Миф о трудном подростке

Разделы: Школьная психологическая служба


Как помочь ребенку в период подростковых изменений 

Как известно, многим подросткам свойственны временные отклонения в поведении. Таких детей относят к категории подростков с осложненным поведением, говоря также о кризисе подросткового возраста, который характеризуется повышенной «трудновоспитуемостью».

Когда говорят о «трудных» детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми, но не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. «Трудные» дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Осложненное поведение подростков обуславливается тремя основными факторами:

  1. педагогической запущенностью;
  2. социальной запущенностью;
  3. отклонениями в состоянии здоровья.

В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

На возникновение недостатков характера влияет также игнорирование педагогами возрастных особенностей школьников. Так, неудовлетворенные потребности подростка быть, или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему, как к неразумному ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у школьников упрямства, капризности, негативизма, грубости. Иногда возникают и более серьезные характерологические деформации, что, как правило, вызывает тяжелые и продолжительные конфликты с педагогами; скрытое или явное противостояние им. На закреплении отрицательных черт характера сказывается отношение к подросткам, как учителей, так и сверстников.

Неблагоприятно влияет на ребенка переоценка или недооценка взрослыми недостатков его характера. Недостатки характера – это устойчивые отрицательные формы поведения человека.

Лучше, например, говорить учащемуся о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у школьника веру в возможность искоренения у него этого недостатка.

В категории обычных недостатков характера учащихся выделяют два вида недостатков:

  • недостатки, проявляющиеся в деятельности ученика;
  • недостатки в отношении его к себе и другим людям.

К первому виду относятся: леность, пассивность, неорганизованность и неаккуратность, отсутствие настойчивости. Ко второму виду относятся эгоизм, эгоцентризм.

1. Ленивые дети.

Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться.

Леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют все прихоти и капризы, не побуждая его к целенаправленной учебной или трудовой деятельности. Многие из таких детей не умеют быть усидчивыми при необходимости, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами.

Мощным фактором, влияющим на снижение интереса к учебе, может оказаться для школьников отдаленная во времени действенность обучения. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. Соответственно, многие из них перестают интересоваться учебой в школе теперь, не соотнося сегодняшние успехи с будущей взрослой жизнью.

Воспитательное воздействие на ленивых детей и подростков следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников чаще приходится иметь дело не с ленью, а с неорганизованностью. В преодолении этого им можно помочь.

У подростков же важно преодолеть представление, что учеба – это удел маленьких детей и «зубрил», а также предоставить им возможность проявить свою взрослость как осознанное стремление к познавательной деятельности.

2. Подростки с пассивным поведением

Пассивность нередко возникает из-за переутомления школьников. Этому способствуют:

  • перегрузки на уроках;
  • неумение сосредоточенно готовить домашние задания;
  • длительное сидение за компьютером;
  • частые посещения гостей.

Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых происходят возрастные изменения.

Способствуют возникновению и закреплению пассивности у детей такие черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе. Следует рекомендовать преодоление у школьников застенчивости и неуверенности в себе посредством включения в деятельность школьной малой группы, выполнения общественных поручений.

Сюда же относят и понятие «интеллектуально пассивные дети». Оно выражается через следующие психологические особенности:

  • недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков;
  • отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;
  • отсутствие познавательного отношения к действительности.

Выделяются следующие причины значительного снижения учебной активности подростков:

  • недостатки в воспитании деятельностных мотивов учения;
  • усложнение учебного материала на средней ступени школьного образования;
  • нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи либо с завышенной самооценкой и легкостью в овладении знаниями в начальной школе, либо с заниженной самооценкой, возникшей из-за стойкой неуспеваемости;
  • снижение контроля родителей над школьниками или, наоборот, слишком мелочный контроль;
  • переключение внимания многих подростков на внешкольную деятельность: участие в кружках, клубах, секциях, спортивных мероприятиях, увлечение компьютерными играми.

Основной причиной интеллектуальной пассивности у подростков часто является невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость. Причиной интеллектуальной пассивности детей может быть также болезнь. В случае обнаружения болезни, задача выздоровления должна стать приоритетной. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно оздоровить его и укрепить физическую выносливость.

3. Неорганизованные школьники

К неорганизованным учащимся относятся:

  • дезорганизаторы
  • мало организованные
  • частично организованные
  • «заорганизованные» дети.

Невольные дезорганизаторы не ставят своей сознательной целью нарушение учебно- воспитательного процесса в классе, но неосознанно нарушают его. Такие учащиеся постоянно спорят и пререкаются с преподавателями по любому поводу, затевают бесконечные дискуссии, вносят дополнения и поправки в объяснения педагога. Мотивом поведения этих школьников является желание самовыражения и самоутверждения. У подростков к этому добавляется возрастная особенность – повышенная критичность мышления, переходящая в критиканство. Педагогам следует нейтрализовать крайние проявления их активности при помощи доказательности и обоснованности своих суждений, сдержанности в общении. Учителю не следует в таких случаях поддаваться раздражительности, а проявить терпимость и понимание.

Малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивны. Это происходит не только не из-за отсутствия у них знания о навыках организаторской деятельности, но, прежде всего, из-за нежелания ограничивать свою свободу какими-либо рамками.

Нередки среди школьников, особенно средних и старших классов, частично организованные учащиеся. Это чаще всего выражается в том, что ученик хорошо организует свою деятельность по каким-то немногим учебным предметам, а по другим занимается кое-как. В процессе работы с такими подростками следует серьезно подумать о профилактике подростковых правонарушений, особенно в период каникул. Полное безделье в течение продолжительного времени порождает у подростка нежелание и в дальнейшем учиться и трудиться.

«Заорганизованный» школьник слепо подчиняется установленному в школе и семье порядку. Он лишен самостоятельности и критичности, в трудных жизненных ситуациях не может проявить инициативу, а ждет указаний. К внутренне «заорганизованным» школьникам относятся чрезмерно активные и жестко самоорганизованные люди, которые не знают пределов своих физических и умственных возможностей. Их называют «трудоголиками». Подростки чувствуют свои значительно возросшие физические и умственные силы, но не осознают их пределов. Между тем, подросткам очень хочется заявить о себе как о взрослом человеке. Они берутся за дела, которые не всегда им по силам. Отсюда нередкие в этом возрасте психические и физические срывы, надломы, разочарования, апатия.

Лучшим средством исправления недостатков указанных категорий школьников является воспитание и самовоспитание у них организованности. Можно говорить о трех ее видах:

  • повседневной организованности;
  • длительно нацеливающей организованности;
  • организованности в виде лидерства, то есть умения организовывать других.

Воспитание организованности начинается с формирования навыков повседневной организованности: умение планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.

В основе воспитания повседневной организованности лежит определение школьником с помощью взрослых меры своих индивидуальных и возрастных возможностей.

Определение разумной меры учебного труда и отдыха позволяет школьнику выработать для себя гигиенически обоснованный режим дня.

Для самостоятельного выполнения режима дня ребенку важно привить чувство времени.

Повседневная организованность школьника связана с его аккуратностью, добросовестным, ответственным отношением к делу, с систематичностью его деятельности.

4. Ненастойчивые школьники

Настойчивость - необходимая черта характера современного человека. Она выражается в особенности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели.

Ненастойчивые дети либо вообще не ставят труднодостижимых или далеких целей с их точки зрения, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении.

Н.Д. Левитов указывает следующие основные пути воспитания настойчивости у школьников:

от родителей требуется тщательный контроль над выполнением детьми любой работы: небрежно выполненное дело не следует принимать, а добиться от ребенка приемлемого результата деятельности;

в труде и учебе следует ставить перед школьниками интересные задачи, увлекать положительными примерами

при первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним на помощь и устранять все препятствия самим: подростки должны учиться самостоятельно преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы и переживать радость успеха.

Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием других черт характера: активности, организованности, упорства, уверенности в себе, сознательности и других.

5. Эгоистические школьники

Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он проявляется в том, что в центр всей жизни подросток ставит свое индивидуальное «Я». Так, его важной жизненной потребностью является пребывание в центре внимания сверстников, становятся необходимостью постоянные похвалы в его адрес, восхищение его необыкновенными способностями. В семье такой школьник требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него, чтобы все внимание близких было сконцентрировано только на его нуждах и потребностях.

У детей и подростков групповой эгоизм, как правило, связан с семьей, компанией приятелей во дворе, сверстниками в классе.

Устранить или свести к минимуму действие тех причин, которые вызывают эгоизм можно только при индивидуальном подходе. Необходимо также не только устранять недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию у него таких качеств, как альтруизм (бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других людей своими личными интересами), товарищество, забота о более слабом человеке.

6. Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые дети

Недисциплинированные дети – это учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют им наибольшее беспокойство. Ведь своим поведением эти ученики мешают проведению занятий, дезорганизует весь учебно – воспитательный процесс. В силу этого между ними и учителями нередко возникают конфликты.

Прежде всего, надо выяснить причины подобного нежелательного поведения. Наиболее распространенной недисциплинированности у детей, особенно у подростков, является избыток энергии и неумение разумно проявить свою инициативу. В данном случае важно формировать у подростков интерес к общественно полезной деятельности, рационально направлять проявления их активности.

Не так уж редки конфликтные ситуации и в процессе взаимодействия учителя с упрямыми, непослушными, капризными детьми. Решая такие проблемы, учитель должен действовать твердо, быть требовательным, но одновременно доброжелательным и тактичным.

