Использование на уроках литературы художественных произведений, автором которых является учитель. Н.Лисина. "Рольф"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Глава 1

ПОКУПКА ЩЕНКА

Было это в августе месяце. Поехали мы семьей на Птичий базар за  подарком дочери Маришке. Она собиралась идти первый раз в первый класс. На семейном совете решено было купить дочери в подарок щенка. Перебрали все породы: овчарок, пуделей, ньюфаундленов, бультерьеров, догов и других, но все они не подходили по каким – либо причинам.  Хотелось приобрести пса преданного хозяевам, грациозного, стройного и подтянутого, умного, легко поддающегося дрессировкам. Наш выбор пал на щенка добермана.

В то воскресенье, как назло, на рынке не было в продаже щенков данной породы. Обойдя весь рынок на два раза, не нашли щенков, кроме одного «переростка». Отчаявшись, мы направились домой. И у самого выхода натолкнулись на машину с открытым капотом. Заглянули в него и обнаружили выводок замечательных щеночков. Это были щенки добермана, но возрастом всего в три недели. Они едва могли обходиться без матери. Что было делать?! Наша дочь мечтала о щенке! Близилось первое сентября. Слово нужно было держать. Риск – благородное дело! И мы рискнули. Взяли из корзины первого попавшегося под руку щенка, осмотрели, чтобы не присутствовал пятый волчий палец – и купили. Я нежно прижала к себе теплый маленький меховой комочек, чтобы он не замерз, и мы двинулись к остановке.

Щенка назвали Рольфом. Первую ночь дежурила я. Малыш «проплакал» до пяти часов утра. Я прижимала его к себе, говорила ласковые слова, уговаривала, мазала нос сгущенкой. Ходила по комнате и трясла, как маленького ребенка. Решено было, что вторую ночь «водиться» будет муж. Но наш малыш вторую ночь спал крепким сном. Нам не пришлось нянчиться. Мы стали его родителями, его стаей. Муж являлся уже вожаком стаи. Так Рольф стал любимцем нашей семьи!

НЕУДАЧНЫЙ  ПРЫЖОК

Морозы стояли суровые. Воздух, настывавший неделями звенел.

Я вывела Рольфа в пять часов утра на прогулку. Мы всегда выходили рано, пока город спит. Можно спокойно погулять, отпустить собаку с поводка. Холод не давал стоять на месте. Сначала пес обнюхивал снег, потом побежал по тропинке вдоль дома. Доберманы – собаки прыгучие, легкие. Им свойственно передвигаться быстро. Я отвлеклась на бродячую собаку. Жалость к бездомным животным всегда угнетала меня, но привести домой бездомное животное нельзя. Рольф на дух не переносил их. Наверное, запах они имели особенный. Мой друг ощетинивался, рыл лапами снег и бросался на «шерстяного бомжа». Секунда – и Рольф заметил бродягу.

Не успела я отозвать своего пса, как незнакомец бросился «во все лопатки». Благородный пес побежал за ним. Чтобы сократить путь и настичь убегавшего, рискнул одним махом преодолеть железный барьер с острыми концами. Не знаю, что произошло тогда. Как мог он не рассчитать высоту заграждения?! Визг от боли заставил меня замереть на месте и закрыть глаза.

Когда я пришла в себя, то увидела Рольфа, сидящего на снегу, слегка покачивающегося из стороны в сторону. Лоскут вырванной шкуры отвисал на собачьей груди, кровь окропила белый снег. Он пытался зализывать рану. Мне стало дурно. Я подбежала к собаке, стала говорить ему ласковые слова, целовать в голову и звать домой. Никого не было этим ранним январским утром на улице. В голове стучало: если не я, то кто?! Он верил мне. И пошел за мной. Следом тянулась кроваво-красная дорожка.

Собака шла не спеша, останавливаясь, пытаясь понять, что с ним произошло. Добрались до квартиры, вошли. Я металась по кухне, Рольф лег на свое место. Не в силах взглянуть на его грудь, гадала, что произошло. Мне казалось тогда, что кишки вывалились наружу и собаке пришел конец. Прошло минут пятнадцать. Набралась смелости и подошла. Оказалось, что мой питомец разорвал шкуру на груди. Разорвал сильно. Пришлось взять полотенце и привязать отвалившийся кусок к туловищу. А дальше наступила стадия шока. Собаки, я поняла тоже испытывают страх. Я достала из холодильника медицинский спирт и влила собаке полстакана в пасть. Он опьянел, обмяк, успокоился. Лег, подложив под голову лапы, затих. Собаке нужна срочная помощь. Квалифицированная.  

