитание. Волгоград: Учитель, 2006.
  8. Т.А.Орешкина. Героико-патриотическое воспитание в школе. Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Л.В. Байбородов, А.П. Чернявская. Воспитание в сельской школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
  10. Е.М.Беляков, Н.М.Воскресенская Проектная деятельность в образовании. ООО «Преподавание истории в школе», 2007, №4.
  11. А.К.Колеченко энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2008.
  12. Н.К.Беспятова. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М.: Айрис-пресс, 2006.
  13. В.И.Бачевский. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан. Учебно методическое пособие «Основы военной службы». М.: ООО «редакция журнала «Военные знания», 2001.
  14. Воронин А.В. Боевые традиции Вооруженных сил. Символы воинской чести. М.: Армпресс, 2001.
  15. Марков М. Ю. Воинская безопасность. Военнослужащий – защитник своего Отечества. М.: Арм – пресс, 2001.
  16. Шатохин В. Н. Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. М.: Арм- пресс, 2001.

Приложение 1

Приложение 2