Для окончательного устранения конфликтов с упрямыми детьми надо знать причины, вызывающие этот недостаток. Основной путь профилактики и искоренения упрямства – устранение причин, вызывающих этот недостаток, учет потребностей и интересов ребенка, организация правильного режима учебы и отдыха, нормальные взаимоотношения в семье и школе, разумная требовательность, включение в коллективную творческую деятельность сверстников.

Грубые дети – это такие дети и подростки, которые часто провоцируют конфликтную ситуацию или оказываются в ее условиях. Для разрешения конфликта надо снять вызывающие его причины, понять, чем конфликт вызван. Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т.д.). Устраняют грубость ребенка в этих случаях уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности, разумная организация его активности.

Грубое поведение может быть ответом на несправедливые действия взрослых. В таком случае конфликт устраняется посредством исправления взрослыми своей ошибки. Ребенок может также проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления правильно организованный режим занятий и отдыха, а также корректное поведение взрослых.

Лживость детей бывает вызвана разными причинами:

  • боязнью наказания;
  • стремлением, во что бы то ни стало, привлечь к себе внимание окружающих;
  • желанием скрыть свой неблаговидный поступок или проступок товарища.

Очень важно в таких случаях акцентировать уважение к правдивости ребенка, объясняя ему, что лживость отягощает совершенный проступок, является социально не одобряемым качеством личности и, в итоге, не принесет ничего полезного или приятного. Что же касается наказания, то значительно результативнее избегать таких видов воздействия, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

7. Школьники – педанты

Педантичные школьники чрезвычайно добросовестны. Они стараются делать все очень тщательно, аккуратно и точно. Чувство излишне повышенной ответственности, стремление выполнить все поручения предельно правильно нередко вызывают у таких подростков неуверенность в себе и побуждают их без особой охоты необходимости прибегать к частым перепроверкам сделанного.

Слабость их характера отчетливо обнаруживается, когда им поручают большую и срочную работу, не требующую тщательного исполнения в деталях. Лишенные возможности проявить свою сверхаккуратность и точность, педанты могут прийти в возбужденное состояние и вступить в конфликт с окружающими. Поэтому им лучше не поручать подобных заданий.

Особенности личности педантов заключаются в том, что при неблагоприятных условиях могут возникать трудности в общении с ними. Для ликвидации подобного состояния надо приучать педантов к дисциплине, формировать у них силу воли, позволяющую не погружаться бесконечно в свои сомнения, а своевременно переходить к последующим действиям или мыслительным операциям.

8. Учащиеся с акцентуированными чертами личности

Обычно основанием для оценки акцентуаций темперамента и характера служит продолжительность наблюдаемых отклонений в поведении, составляющая шесть и более месяцев. Такое поведение может включать нарушения дисциплины, асоциальные, противоправные, суицидальные и самоповреждающие поступки. Они по своему происхождению могут обуславливаться различными отклонениями в развитии личности и способом ее реагирования на действия окружающих.

Чаще всего такое поведение – реакция детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Поскольку оно находится на грани нормы и болезни, то оцениваться должно не только педагогами, но и психологом и медицинским работником.

Рассмотрим различные черты характера и темперамента, представляющие подростка как личность в тех случаях, когда поведение его отклоняется от некоего эталона.

Приведем типологическую модель К.Леонгарда, подробно описанная в его трудах:

А.Е.Личко дает следующее определение: акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Среди старших подростков акцентуанты встречаются в 62% случаев.

Гипертимный тип. Характеризуется приподнятым настроением, жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, неугасимым оптимизмом, только на короткое время омрачаемым при несчастьях и неудачах. Они за многое берутся, но не всегда доводят дело до конца. С детских лет они шумливы, общительны, чрезмерно самостоятельны, смелы, склонны к озорству, вспыльчивы, легко вступают в конфликты, всегда стремятся верховодить. Из-за отвлекаемости и неусидчивости учатся неровно. Половое чувство пробуждается рано, поэтому возможны ранние проявления сексуальности.

Лабильный тип. Носители этого типа реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. У них развиваются сильные привязанности. До глубины души они пронизаны любовью к музыке, искусству, природе.

Астеноневротический тип. Акцентуанты этого типа отличаются повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии (угнетенное состояние, болезненная мнительность), аффективным вспышкам, слезливости. Будучи детьми, акцентуанты обнаруживают признаки невропатии: нарушение сна, капризность, плаксивость, пугливость.

Сензитивный тип. Основные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Эти акцентуанты обнаруживают у себя много недостатков в области морально-этических и волевых качеств. Они очень сильно привязаны к близким людям. Также у них высоко развито чувство долга, ответственности, необычно завышены моральные требования к себе и к другим. Страшатся экзаменов, стесняются ответов у доски.