ОПЕРАЦИЯ

Повели Рольфика в ветеринарную лечебницу втроем: я, муж и дочь Марина. Он чувствовал, что тяжело ему будет предстоит операция. Шкуру нужно  зашивать, осложнялось еще тем, что разорвал он  кровеносный сосуд.

Перед входом пес заартачился, стал вырываться, хотя ослабел от потери крови. Я говорила с ним , уговаривала: «Милый Рольф, если ты не пойдешь лечиться, то сдохнешь!»

И  слово «сдохнешь» запало собаке не только в мозг, но и  в самое сердце.  Муж с трудом уложил собаку на операционный стол. Мое присутствие было необходимо, но когда я увидела медицинские инструменты – ноги подкосились. Я не могла смотреть на то, что будут делать с моим любимым зверем. Я выйдя из операционной, присела на поваленное дерево. Слезы градом катились из глаз. Наверное, это была психологическая разрядка.

Доктора оказали помощь:

- Сейчас пес часа полтора будет находиться под влиянием наркоза. До дома вам далеко?

- Нет, мы живем через дорогу. Потихоньку дойдем, нас ведь четверо.

Рольф шел медленно. Ему было тяжело, но он подвигался в сторону дома. Шел туда, где тепло и уютно. Безопасно. Дома разрешат спать в любимом кресле, утром дадут сахарную кость…

Переступив порог квартиры, он лег на пол и уснул. И снилась ему березовая роща, зеленая трава, луговые цветы. Бежит, не разбирая дороги впереди, гордый, легкий и свободный, как ветер, а за ним - его стая: папа, мама и Марина. Впереди Рольф потому, что вожак стаи. Ему вести за собой. А вести всегда почетно, но и ответственно. Рольф поднимает морду вверх и коротко завывает: «Уу!». На собачьем языке это означает: « Я люблю тебя, жизнь!»

Рольф поправлялся. Аппетит восстановился. Мы ходим на прогулки, только теперь в папином свитере. Прохожие с улыбкой смотрели на нас, некоторые бросали:

- Бесплатный цирк. Штаны забыли надеть…

- Собака после операции…

И люди сочувственным взглядом провожали нас.

А Рольф туже натягивал поводок при виде своих четвероногих приятелей. Какое начиналось у них веселье! Альфа припадала на передние лапы, вытанцовывала перед кавалером какой-то удивительный танец. Роки подбегал без боязни и лапой ударял по морде, разворачивался и быстро удалялся в сторону, призывая к игре. Рольф стоял спокойный, величавый, с вверх поднятыми острыми ушами и наблюдал за происходящим. Собачье чутье подсказывало ему, что нужно воздержаться от быстрого бега и игр.  Он как-будто говорил:

- Я свое еще наверстаю. Подождите немного, друзья!

Прошло два месяца. Рольф резво бегал на прогулках, играл, стрелой мчался за брошенным мячиком. Был весел, жизнерадостен. Но боязнь смерти глубоко засела в собачьем мозгу. И теперь каждый день пес требовал лечения.

Он стал прислушиваться к шуму лифта и безошибочно определял приход своих. Стоило мне открыть двери, как «хозяин» бросался на меня. Встав на задние лапы, придавливал к стене, пытался лизнуть в лицо. Его короткий обрубленный хвост вилял из стороны в сторону, глаза излучали столько любви и нежности, что нельзя было не ответить на чувства животного. Я говорила:

- Дай, Рольф , лапу…

Он давал сначала одну, а потом другую. Затем быстро разворачивался и бежал в Маринину комнату. Слету запрыгивал на диван,  закрывал глаза и замирал.

Я заходила следом и должна была сказать:

- Милый мой пес, заболел, заболел мальчик. Надо лечиться. Сейчас я поставлю ему укол.

Под рукой оказывался шприц без иголки. Далее следовали уговоры:

- Не бойся. Не будет больно.

