Потребительские качества изделий. Методы их оценки. Дизайн-анализ

Разделы: Технология


Цель: научить определять потребительские качества разрабатываемого изделия и использовать дизайн-анализ готовых изделий в проекте на этапе исследования.

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить с понятием «потребительские качества»;
  • Познакомить с дизайн-анализом, его некоторыми возможностями;
  • Научить выполнять дизайн-анализ «Взгляд пользователя» и «Атрибутный дизайн-анализ».

Воспитательные

  • Воспитывать организованность, самостоятельность;
  • Прививать уважение к чужому мнению и умение аргументировать свою точку зрения;
  • Формировать активную жизненную позицию.

Развивающие

  • Развивать критичность ума, мыслительные операции, внимание, логику и проч.;
  • Расширять кругозор.

Профориентационная

  • Прививать интерес к профессии дизайнер.

Тип урока: комбинированный.

Основные формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: метод проектов, упражнения, мозговой штурм.

Оборудование и материалы: листы для работы над проектом, различные кухонные лопатки, письменные принадлежности.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Уточнение-проверка состояния работы над проектом.

Учитель:

  • Дома вы должны были подумать, поговорить с родными, внимательно изучить кухню и определить, что и для кого конкретно вы будете разрабатывать в ходе проекта.

Учащиеся выполняют запись в листе проекта:
«ПРОБЛЕМА: я выяснил(а), что…., поэтому решил(а) разрабатывать….
ЗАДАЧА: разработать и изготовить в качестве кухонного комплекта… для…….»

3. Новый материал.

Учитель демонстрирует кухонные лопатки.

  • Сегодня я специально выбрала хорошо знакомые всем предметы. Посмотрите, какие они разные. Представьте себе, что вы пришли в магазин, и вам нужно выбрать кухонную лопатку. По каким критериям вы будете ее выбирать?

Фиксирует на доске ответы учащихся. В случае необходимости, провоцирует их на нужные ответы, демонстрируя им ту или иную лопатку. Приложение1
Останавливает работу, когда получает достаточные для дальнейшей работы параметры.

  • Как можно назвать все эти характеристики изделия в целом? Ведь практически по этим же критериям мы будем выбирать и другие промышленные изделия.

Приводит пример с выбором пылесоса.

  • «Потребительские качества» - это понятие, относящееся не только к области дизайна изделий. Оно применяется и юристами. Потребитель может вернуть изделие в магазин, если оно не соответствует потребительским качествам.
  • Сегодня мы выясним, какими бывают потребительские качества изделий. Как их можно оценить. И как выяснить, о чем думал дизайнер при разработке того или иного предмета.

Потребительские качества – это основные критерии, играющие решающую роль при выборе нужного изделия из нескольких альтернативных вариантов со схожими или близкими функциями.
Список потребительских качеств обычно включает:

  1. функциональные,
  2. экономические,
  3. антропологические характеристики.

Предлагает учащимся проиллюстрировать группы характеристик примерами из указанных на доске качеств. Отмечает данные качества.

  • Давайте разберемся, какие характеристики относятся к антропологическим. Что значит это слово?

Антропологические характеристики учитывают человеческий фактор и соответствие изделия ему. Это те характеристики, которые отвечают за приспособление изделия к человеку, снижение дискомфорта, повышение эмоций оттого, что пользуешься данным изделием, уменьшение вредных воздействий.
Выделяют следующие критерии антропологических характеристик:

  1. эргономичность,
  2. красота,
  3. безопасность,
  4. экологичность.

Эргономичность обозначает степень удобства изделия, экономию времени и энергии при использовании предмета.
Вновь предлагает учащимся проиллюстрировать группы характеристик примерами из указанных на доске качеств. Отмечает данные качества.

  • А теперь представьте себе, что вы – дизайнер, которому заказали разработать именно ту лопатку, которую вы держите в руках. Рассмотрите ее внимательно. Скажите, что вы должны были учесть, о чем вам нужно было подумать, чтобы разработать данное изделие?

Фиксирует на доске ответы учащихся. В случае необходимости, провоцирует их на нужные ответы, демонстрируя им ту или иную лопатку. Приложение2
Останавливает работу, когда получает достаточные для дальнейшей работы параметры.

  • В чем принципиальная разница между этими двумя звездочками? Каждый раз мы анализировали одно и то же изделие.
  • Для дизайнера важную роль играет технологическая сторона проектирования. Он должен продумать все, что связано с трудоемкостью изготовления, стандартизацией и унификацией, использованием материалов, расчленением изделия на элементы и т.д.
  • Все изделия проектируются для того, чтобы сделать жизнь людей лучше. Наше изделие тоже должно облегчить работу или небольшой кусочек жизни конкретного человека и украсить ее своим присутствием. Поэтому на этапе исследования будет полезно проанализировать изделия, аналогичные вашему, со схожими или близкими функциями, т.е. изделия с такими же потребительскими качествами. Чтобы понять,

почему дизайнер сделал его именно таким, на что вам нужно обратить внимание при его разработке, и какие качества могут оказаться полезными для вашего случая.

  • Научиться думать, как дизайнер нам поможет упражнение «Дизайн-анализ».

Цель дизайн-анализа – познакомиться с изделием и попытаться представить, как размышлял дизайнер, какие решения он принимал в процессе проектирования данного изделия.
Такой анализ можно строить на основе вопросов, которые указаны в раздаточном материале Приложение3

4. Практическая работа.

Знакомит учащихся с «Анализом пользователя». Опираясь на Приложение2 и Приложение3, устно фронтально проводит с учащимися данный вид дизайн-анализа одного изделия. Обращает внимание на расхождение в оценке одних и тех же параметров изделия у разных людей.

Предлагает зафиксировать оценки параметров изделия в таблице Приложение4. Выполняет аналогичную таблицу на доске, заполняя ее одновременно с учащимися, которые работают на листах проекта.
Знакомит учащихся с «Атрибутным анализом» и его назначением и возможностями.

Учащиеся работают в группах.
Группы обмениваются изделиями. Выполняют анализ 2-3 лопаток по тем же параметрам. Оценки параметров и свои ощущения вновь фиксируют в таблице.

Учитель подводит итоги дизайн-анализа, помогает учащимся сформулировать вывод.

5. Закрепление.

  • Атрибутный анализ позволяет получить больше информации, чем анализ пользователя. Так как в проекте его проводят на стадии исследования, сравнение параметров схожих изделий дает возможность более точно определить качества, подходящие для разработки собственного. На основе вывода можно, например, формулировать требования к своему будущему изделию, его критерии.

Учитель просит учащихся, опираясь на данные атрибутного дизайн-анализа, проиллюстрировать группы потребительских качеств изделий.
Объяснить значение термина «эргономичность».

6. Домашнее задание.

Выбрать три изделия, аналогичных проектируемому. Выполнить на листе проекта атрибутный дизайн-анализ.

Используемая литература:

1.Павлова М.Б., Пит Дж.
Дизайн-подход как основа обучения (серия «Развитие детского творчества через технологические проекты»). - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000
2.Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.