Вечер-конкурс "Физика рядом с нами" (10—11-й классы)

Разделы: Внеклассная работа


Программа

  1. Встреча учащихся школы с людьми разных профессий «За круглым столом»
  2. Конкурс рефератов «Электричество» (8-9 классы)
  3. Конкурс плакатов «Физические явления» (6-7 класс)
  4. Час открытых дверей в кабинете физики.
  5. Конкурс кроссвордов и сканвордов.
  6. Олимпиада по решению физических задач (8-11 классы)
  7. Устный журнал «Уроки Гагарина»
  8. Вечер «Физика рядом с нами» (10-11 классы)
  9. Подведение итогов.

Цель вечера: стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета, научить ребят применять полученные знания на практике, воспитать устойчивый интерес к физике, формировать у них чувство коллективизма, умения отстаивать свои убеждения.

В день открытия декады обратимся к учащимся с воззванием, которое надо повесить на видном месте в школе.

Академик В.А.Амбарцумян в 14 лет окончил университет.
Математик Эварист Галуа в 21 год в ночь перед дуэлью сформулировал важнейшие математические принципы.
Сергей Рахманинов в 19 лет написал оперу «Алеко».
Мы уже прожили 14, 15,16 лет и еще почти ничего не успели. А нам предстоит создать единую теорию поля и запускать космические корабли к звездам, исследовать проблемы наследственности и раскрыть тайну рака.
Мы не умеем получать и собирать знания. Мы не всегда даже знаем, что хотим знать, а к учебе относимся подчас, как к печальной необходимости.
Стойте! Одумайтесь! Тратить впустую годы – самые юные, самые плодотворные – преступление. Во имя наших будущих профессий и свершений – в бой за знания!
(текст взят из книги «Фрунзенская коммуна» (М.,1969)

Ход мероприятия

Конкурс 1. ПРИВЕТСТВИЕ

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем физическом вечере-конкурсе «Физика рядом с нами»

Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!

Внимание! Вечер-конкурс объявляется открытым! Представляю наше высочайшее жюри:(учителя физики и математики школы).А теперь представляю команды 10 и 11 классов: (Команды объявляют свои названия, девиз, представляют капитана)

Конкурс 2. «О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ?»

1.

  • Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды
  • Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
  • Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.
  • Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза.
  • Человечество бережно хранит легенду о том, что, выйдя из зала суда, он воскликнул: «А все-таки она вертится!» (Г.Галилей)

2.

  • Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
  • Он крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
  • «Если бы была другая Земля, я перешел бы на ее и сдвинул бы нашу Землю»
  • «Дайте мне точку опоры, и я вам подыму весь мир» сказал он.
  • Его сила зависит от объема тела. (Архимед)

3.

  • Он открыл дисперсию света.
  • Он рассматривает два вида взаимодействий гравитационное и электромагнитное.
  • У него есть кольца разного размера.
  • Он долго не решался опубликовать свои открытия и даже собирался уничтожить некоторые из глав своих бессмертных «Начал».
  • Он интересовался механикой и оптикой.(И.Ньютон)

4.

  • Английский физик, вошел в историю науки как человек, открывший электрон.
  • Он был руководителем Кавендишской лаборатории.
  • Ученики вспоминали, что их руководитель любил повторять слова Максвелла о том, что никогда не следует отговаривать человека поставить задуманный опыт.
  • Рассказывают, что однажды журналисты попросили его пояснить наглядно, каким он предполагает строение «своего атома». Он сказал: «О, это очень просто, скорее всего это нечто вроде пудинга с изюмом…» (Д.Д.Томсон)

5.

  • Великий физик с детства привлекался музыкой Моцарта и Баха. С шести лет начинает играть на скрипке.
  • Он своему другу: «Слава делает меня все глупее и глупее, что, впрочем, вполне обычно. Существует громадный разрыв между тем, что человек собой представляет, и тем, что другие думают о нем или, по крайней мере, говорят в слух .Но все это нужно принимать беззлобно».
  • Он создал специальную теорию относительности.
  • В 1934 году он дал в Пристоне скрипичный концерт перед тремя сотнями слушателей. Сбор 6500 долларов пошел в пользу ученых, эмигрировавших из фашистской Германии. (А.Эйнштейн)

6.