Процедура свершалась. Пес срывался ураганом с дивана, прыгал, крутился волчком, припадал к полу, бежал в коридор, опять возвращался. Это он возвращался после лечения к жизни.

Жизнь…Тебя любят даже собаки.

НЕПРИЯТНЫЕ ВСТРЕЧИ                                  

У нас, городских жителей, редко происходят встречи со змеями. Но когда происходят – не сулят ничего приятного. У меня таких встреч было две.

В конце сентября, поехали мы на Молодавское болото за брусникой и взяли Рольфа. Брусника уродилась: ярко-бордовая, крупная, сладкая. Найдешь круговину – ногой некуда ступить! На одном месте собираешь богатый урожай. Ходить по болоту тяжело. Ноги утопают в мох, жижа хлюпает, руки оттягивает ведро с ягодой.

Бдительности терять ни в коем случае нельзя! Много водится ядовитых змей на Молодавском. Протянешь руку к кочке, а там лежит серая гадина. Иногда  зашипит, предупреждая:

- Не трожь!

Перейдешь на другое место. Разбрелись ягодники по болоту, а Рольф остался со мной. Сначала он бегал рядом, изучая  местность, потом отошел в сторону. Вдруг я услышала лай: злобный, надрывистый. После пес заскулил. Мне необходимо было посмотреть, что случилось. Подошла и увидела в метре от собаки уползающую в сторону гадюку. Пес кружился волчком, пытался вгрызаться зубами в заднюю лапу, жалобно взвизгивал. Слегка прихрамывая, направился в сторону леса. И пропал…  Сколько ни свистела, ни звала – не появился. Уехали от болота, когда стемнело.

Утомленные, с тяжелым сердцем… Спали плохо, переживали за собаку. Рано утром поехали опять на Молодавское не столько за ягодой, сколько в надежде отыскать Рольфа. Остановились там же, где были вчера. Папа стал свистеть, мы – кричать, звать собаку. Каково же было наше удивление, радость, восторг, когда из кустов, навстречу нам, выскочил Рольф. Подбежал, закрутился, стал нарезать круги…  Веселый, здоровый, вылечившийся от укуса гадины только ему известным способом.

Вторая встреча с ядовитой змей произошла через год. 

В наших сибирских лесах, болотах, водоемах водятся змеи. Исстари известны двенадцать видов. Из них главенствующее положение занимают три: Змей Скорлупей, Марья-Мария и Третья Катерина. Этих змей никто не видит. Бог знает, где они живут, но управляют  миром «гадов». Собираются  змеи один раз в год,  в полночь, когда цветет папоротник.

Сползаться они начинают заранее. Обычно это глубокая яма или высохший котлован. В этот день  издали в лесу можно услышать шуршание, шипение, легкий посвист. Это трутся телами друг о дружку змеи. Серая с продольными и слегка изогнутыми полосами бывает змея Домовица. Живет она в каждом доме (деревянной избе). Людей не кусает, живет тихо и мирно в подполье или надворье. На глаза старается не попадаться, но если хозяева увидят ее – беда.

 Убивать такую змею  нельзя. Жди пожара или покойника.

Черная  длинная змея – Подколодница. Живет в тайге, где темно и сыро, под колодами сгнивших деревьев. Солнца не любит, выползает редко на свет. Ленивая, больше спит, чем бодрствует. Не агрессивна, на человека нападает редко.

Змея Норовица живет в норах. Проделывает в земле ходы – туннели на несколько метров. Это змея – труженица. Весь свой век копает, строит для себя и для своих детей. Выползает из- под земли для того, чтобы найти добычу и опять уползает под землю. Любит тишину, покой.

У змеи серебряницы  блестящая шкура, которая переливается,  голубоватые блики играют на ее чешуйках. На серебряниц охотятся деревенские мужики. Ловят, снимают шкуру и отдают мастеру, который сушит и шьет кошельки.

Змея Подкореница обитает под корой старых деревьев. Вальяжная, ленивая, она не утруждает себя работой. Где гуляет, там и старается найти близлежащее убежище под корой. Даже если намочит дождик или ветер задувает в трещины  – терпит. Лень ползти куда-то еще.

