"Обособленные члены предложения" (урок-повторение на художественном материале)

Разделы: Русский язык


Тема: «Повторение и систематизация материала с элементами комплексного анализа текста на тему: «Обособленные члены предложения.»

Цели:

  • закрепить навыки правописания «н» и «нн» в суффиксах прилагательных и причастий;
  • повторить условия обособления определений и обстоятельств;
  • отработать постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами;
  • определить роль обособленных членов предложения в тексте;
  • найти выразительные средства языка в отрывке;
  • формировать речевые навыки и умения учащихся;
  • продолжить формирование навыков работы с текстом.

Оборудование урока: на доске заранее приготовлен орфографический диктант; предложения, где пропущены знаки препинания, из повести А.Грина «Алые паруса»; внутри доски представлен портрет писателя А.Грина, отрывок из повести и иллюстрации к произведению).

Ход урока.

…человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.
К.Г. Паустовский

1. Слово учителя (чтение отрывка из повести А.Грина «Алые паруса»):

«Тем временем море, обведенное по горизонту золотой нитью, ещё спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану алую рябь».

- Понравился вам отрывок? О чем он? (Описание природы, моря).

- Что помогает более конкретно и широко увидеть красоту моря? (Наличие предложений с обособленными членами).

- Какие члены предложения называются обособленными, как выделяются на письме и какую роль играют в тексте предстоит нам выяснить на сегодняшнем уроке.

Начнем занятие с написания орфографического диктанта на закрепление и повторение правописания н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. (К доске выходит ученик и в тексте, написанном на доске, комментируя, вставляет пропущенные орфограммы, класс записывает в тетради.).

В это время два ученика у доски самостоятельно работают над предложениями, которые заранее написаны на доске. Они должны расставить знаки препинания в предложениях.

Текст орфографического диктанта.

Медле…о повернуть, стра…ое в…дение, утре…ий час, дли…ая дорога, прониза…ых у края, растрепа…ые волосы, завале..ый прилавок, смеша…ые оттенки, стари…ое представление, пламе..ое р…стение, глаза зажмуре…ы, увеша…а коврами, потрясё… случившимся, изъеде…ы червём, драгоце…ая минута, гране…ый стакан, обведе…ое по г…ризонту.

После написания орфографического диктанта проверяем самостоятельную работу учеников, которые расставляли пропущенные знаки препинания в предложениях, написанных на доске. (Ученики объясняют постановку знаков препинания в предложениях и графически комментируют их, остальные записывают в рабочие тетради).

  1. Туман ещё не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля медленно повертывающегося к устью реки.
  2. Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар полный странных видений.
  3. Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет.
  4. Звук дрожал как голос скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался. (Первый ученик).
  5. Музыкант выйдя на палубу сыграл отрывок мелодии полной печального, протяжного повторения.
  6. Береговой ветер пробуя дуть лениво теребил паруса; наконец тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилиями, рассеял туман и вылился по реям в лёгкие алые формы полные роз.
  7. Его свёрнутые паруса ожили свисая фестонами расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок. (Второй ученик).

- Вспомним пройденный материал и ответим на теоретические вопросы:

  • Какие члены предложения называются обособленными?
  • Какие члены предложения могут обособляться?
  • Условия обособления определений. А когда не обособляются?
  • Условия обособления обстоятельств.

2.

- Ребята, посмотрите внимательно на те предложения, которые мы записали. Можно ли их назвать текстом? (Нет).

- Почему? (Они не связаны между собой по смыслу и грамматически).

- Ребята, перечитайте предложения и самостоятельно составьте связанный текст. (Ученики составляю текст, а потом его читают).

- Определите стиль текста и тип речи. (Художественный стиль, повествование с элементами описания).

- Вспомните, из какого произведения этот отрывок? ( А.Грин «Алые паруса»).

- Назовите главных героев повести ( Ассоль, Грей, Лонгрен и другие).

- А теперь поработаем с текстом и ответим на ряд вопросов:

- Скажите, каких предложений больше простых или сложных? (4 сложных и 3 простых).

- Чем осложнены простые предложения? ( Обособленными определениями, обстоятельствами и однородными членами).

- Как вы думаете, для чего писатель использует обособленные члены предложения? (Для более полного создания образа, показать как можно больше действий, добавит красочности).

- Если убрать обособленные члены предложения, теряется ли образ, созданный писателем? (Да. Ученики читают текст без обособленных членов предложения).

- Можно ли обособленные члены предложения назвать выразительными средствами языка? (Да).

- Есть ли в тексте другие выразительные средства языка? (Эпитеты (белый утренний час, грустные переливы), олицетворение (звук дрожал, улыбнулся и оборвался), сравнение (звук дрожал, как голос.))

- Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «фестоны». (Фестон - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья).

3.

- Обратите внимание на то, как мы проанализировали текс. В русском языке это называется комплексным анализом текста, но мы взяли лишь некоторые элементы этого анализа. А теперь допишем текст под диктовку (учитель диктует отрывок):

Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грей стоял у штурвала, не доверяя руля матросу: «…я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

- Посмотрите на доску. Перед вами отрывок из повести А.Грина «Алые паруса». Прочитаем его выразительно. (Ученик читает отрывок).

Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар, полный странных видений.

Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет. Музыкант, выйдя на палубу, сыграл отрывок мелодии, полной печального, протяжного повторения. Звук дрожал, как голос, скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался.

Туман ещё не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок. Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса; наконец тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилиями, рассеял туман и вылился по реям в лёгкие алые формы, полные роз.

Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грей стоял у штурвала, не доверяя руля матросу: « …я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.».

- Ребята, скажите, какая главная мысль содержится в этом отрывке? («Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».)

- Согласны ли вы с героем повести? Свои ответы вы дадите письменно в форме сочинения – рассуждения к следующему уроку. Тезис у вас есть, а аргументы и вывод напишите сами.

- Посмотрите на иллюстрации, представленные на доске. Вспомните эпизоды, изображенные на них: рождение Ассоль, героиня в городе, Ассоль на берегу моря, Грей выбирает ткань для парусов, встреча Грея и Ассоль.

4.

- Ребята, я очень надеюсь, что сегодняшний урок помог вам не только повторить орфографию и отработать постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами, но и на примере отрывка из повести А.Грина «Алые паруса» показать их роль и использование в тексте писателем. Сегодня вы вспомнили текст повести, которую читали и обсуждали на внеклассном уроке по литературе, ее героев, сюжет и ещё раз представили корабль с алыми парусами, который увёз Ассоль в мир счастья и любви.

Домашнее задание:

написать сочинение – рассуждение, используя обособленные члены предложения.

Иллюстрации к произведению А.Грина.