  • А.С.Пушкин написал о нем: « Он создал первый университете. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»
  • Он вырос воспитанным отцом и злой завистливой мачехой, которая всячески старалась произвести гнев в его отце.
  • Он первым сформулировал положения кинетической теории газов.
  • Он первым указал на образование нефти из остатков организмов.(М.В.Ломоносов)

Конкурс 3. «ЛОТО»

Большие карты с рисунками, изображающие: физические явления; портрет ученого; рисунок опыта, схему; физический прибор и т.д. складываются на одной парте, а маленькие карточки, на которых написано название явления, формулировка закона, соотношение между величинами и т.д. складываются на другой парте. Участники каждой группы по одному и по очереди подойдут к первой парте и выбирают большую карту и должны ответить либо формулировку закона, объясняя рисунок, либо название явления или соотношения между величинами. При правильном ответе маленькой карточкой закрывают соответствующий рисунок на большой. При неправильном ответе карточка остается у учителя. Выигрывает та команда, у которой больше правильных ответов

(Приложение 1)

Конкурс 4. «ПРАВИЛЬНО ЛИ ФОРМУЛЫ?»

(Участники по очереди выходят и заполняют свою таблицу, исправляя формулу написанной на верхней таблице)

υ = 2πr·Т m = F/g уmax= υ02/(2·g) R = ρ· l /Ѕ
F = G·m1·m2/R А = F·Ѕ·соsα 1 см3 = 0,001м3 1 ч = 360 с
ρ = m·v р = ρg/һ 1 км = 1000 см F = 1/d +1/ƒ
F = 9,8m m = ρ/v 3 мм2 = 0,0003 м2 50 г = 0,5 кг

                                           
       
       
       

Конкурс 5. «ФОКУСЫ» (проверка домашнего задания)

Условие: опыт должен быть интересно продемонстрирован; задача команд-противников – объяснить показанные опыты и рассказать о физических законах и явлениях, которые лежат в их основе.

  1. Горящий платок. Носовой платок сильно смочить водой и немного отжать. Затем смочить спиртом и зажечь. После того как пламя погасит, показать аудитории, что платок остался цел.

  2. Магнитное яйцо. В скорлупе сырого яйца просверлить тонким шилом две маленькие дырочки, через которые вылить его содержимое. Когда внутренность просохнет, одно из отверстий закрывают шляпкой маленького гвоздя, после чего залепить дырочки воском и покрасит яйцо. Такое яйцо в отличие от других притягивается к магниту.

  3. Волшебные спички.(опыт со сцены следует показывать в проекции на экран)
    В чашечку Петри налить воды и бросить туда 8-10 кусочков спичек. Куском сахара прикоснуться к поверхности воды в центре чашечки. Все спички соберутся вокруг сахара. Прикоснутся к поверхности воды мылом, и спички разбегутся.(сахар на мыло надо менять незаметно)

  4. Волшебный коробок. В спичечной коробке сделать двойное дно и спрятать туда тяжелую гайку. Показать зрителям, что коробок «пуст», и сдвинуть гайку к одному краю. Теперь этот край удерживается на столе, даже если почти весь коробок висит в воздухе.

  5. Живая тень. У тени человека появляются глаза, нос и рот, который то открывается, то закрывается. Для этого фокуснику надо стать у стены, на которой висит зеркало, а лампу поставить так, чтобы «зайчика» от зеркала падал на стену точно в месте тени от головы. Приготовить два места бумаги в тон стены с вырезанными на них глазами, носом, ртом в разных положениях. Один укрепить на зеркале прочно, а другой то накладывать поверх первого, то снимать. Тогда глаза на тени будут двигаться, рот то открываться, то закрываться.

  6. «Подводная лодка» из картофеля.
    Плотность раствора соли в воде меняется в зависимости от насыщенности воды солью. Брать пол-литровую стеклянную банку, опустить на ее дно сырую картофелину и налить полбанки воды. Картофелина будет лежать на дне(плотность картофеля 1100кг/м3).Потом положить в банку соль, размешивать ее, насыщая раствор. Когда плотность солевого раствора станет равной плотности картофеля, картофелина отделится ото дна банки и плавает между дном и поверхностью раствора. Если прибавить пресной воды, картофелина начнет опускаться(плотность раствора понизится).