Змея Водяница живет в речках, протекающих по тайге. Вода в них холодная и темная. Водяницы залегают на дно и редко когда выплывают на мель погреться на солнышке. Для человека они не представляют особой опасности. Живут сами по себе.

Самая опасная змея – Огневица. Похожа она на огненное пламя: желтая с оранжевым отливом. Длиной сантиметров пятьдесят. Тонкая, как бельевой шнур, юркая. Не ползает, а передвигается прыжками.

Поехали мы с родственниками прошлым летом сгребать граблями сено в копны. Рольф был с нами. Погода стояла хорошая, решили остаться еще на один день, чтобы закончить работу. Воды маловато. Чтобы сварить суп и вскипятить чай, попросили меня сходить с бидоном за водой на речку.  Пес увязался за мной. Набрала воды и пошла назад. Вдруг слышу – шорох, посвист и шлепок. Сделала  еще два шага – шорох, посвист и шлепок. Оглянулась и обмерла. В воздухе, подпрыгнув и свернувшись в кольцо, блеснула в лучах солнца огненно-желтая лента и шлепнулась на землю. Потом вновь подпрыгнула, изогнулась, продвинулась вперед и упала на рядок сена. Двигалась она ко мне или к собаке. Я слышала про этих змей, но раньше никогда не встречалась с ними. Страх подстегнул меня. Кинув бидон с водой в сторону смертельной опасности, побежала к ожидавшим меня родственникам.

- Что с тобой? От кого ты убегаешь? – спросили они.

- От змеи… Думала, что смерть моя там была.

Только здесь я вспомнила о собаке. Когда, испугавшись,  побежала прочь от огненной гадины, Рольф инстинктивно последовал за мной во избежание неприятностей.

Мужики пошли искать змею. Но Огневица ушла, бидон лежал на земле.

Бог спас нас в тот злополучный день. Укус Огневицы смертелен и для животных, и для людей. Характер у нее агрессивный, злой. Она в любом случае набрасывается на живое, настигает добычу быстро, потому что передвигается прыжками, а подпрыгивает на высоту до семидесяти сантиметров. Больше я не встречалась с Огневицей и другими змеями, за что  благодарю судьбу.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЛЮБОВЬ !

Прошлой зимой встретил свою любовь доберман Рольф. С величавой походкой царя, неспешно, он вышел на вечернюю прогулку. Было морозно. Снег похрустывал под его мощными лапами, шерсть переливалась в свете тусклых фонарей. Рольф обходил ночным дозором знакомую местность близ дома.

Вдруг собака резко остановилась. Шевельнулись ноздри, навострились уши. Из-за угла дома вывернула маленькая собачка. Неказистая на вид, с подраным ухом, худая и грязная, опасливо озираясь по сторонам, она направилась прямо к Рольфу. Пес, обескураженный такой неслыханной дерзостью, остолбенел. Обычно, он гнал прочь бродячих собак, но здесь что-то остановило. Неведомая сила внутри собаки дала команду стоять. Минутным замешательством воспользовалась незваная гостья. Поджав хвост, боком, она застенчиво приблизилась к Рольфу. И что за чудо! Сердце собаки в один миг было поражено стрелами Амура! Пес обезумел и покорно  пошел за бездомной собачкой. Он не знал, что шагнул в пропасть, из которой не всегда есть путь назад.

Рольфа не было пять часов. И только далеко за полночь, на пустынной дороге, при ярком свете луны легко можно было разглядеть два темных силуэта: большой и маленький. Рольф полз, идти он не мог. Случайный прохожий перебил новоявленному «жениху» крестец. Было ли в душе раскаяние, злоба на ту, которая явилась причиной его несчастий?! Как мог он, умудренный жизненным опытом, поддаться внезапно нахлынувшему чувству?! Задние лапы не подчинялись собаке, но в голове стучала одна мысль: домой! домой! Дом - крепость! Дом - тепло и уют. Помощь, ласка и любовь хозяев. Сейчас Рольф выбирал между собакой и человеком.

