Образовательный проект "Развитие исследовательских умений у учащихся через выполнение проектов по декоративно-прикладному искусству и народному творчеству с использованием ЦОРов"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, исследовательские, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. Проектная технология личностно ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Это приоритетная форма организации работы учащихся.

Проектная образовательная технология предполагает самостоятельную деятельность учащихся, использование исследовательских приемов, наличие проблемы, требующей интегрированных знаний: это переход от авторитарного стиля обучения  к взаимодействию «учитель – ученик». Важно также, что проектная технология позволяет развивать коммуникативные навыки и образность мышления учащихся. Огромную роль при этом играет постоянное общение с учителем, советы и консультации которого способствуют становлению и развитию ученика как исследователя – это  подтверждает актуальность проекта.

Кардинальное отличие проектного обучения от классических  методов заключается в том, что в основном на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно. Ставят цели и определяют пути их достижения, осуществляют поиск, отбор, анализ и обобщение необходимой им информации.

Сформировать глубокие познавательные интересы к выполнению проекта у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом занятии было интересно, тогда у многих из них первоначальная заинтересованность перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но он может снять равнодушие, а это в работе по активизации исследовательской деятельности факт немаловажный.  В роли приема, входящего в методы формирования интересов к исследованию, выступают аналогии, например, при рассмотрении разнообразия видов орнамента проводятся аналогии между формой орнамента и его значением, что делает легенду о возникновении символов оберега еще более занимательной. При исследовании формы и силуэта одежды учащиеся находят связь между названием формы и силуэта и геометрической фигурой. Занимательность присутствует когда учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно – прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии по залам Музея этнографии или Русского музея в Санкт – Петербурге, проходящей в режиме on-line или выполненной преподавателем или ученицей как творческий проект презентацией. Помимо данного программного продукта с целью активизации исследовательской и познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

В начале обучения максимальное внимание уделяется раскрытию творческих возможностей учениц  в конкретных видах декоративно – прикладных искусств.  В основу эксперимента был положен личностно – ориентированный подход, в соответствии с которым  развитие учащихся происходит в процессе учебно-познавательной и творческой деятельности. В основу мотивационно – ценностного компонента легло формирование, воспитание качеств личности, определяющих направленность творческой деятельности.

Программа обучения построена с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их потребностей и интересов, что позволяет целенаправленно поэтапно развивать творческие способности. Отрадно, что новое поколение делает переоценку взглядов нравственных и этических и интересуется  историей края, его природой, его населением и культурой, самобытными традициями Севера.

Данный проект учитывает возрастные и психологические особенности учащихся, связывает  трудовое воспитание  с духовными корнями, историей народной культуры, традициями и обрядами. Эта позиция находит свое отражение и развитие во многих  проектах, разработанных учащимися: «Декоративно – прикладное искусство в костюмах народов Крайнего Севера», «Орнамент в костюмах, традициях и обрядах народов Крайнего Севера», «Вышитая картина», «Вышивка в интерьере жилого дома», «Вышивка бисером», «Элементы классики в современной молодежной моде», «Многообразие русского народного костюма». Темы творческих проектов, выполненных учащимися  в рамках образовательного проекта, были подобраны с учетом социального заказа учителей и учащихся гимназии   (использование национальных костюмов  на уроках  краеведения, истории, литературе, на праздничных мероприятиях, оформление рекреаций гимназии вышивками, оформление кабинета технологии).

Общие сведения

  • сроки реализации проекта -  сентябрь 2006 – май 2008гг. По продолжительности проект относится к долгосрочному.  Вся работа  по реализации данного проекта проводится в рамках ученических научных  обществ, уроков технологии,  элективов, факультативов
  • этапы реализации  образовательного проекта –
  • Сентябрь 2006 года – март 2007 года  «Декоративно – прикладное искусство в костюмах народов Крайнего Севера», «Роль костюма и орнамента в традициях и обрядах народов Таймыра»
  • Апрель 2007 – ноябрь 2007 – «Элементы классики в современной молодежной        моде»
  • Ноябрь 2007 –май 2008 – «Многообразие русского национального костюма»
  • Май 2008 года – подведение итогов работы по образовательному проекту.
  • участники проекта -   5 учителей гимназии, 2 учителя других образовательных  учреждений  района Кайеркан, 153 ученика
  • гипотеза проекта заключается в предположении, что реализация образовательного  проекта  будет эффективной, если:
    • создаются благоприятные условия для творческого роста и получения обучающимися нравственных,  этических  знаний и предметных компетентностей по истории края,  природы,  населения и культуры народов Севера;
    • соблюдается личностно-ориентированный подход  в  практической деятельности   учащихся
  • объект проекта -  проектная деятельность обучающихся по декоративно – прикладному искусству и народному творчеству на уроках технологии, элективных курсах,  факультативных курсах, научных обществах учащихся  с использованием цифровых образовательных ресурсов;
  • предмет проекта – создание, апробирование, внедрение информационных продуктов и информационных педагогических технологий в образовательный процесс;
  • цель проекта – создание условий для повышения мотивации учащихся на самостоятельное изучение и анализ направлений народного творчества, разработку и представление собственных проектов

задачи проекта

содержание

развивающие

развитие умений:

- поисковых  (самостоятельно генерировать идеи, привлекая знания из различных областей, самостоятельно находить недостающую информацию, находить несколько решений одной проблемы);

- коммуникативных (отстаивать свою точку зрения, общаться в процессе групповой работы);           

- презентационных ( умения использовать различные средства наглядности в ходе выступления);

- менеджерских (планировать деятельность, анализировать результат собственной деятельности)                                                                                                           

обучающие:

знакомство с историей  народного творчества, направлениями народного творчества, материалами и техникой исполнения, художественной выразительностью, цветовым и фактурным решением

воспитательные:

развитие сотруднических умений и навыков, воспитание       чувства ответственности, понимания ценности и значимости народного творчества и искусства в жизни человека

практические:

обмен и анализ информацией, сбор информации с помощью средств информационно – коммуникативных технологий и Интернет

Результат проекта (продукт) – умение учащихся создавать:

  • творческие проекты с исходным продуктом в форме готовых изделий, полностью  отвечающих  всем технологическим требованиям;
  • цифровые образовательные ресурсы

Мероприятия, осуществляемые в ходе проекта

  • Проведение семинаров и творческих мастерских по теме проекта для  учителей  и учащихся района Кайеркан.
  • Сетевое взаимодействие образовательных учреждений района Кайеркан (межшкольные профильные лаборатории, межшкольные творческие мастерские)
  • Подготовка учебных материалов  (инструкционные карты, готовые образцы, презентации)
  • Методическая работа с преподавателями других образовательных учреждений по использованию материалов на различных носителях (Интернет - ресурсы, магнитные и лазерные носители, печатные материалы), подготовленных в рамках проекта.
  • Проведение экспериментальных занятий в  разновозрастных группах
  • Распространение опыта, полученного в результате работы над проектом

Ожидаемые результаты

  • Использование педагогами новых технологий в своей работе
  • Повышение квалификации учителей технологии
  • Использование национальных костюмов  на уроках  краеведения, истории, литературе, на праздничных мероприятиях
  • Оформление рекреаций гимназии вышивками
  • Оформление кабинета технологии
  • Повышение интереса к проблемам популяризации технологического образования в  обществе
  • Доступная для широкого круга педагогов и учащихся база материалов по трудовому образованию (Интернет - ресурсы, магнитные и лазерные носители, печатные материалы, статьи в периодических педагогических изданиях)

Кому адресован проект

Преподавателям и учащимся школ, учреждениям дополнительного образования, занимающимся вопросами трудового обучения, обладающим возможностями пользоваться материалами ЦОР

Подпроекты образовательного проекта:

«Декоративно – прикладное искусство в костюмах народов Крайнего Севера»

Цель проекта

Возрастная категория

Результат

Знакомство с историей  народного творчества, направлениями народного творчества, материалами и техникой исполнения, художественной выразительностью, цветовым и фактурным решением. Изготовление сценических костюмов народов Таймыра.

13-17 лет

1. НПК г.Норильск – Диплом Лауреата

2. Региональный конкурс «Северное сияние» - Диплом Лауреата, приз Главы г.Дудинка

3. Выставка творческих работ учащихся  СЮТ – Диплом 1 степени

4.Всероссийский конкурс «Первые шаги» - Диплом

5.Всероссийский конкурс «Одаренные дети» - участие, публикация

6. Выставка творческих работ учащихся ДДТ, Кайеркан – Диплом 1 степени

7. Выставка творческих работ учащихся в Картинной галерее г.Норильск– Диплом 1 степени, сертификат

«Роль костюма и орнамента в традициях и обрядах народов Таймыра»

Цель проекта

Возрастная категория

Результат

Знакомство с историей  народного творчества, направлениями народного творчества, материалами и техникой исполнения, художественной выразительностью, цветовым и фактурным решением. Ролью костюмов и орнамента в нем, в традициях и обрядах  народов Крайнего Севера. Изготовление сценических костюмов народов Таймыра.

14-17 лет

1. НПК г.Норильск – Диплом Лауреата

2. Региональный конкурс «Северное сияние» - Диплом Лауреата, приз Главы г.Дудинка

3. Выставка творческих работ учащихся  СЮТ – Диплом 1 степени

4.Всероссийский конкурс «Первые шаги» - Диплом

5.Всероссийский конкурс «Одаренные дети» - участие, публикация

6. Выставка творческих работ учащихся ДДТ, Кайеркан – Диплом 1 степени

7. Выставка творческих работ учащихся в Картинной галерее г.Норильск– Диплом 1 степени, сертификат

«Элементы классики в современной молодежной моде»

Цель проекта

Возрастная категория

Результат

Выбор, конструирование, моделирование и пошив одежды в соответствии со своим представлением о себе.

15-17 лет

1. Лауреаты НПК г. Норильск, Диплом

2.Всероссийский конкурс «Портфолио», Диплом

3. Городской конкурс творческих работ учащихся ДДТ, Кайеркан, Диплом

«Многообразие русского национального костюма»

Цель проекта

Возрастная категория

Результат

Способствовать формированию  эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного оформления одежды при создании современных изделий, раскрыть творческие способности учащихся.

14-17 лет

1. НПК, г.Норильск – Диплом 1 степени

2. Всероссийский конкурс «Портфолио» - Диплом

3. Выставка творческих работ учащихся СЮТ – Диплом Лауреата

4. Выставка творческих работ учащихся ДДТ – Диплом 1 степени

Критерии оценок учебных проектов

Критерии

Диапазон оценок

(баллы)

Актуальность

1-5

Новизна

1-5

Практическая и научная  значимость

1-5

Определение потребности

1-5

Формулирование задачи проекта

1-5

Уровень выполненных исследований

1-5

Разработка и анализ идей проекта, выбор лучшей идеи

1-5

Проработка лучшей идеи

1-5

Технология изготовления, реализации идеи

1-5

Самооценка проекта учащимися

1-5

Защита проекта

1-5

Овладение навыками обработки материалов

1-5 (оценивается на заключительном этапе)

Владение правилами безопасности работы

1-5 (оценивается на заключительном этапе)

Итоговая оценка

 

Приложение