Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе "Политическая система и ее роль в жизни общества"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • дать общую, целостную характеристику современной политической сферы как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, показать их комплексное взаимодействие на окружающую среду и комплексное реагирование на происходящие в ней изменения, раскрыть значимость демократической системы в жизни человека и общества;
  • развивать логическое мышление, монологическую речь, память, навык работы с дополнительной литературой, умение отстаивать собственную точку зрения;
  • воспитывать толерантное отношение к воззрениям других людей, культуру речи, интерес к предмету, формировать активную гражданскую позицию.

Оборудование: учебник Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию./ Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 1999., фрагмент видеофильма «Политики и правительство», схемы.

Эпиграф к уроку:

Люди убегают от политики, неся на своих плечах политиканов.
Аркадий Давидович.
Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается вами. Ш. Монталамбер

Ход урока.

I. Орг. момент.
Проверяется готовность к уроку
Вступительное слово учителя.
Много лет назад на одной из улиц Лондона работал художник. Редкие прохожие (день выдался ненастным), заглядывая через плечо, гадали: похоже или нет. Сходство было поразительным, мастеру удалось передать даже знаменитый лондонский туман. Этим художником был ни кто иной, как Клод Моне, а главным объектом своей картины он выбрал здание английского парламента. Но сегодня на уроке мы будем говорить не о достоинствах и недостатках творчества Моне, а о парламенте. Точнее, о том, частью чего он является. Сегодня мы будем говорить о власти, политике, политической деятельности и о том, какое место в нашей жизни они занимают.
 
1. Актуализация знаний.

  • Дайте определение терминам: общество, социальный статус, стратификация общества, объект, субъект.

2. Изучение нового материала.
Каждому из нас знакомо слово – власть. Давайте вспомним, какие виды, проявления власти нам известны.
(на доске чертится схема, учащиеся переносят ее себе в тетрадь, по мере урока схема дополняется, исправляется и т. д.) Приложение 1

Говоря о политике, обычно имеется в виду политическая власть. Что такое политическая власть и каково ее общественной предназначение?
Работа с документом.
1. Политическая власть — это навязанная обществу самодов­леющая сила, которая с помощью принуждения заставляет боль­шинство граждан из страха подчиняться своим решениям, при­нося только беды и несчастья.
2. Политическая власть не навязывается обществу, а, напро­тив, создается им для урегулирования многообразных социаль­ных интересов и возникающих конфликтов, достижения обще­ственного согласия. Однако это согласие основано на страхе, т. е. носит принудительный, насильственный характер по отно­шению к членам общества.
3. Политическая власть — это необходимая обществу органи­зованная сила, обеспечивающая устойчивый порядок и стабиль­ность общества. Она, как и любая власть вообще, предполагает повелевание одних и подчинение других.
Вместе с тем средствами властного повелевания может быть не только сила, но и авторитет, право, традиции и др. Поэтому подчинение власти далеко не всегда основано на страхе. Оно мо­жет быть основано на внутреннем согласии с ней, личной заинте­ресованности гражданина в реализации политических целей.
Далее последовательно ставятся и рассматриваются совмест­но с учащимися следующие вопросы:
Что общего и в чем различия приведенных точек зрения? Какая из них в наи­большей степени отражает сущность политической власти?

Справка. Выступление подготовленного ученика с сообщением об истории развития теории государственной власти.
Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от законодательной или исполнительной.
Ш. Монтескьё
Скажите, какой орган власти представляет исполнительную власть в нашей стране? А в Англии? Во Франции? Совершенно правильно, это правительство.
(просмотр видеофрагмента (находится у автора разработки урока), дополнение схемы)
В апреле 2006г отмечался 100-летний юбилей со дня создания Государственной Думы. К сожалению, судьба ее печальна – работа длилась чуть более месяца. В современной России срок деятельности состава Думы – 4 года.
(просмотр видеофрагмента «Работа Думы», дополнения в схему)
Но, говоря о политической власти, нельзя не сказать о политической системе. Как вы думаете, из каких компонентов состоит политическая система? (политические отношения, политические организации, политические партии и организации, политические нормы, теории и т. д.)
Давайте познакомимся с политическими институтами чуть подробнее.
(Учащиеся читают учебник, с. 332-333, и заполняют сравнительную таблицу)

Политические партии и общественно-политические движения

Сходства Различия
  Партии Движения
   

(В качестве закрепления уч-ся предлагается выполнить задание №5, с. 337)
Взаимодействие различных компонентов политической системы складываются в определенный порядок или политический режим. Сильная государственная власть в лице группы политиков, возглавляемых лидером, неизбежно ведет к складыванию тоталитарного режима, сильная исполнительная власть – к авторитарному режиму. К складыванию самого прогрессивного политического режима ведут сильные политические партии и движение (исключить однопартийную систему)
Далее учащимися раскрывается значение терминов – консенсус и компромисс. (Выполнение задания №6,9, с.337)

III. Закрепление.
Задание 1. Какие из нижеприведенных политических явлений входят в число основных структурных элементов политической системы:
а) политические отношения
б) популизм
в) политическая культура
г) политический режим
д) политические организации
е) политические нормы
ж) политический плюрализм.
Задание 2. Как вы понимаете следующее определение «Партия – коллективный политический лидер»? Могут ли быть в рядах одной партии люди с различными интересами, придерживающиеся различных взглядов?(Приложение 2)

IV. Домашнее задание. Текст параграфа №40.
1-й вариант. №11, с. 337 – письменно
2-й вариант. Эссе. (высказывание Монталамбера)
3-й вариант – опережающее задание.
Создание теории правового государства ученые связывают в первую оче­редь с именем немецкого философа XVIII в. И. Канта, которому принадлежат следующие суждения:
— целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться;
— каждое лицо, независимо от его социального статуса, обладает совокупно­стью прирожденных (естественных) прав, вечных и неизменяемых; независимо­стью чужой воли, свободой самоопределения, настолько широкой, насколько она совмещается со свободой других;
— между государством и гражданином заключается своего рода договор, со­гласно которому все вместе и каждый в отдельности делегируют свою внешнюю свободу, так как это неизбежно для всякого сообщества;
— способом достижения правомерного государства является разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (правительство), су­дебную (суд присяжных). Каждая из них имеет право на автономию, не выходя за пределы отведенной ей компетенции.
Опираясь на ранее изученный материал, определите, какие идеи и практиче­ские образцы питали эту теорию. Какую проблему общественной жизни пыта­лись разрешить Кант и его предшественники?