Превозмогая боль, обессилевший, двигался вперед, потому что собачье чутье не могло обмануть его в эту тяжелую минуту. Так, отдышавшись, он снова полз. А рядом, верная и преданная, перемерзшая насквозь, тянулась за любимым собачка из подворотни. Можно было только догадываться, что творилось в ее сердце, таком маленьком, но таком горячем. Мороз не мог остудить его, как ни старался. И Рольф, понимая, что с ним произошло несчастье, ни о чем не жалел. В его глазах, широко раскрытых навстречу счастью, отражались полная луна и яркие звезды. Гармония природы, гармония души! И было понятно без слов: Рольф счастлив! Все перемелется, любовь – останется. Стоило ждать этого момента хоть всю жизнь, ради этого стоило жить.

ПОДСЕЧКА – БОЛЬНИЦА

Было это в январе. Возвращалась я домой после школьных занятий. Когда подходила к дому, увидела на углу Марину с Рольфом. Рольф обнюхивал снег, не замечал меня. И надо было Марине повернуться в мою сторону и сказать:

- Рольф, мама, мама!!!

Собака оставила свое занятие и насторожилась, а потом бросилась ко мне. Набирая скорость, он не бежал, а летел навстречу. Предчувствуя беду, я заметалась на тропинке из стороны в сторону. Но угадать точно траекторию движения пса не смогла. Прохожие остановились и с интересом наблюдали за происходящим. Черной молнией подсек меня Рольф. Я подлетела вверх – и грохнулась о землю. Сильно ударилась головой. В глазах потемнело, почувствовала резкую боль в ноге. Марина подбежала, попыталась поднять. Встать я не смогла. Рольф крутился вокруг, ничего не понимая, старался лизнуть меня в лицо. Он так радовался возвращению хозяйки!

Пришлось срочно вызывать  «Скорую». Машина пришла минут через семь. В БСМП сделали снимок, наложили гипс. Перелом оказался серьезным – пришлось остаться в лечебном учреждении. Потом была сделана пятичасовая операция  - и аппарат Илизарова. Пролежала дома семь месяцев, пока встала на ноги. Костыли, тросточка. Только в июле более менее смогла ходить. Все время рядом лежал возле моего дивана любимый пес Рольф. Я гладила его, говорила ласковые слова. Многое пришлось пережить за это время: грозила инвалидность, не проходили боли. Но не было зла ни в душе, ни в сердце…

РЫЖИЙ И ЧЕРНЫЙ

Шло время. Рольф считал себя полноправным хозяином (членом) нашей семьи. Себя он любил: спал на кровати, головой на подушке, или в кресле. Не ел похлебку без мяса. После прогулки заходил в квартиру первым, растолкав «членов своей стаи».

Но однажды спокойной жизни пришел конец. Хозяева собаки ушли куда-то, а когда вернулись… Ужас! Конец света! Они принесли в квартиру рыжий пушистый комочек с дурным запахом. У чужака на полу расползлись лапы, и он ткнулся мордой в землю. Зафыркал, стал подниматься и пикнул:

- Мяу.

Матерый пес остолбенел. Потом пришел в себя, припал на передние лапы, чтобы лучше разглядеть непрошенного гостя. Вместо того, чтобы зарычать или грозно залаять, хозяин тявкнул:

 - Гав… И…

Самому стало противно. Последовала команда: «Фу…». Рольф, опустив голову, ушел на кухню покушать, чтобы снять нервное напряжение.

Всю ночь мысли о расправе с Рыжим роились в его голове. Пес думал так:

- Зачем нам рыжие, когда я вот уже десять лет горжусь своей блестящей черной шерстью?! В доме был покой, а теперь кто-то пищит, ходит по всей квартире, везде сует свой нос… Да и ненавижу я кошек. Это мои злейшие враги.

Когда в доме все стихло, Рольф тихонько подошел к шерстяному рыжему существу, взял зубами его за шиворот и понес в ванную комнату. Лапой приоткрыл дверь, вошел, поднял морду выше ванны и разжал зубы. Рыжий брякнулся на дно. После совершенного преступления Черный ушел и лег спать на кровать.

Котенок спасся. Ему крупно повезло. В тот вечер хозяйка замочила в ванне белье, воды было мало. Мяуканье привлекло внимание хозяина и он достал бедолагу.

С тех пор Рыжий полюбил ванную комнату, ванну и воду. Как ни странно, но он научился плавать. Теперь кот сам запрыгивает в домашний водоем и просит налить ему воды.