Конкурс 6. «ЗАГАДКИ»

  1. Конь бежит, а щука лежит. (река подо льдом)

  2. Что видно, если ничего не видно? (туман )

  3. Гаркнул гусь на всю Русь (гром)

  4. Никто его не видывал,
    а слышать – всякий слыхивал.
    Без тела, а живет оно,
    без языка – кричит. (эхо)

  5. Языка нет, а правду скажет. (зеркало)

  6. Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди, он все будет впереди (горизонт)

  7. Крашеное коромысло над рекой повисло. (радуга)

  8. Чего в комнате не видишь?( воздуха)

Конкурс 7. «РЕШИ ЗАДАЧУ, КАПИТАН!»

  1. 1. Какую скорость должен иметь искусственный спутник Земли, чтобы обращаться по круговой орбите вокруг Земли на расстоянии 500 км от её поверхности. Масса Земли 6·1024 кг, а её радиус 6400 км?
  2. 2. Коэффициент трансформации трансформатора равен 0,8. Число витков в первичной катушке равно 800, а напряжение на ней 120 В. Определите число витков и напряжение во вторичной катушке.

Учитель. Пусть капитаны решают задачи, а мы проводим с оставшимися членами команд и болельщиками интересную беседу «Кто как смотрит и кто что видит?»

Глаз лягушки – превосходная биологическая информационная система, выбирающая только ту информацию, которая представляет интерес: например, близко летящая муха будет схвачена и съедена мгновенно.

И другие живые существа обладают поразительной реакцией на малейшие перемещения, происходящие вблизи них. Так, пчела отчетливо различает форму и размеры промелькнувшей мимо тени. Она может оценить и скорость движения этого объекта. Кроме того, природа наделила пчел способностью воспринимать ультрафиолетовое излучение, а способность отличать плоскость поляризации света, рассеянного небосводом, помогает насекомым ориентироваться в пространстве.

Курица рассматривает мир одним глазом. Вспомним, как она при этом поворачивает голову.

Кальмары видят инфракрасное излучение. Рыбы видят в воде значительно лучше человека, а некоторые из них, например, караси, хорошо видят то, что происходит над водой. В том числе и самого рыболова.

Вопрос:

  1. Почему люди утверждают, что заяц косой? (Заяц косой - это значит, что он видит предметы, находящиеся от него с каждой стороны, только одним глазом. Это позволяет ему видеть своего преследователя так же хорошо, как предметы, расположенные перед ним. Заяц не имеет слепой зоны. При неподвижной голове и естественном направлении взгляда обоих глаз поле зрения, общее для обоих глаз, небольшое: впереди-100,позади-90. Между ними по дуге поле зрения, видимое одним соответствующим глазом.
  2. Как видят глубоководные рыбы, живущие в вечной темноте? (У глубоководных рыб глаза или отсутствует, или очень малы. Это связано с условиями их существования. Отпадает главная функция глаза, ибо нет возможности что-либо вокруг рассматривать, так как живут они в полной темноте; поэтому световые ощущения воспринимаются окончанием зрительного нерва, выходящего наружу тела)

Конкурс 8. «ДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ» или игра на перетягивание каната.

Учитель. Прежде чем команды начнут играть они должны ответить на вопрос: «По законам физики на обе команды со стороны каната действуют одинаковые по величине силы, но направленные в противоположные стороны; команды тоже действуют на канат с одинаковыми по величине и противоположными по направлению силами. А почему же все-таки одна из команд перетягивает канат и выигрывает?»

(Жюри оценивает конкурс двумя баллами: один – за полный и правильный ответ, другой – за победу в ловкости и сил).

Конкурс 9. «ВИКТОРИНА»

(С вопросами викторины учащиеся должны быть знакомы, так как в начале декады вывешивается вопросы викторины)

Учитель.

Что-то физики в почете,
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.