«Слабое звено» - ситуация, в которой акцентуант выступает как объект недоброжелательного отношения, насмешек и подозрений.

Психастенический тип. Представители этого типа нерешительны, долго сомневаются, прежде чем начать любое дело, ищут подтверждения в успешности будущей активности, колеблются. Они мнительны, боятся всего нового, постоянно пребывают в сомнениях, опасениях плохого, опасностей, несчастий, в связи с этим для них очень трудно переносить ожидание. Срывы возможны при переживании ситуаций повышенной ответственности.

Шизоидный тип. Для оценки реальности акцентуанту этого типа важнее собственные представления, чем реальные восприятия и ощущения.

Акцентуанты этого типа более склонны к раздумьям и менее расположены к поступкам. Выраженная погруженность в собственные переживания ведет к обособленности от других людей. С раннего возраста эти дети предпочитают одиночество, играют одни, избегают шумных компаний сверстников, предпочитая общество взрослых, беседы которых представляют для них интерес. Они не по детски сдержаны и лишены живой эмоциональности.

Эпилептоидный тип. Для акцентуантов этого типа характерны стремления к аффективной разрядке, взрывчатости, импульсивности, недовольству, бурным и грубым протестам, решению конфликтов физической силой.

Мышление тяжеловесное, обстоятельное.

Они плохо переносят неподчинение, материальные утраты, неспособны ограничить свое властолюбие, практически любой аффект может стать неудержимым и привести к жестокой агрессии.

Истероидный тип характеризуется эгоцентризмом, капризностью, демонстративностью, потребностью в признании, жалостью к себе, фантазиями, необдуманностью поступков, отсутствием глубоких и искренних чувств. С детских лет не выносят, когда хвалят других.

Стремятся привлечь к себе внимание, для этого демонстрируют свои знания, умения, «таланты».

Неустойчивый тип. Представители этого типа стремятся к получению удовольствий, безделью, развлечениям. В связи с этим рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, психоактивные вещества. Они внушаемы и беззаботны.

В детском возрасте непослушны, непоседливы. Легко подпадают под влияние других, с трудом усваивают правила поведения. Отказываются от учебы. Занимаются и выполняют режим только при строгом контроле. Сексуальное влечение сильное, под влиянием чужого примера рано начинают половую жизнь. Слабое место акцентуантов - получение возможности быть бесконтрольными.

Фоном для негативного развития акцентуированной личности, либо обострения характерологических реакций подросткового возраста, приводящих к отклоняющемуся поведению являются неблагоприятные психосоциальные факторы, в первую очередь недостатки воспитания.

1. Факторы, связанные с образовательными учреждениями:

  1. трудность приспособления ребенка к школе (задержка развития, трудности в словесном общении, воспитание в неблагоприятных условиях);
  2. присутствие в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, отстающих учеников неизбежно осуждают, в дальнейшем к ним относятся враждебно;
  3. негативное (враждебное, пренебрежительное, скептическое) отношение учителя, а также его попытки справиться с детьми только с позиции силы;
  4. смена школьного коллектива.

2. Отсутствие психогигиены как неблагоприятный фактор семейного воспитания

  1. безнадзорность (алкоголизм родителей, а также нежелание и невозможность уделять внимание и время воспитанию детей)
  2. чрезмерная требовательность и строгость к ребенку
  3. необоснованное завышение требований к учебным показателям школьника
  4. противоречивое воспитание (двойственный воспитательный подход)
  5. жестокое обращение с ребенком
  6. эмоциональное отвержение ребенка

Таким образом, неправильное воспитание в семье может становиться источником деформации характера ребенка, а нередко и выраженной патологии. Знание педагогом типов неправильного воспитания и их отрицательного воздействия на формирование личности ребенка может иметь важное психологическое значение для коррекции условий семейного воспитания. Правильное воспитание в семье должно использовать разумные средства поощрения, принуждения и наказания.

Ребенок нуждается в целесообразном и последовательном контроле поведения. Не следует преувеличивать требования к нему, перегружать обязанностями, особенно сильно навязывать такие формы деятельности, к которым у ребенка нет ни интереса, ни склонностей. Не рекомендуется использовать в качестве воспитательных мер постоянные нотации, замечания, запрещения, угрозы, наказания, тем более – физические.

Основным принципом психогигиены воспитания является такая организация его, которая создает оптимальные условия для своевременного и гармоничного развития личности и препятствует возникновению психического перенапряжения и эмоциональных конфликтов.

Проведенная с родителями разъяснительная беседа о психологически обусловленном воспитании ребенка, в психическом развитии которого отмечаются признаки отрицательного влияния семейной среды, может содействовать своевременному устранению ошибок воспитания, значительно сгладить их неблагоприятное воздействие на психику ребенка.