  1. Когда нефть начинает плохо фонтанировать на скважины, нефтяники накачивают в нефтеносный слой воду и ли воздух. С какой целью это делают? (Накачанная вода повышает давление на нефть, которая начинает снова фонтанировать)
  2. Почему в искусственных спутниках Земли и космических кораблях необходима принудительная циркуляция воздуха? (Невозможно было бы поддержать нормальную температуру на борту корабля, космонавты дышали бы выдыхаемым воздухом, так как в состоянии невесомости нет конвекции, т.е. естественной циркуляции воздуха).
  3. Почему космические корабли и ракеты обшивают такими металлами, как тантал и вольфрам? (Чтобы сохранить корпус космического корабля и ракеты от разрушения, его обшивают металлами, у которых наиболее высокая температура плавления)
  4. Что легче: 1 м3 сухого или 1 м3 влажного воздуха? (влажного, т.к. плотность водяного пара меньше плотности воздуха)
  5. Как объяснить образование облачного следа за самолетом, летящим на большой высоте? (На большой высоте перенасыщенный пар. Самолет вносит центры конденсации; пар конденсируется, образуя след за самолетом ).
  6. Почему нагруженный корабль движется медленнее ненагруженного? (Большое сопротивление воды, т.к. осадка нагруженного корабля больше).
  7. Почему струя воды, вытекающая из водопроводного крана, книзу постепенно суживается? (Скорость струи книзу возрастает, а поперечное сечение уменьшается)
  8. Почему растения не поливают, если на них падает прямой солнечный свет? (Капельки воды как линзы сфокусируют солнечные лучи и листья получат ожоги)
  9. Верно ли, что молниеотвод служит для того, чтобы притягивать к себе молнию и отводить ее в Землю? (Нет. Заряд молниеотвода, наведенный по индукции заряженной тучей, стекает с острия и разряжает тучу, из-за чего грозовой разряд становится невозможным)
  10. Мяч брошен вертикально вверх. Что больше: время подъема или время падения? (Из-за сопротивления воздуха кинетическая энергия мяча при спуске меньше, чем при подъеме. Разность между этими значениями энергии равна работе сил сопротивления воздуха. На любой высоте скорость мяча при подъеме больше чем при спуске. Понятно, что средняя скорость движения мяча вверх больше средней скорости его движения вниз. Поэтому время подъема мяча меньше времени падения).
  11. Ускорится ли таяние льда, если обернуть его мехом? (Лед, обернутый в шубу, дольше сохраняет свою низкую температуру, потому что шуба - весьма плохой проводник теплоты – замедляет доступ к нему теплоты извне, от комнатного воздуха)
  12. Почему при открытии бутылки лимонада все пространство над жидкостью заполнится туманом? (При встряхивании бутылки из лимонада выделяется часть растворенного в нем углекислого газа и давление над поверхностью повышается. При открывании же бутылки давление резко падает и температура водяных паров, содержащихся в бутылке над поверхностью жидкости, понижается. При этом водяной пар конденсируется в мельчайшие водяные капельки, которые и образуют туман)
  13. Почему мы видим с Земли всегда только одну сторону Луны? (Мы видим всегда только одно полушарие Луны. Это значит, что обращение Луны вокруг собственной оси синхронизировалось с обращением Луны вокруг Земли. Причиной этому, как считают специалисты, являются приливные течения на Луне, возникающие в результате взаимного притяжения Земли и Луны. Из-за трения приливные течения на Луне создают момент сил, замедляющих вращение этого спутника Земли вокруг своей оси).
  14. Почему в горячей воде соль растворяется быстрее, чем в холодной?
  15. Вас просили 4 часа подержать 2 ведра воды. Какую работу вы при этом совершите? (работа с физической точки зрения, хотя вы и устали за 4 часа, равна нулю)
  16. Где масса больше на полюсе или на экваторе? (Масса тела не изменяется от места положения)

Конкурс 10. «ФИЗИКИ»

(Участники команд за 1 минут запишут на листочках фамилии выдающихся физиков)

Учитель Прошу уважаемое жюри подвести итоги этого конкурса.

Музыкальная пауза.

(Жюри объявляет итоги,проводит награждение)

Литература

  1. Демкович В.П., Демкович Л. П. Сборник задач по физике.-М.:Просвещение, 1981.
  2. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике.6-7кл.:-М.:Просвещение, 1978.
  3. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике.-М.:Просвещение, 1977.
  4. Низамов И.М. Задачи с техническим содержанием.-М.:Просвещение, 1980.
  5. Семке А.И. Кто вы, мистер Икс? О великих физиках.- М.: Чистые пруды, 2008.
  6. Семке А.И. Физика и живая природа. .- М.: Чистые пруды, 2008.
  7. Слобедецкий И.Ш.,Орлов В.А. Всесоюзные олимпиады по физике.-М.:Просвещение, 1982.
  8. И.Л.Юфанова. Занимательные вечера по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1990.