Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятниками своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране.
Д.С. Лихачёв

В настоящее время краеведение стало очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает краеведение. Использование краеведческого материала на уроках несет очень большой объем знаний по различной тематике:

  • география
  • животный мир
  • растительный мир
  • история
  • литература
  • фольклор

Краеведение в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных в образований цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к историй города, села; происхождению фамилий, имени, названию, городов, сел, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства: любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

Цель использования краеведческого материала - формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

Работая над краеведческим материалом и используя его на уроках важно придерживаться определенных принципов:

  • систематичность
  • доступность
  • наглядность
  • разнообразность материала
  • связь материала в учебной и воспитательной работе
  • взаимосвязь местного и общего исторического, географического и литературного материала

Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. При разработке упражнений по русскому языку и задач по математике необходимо подбирать материал, который будет интересен и понятен детям и подкреплён наглядностью.

Интеграция элементов краеведения в другие предметы требует активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, эвристические беседы, творческие работы по развитию речи, упражнения по русскому языку с текстами природоведческого содержания, задачи на краеведческой основе. Уроки-путешествия: «Красота Уральских гор», «Природный заповедник «Вишерский», «Природный заповедник «Басеги»», «Путешествие по главной улице города», «Пермяк – солёные уши», «Красавица-река Вишера», «Кама – Перми начало».

Устные журналы: «Старинные города Прикамья», «Кладовая земли Уральской», «Россия-матушка, Урал-батюшка», «Кунгурская ледяная пещера».

Викторины: «Прикамье – край лесов», «Хозяйка Медной горы», «Это было недавно, это было давно», «Реки Прикамья».

Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, природоведение родного края, но и изучение родного языка, поэтому я считаю важным включать на уроках отрывки из художественной литературы пермских поэтов и писателей, тексты, содержащие материал о природе и о животных родного края.

Упражнения по русскому языку на тему «Заглавная буква» 2-й класс.

(Приложение 2)

Упражнение 1

Прочитай текст.

Может быть, вы не поверите, только там, где сейчас растут леса, высятся Уральские горы и наливаются колосья ржи и пшеницы, было Пермское море.
Вскоре Море стало Печорой, Камой, Вычегдой, Вяткой и другими реками. На его месте зазеленели леса, поселились звери и птицы.
(Е. Пермяк)

Выпиши слова, которые пишутся с заглавной буквы. Какие ещё названия рек родного края ты знаешь. Запиши их названия.

Упражнение 2

Почитай текст.

Встану, пряж… напряду,
К Иньве-реченьке пойду,
На густой с…сёнушке
Спл…ту гн…здо в…ронушке.

Спиши, вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

Обрати внимание на слово Иньва. С какой буквы оно пишется? Почему? Написание какого слова нельзя проверить? Объясни, почему?

Упражнение 3

Прочитай текст.

В Прикамье много красивых рек. На севере нашего края - это реки Вишера, Весляна, Яйва, Иньва, Коса. На юге протекают реки: Сылва, Бабка, Ирень, Лысьва, Буй, Тулва, Барда.

Выпиши названия рек в алфавитном порядке. Подчеркни заглавную букву.

Упражнение 4

Прочитай текст.

Что без Камы Россия – уже не Россия,
Что без Камы Урал – не Урал.
(В.Радкевич)

Спиши. Подчеркни слова, которые пишутся с заглавной буквы одной чертой.

Упражнение 5

Прочитай текст. Ставь к словам вопросы.

Город Соликамск. Река Иньва. Поэт Алексей Решетов. Озеро Чусовское. Писатель Лев Кузьмин. Гора Ослянка. Птичий остров Туринец. Село Карагай. Болото Большое Камское. Герой сказки Капризка. Горный хребет Кваркуш. Второклассник Иван Семенов.

Выпиши сначала слова, которые отвечают на вопрос кто?, а затем слова, которые отвечают на вопрос что?

Образец:

Герой сказки ( кто?) Капризка, ..., …, …
город (что?) Соликамск, …, …, …

Упражнение 6

Прочитай текст.

Город Чайковский вырос на месте старинного села Сайгатка. Красив Чайковский - город энергетиков, химиков, текстильщиков и строителей. Город носит имя великого русского композитора Петра Чайковского.

Напиши ответы на вопросы.

  1. Люди каких профессий живут городе Чайковском?
  2. Имя какого композитора носит город?

Выпиши слова, которые пишутся с заглавной буквы. Раздели слова для переноса.

Упражнение 7

Прочитай текст.

В реках Вишера, Яйва, Косьва встречается редкая рыба – таймень. Таймень – камский лосось. Он очень любит быстрые воды этих рек. А отдыхает таймень в тихих омутах.

Напиши ответы на вопросы.

  1. В каких реках встречается рыба таймень?
  2. Какое ещё название имеет рыба?

Подчеркни слова одной чертой, которые пишутся с заглавной буквы.

Упражнение 8

Выпиши в первый столбик географические названия, во второй столбик фамилий людей.

Татищев, Пермь, Омск, Кува, Чусовая, Волга, Добрянка, Давыдычева, Дон, Тула, Строганов, Толстой, Иньва, Кама, Чердынь. Кудымкар, Воронеж, Кунгур.

Подчеркни одной чертой названия городов, рек и фамилий людей, связанных с Пермским краем.

Упражнение 9

Напиши названия городов, в которых живут эти жители:

  • Березниковцы – ….
  • Пермяки – ….
  • Кунгуряки – …
  • Чердынцы – …
  • Усольцы – …
  • Краснокамцы – …
  • Лысьвенцы – …
  • Соликамцы – …

Упражнение 10

Прочитай текст.

На книжной полке стояли книги пермских писателей и поэтов: Б. Ширшова, Л.Кузьмина, В.Исаева, В.Воробьёва, М.Осоргина, В.Климова, Е.Трутневой, А.Решетова, В.Телегиной.

Спиши фамилий писателей в алфавитном порядке. Произведения, каких пермских писателей ты читал?

Упражнения по русскому языку на тему: «Безударная гласная» 2-й класс.

Упражнение 1

Прочитай текст.

Снуют по Каме лодки – переправа
У б…регов – см…лой пропахший плот,
За Камой лес - з…лёная дубрава,
С гр…бами, с клюквой, с кочками болот.
(Е.Трутнева)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова. К какому слову не удалось подобрать проверочное слово? Почему?

Упражнение 2

Прочитай текст.

По л…сным тр…пинкам
Ходит-бродит осень.
Сколько свеж…х ш…шек
У з…леных сосен!
(Е.Трутнева)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выпиши слова с безударной гласной, подбери к ним проверочные слова.

Упражнение 3

Прочитай текст.

На дв…ре остались санки
И высокая г…ра.
Зимний вечер спозаранку
Прог…няет со дв…ра.
Стынут лунные д…рожки,
Дым клубится над трубой…..
(Е.Трутнева)

Выпиши слова с безударной гласной, подбери к ним проверочные слова. К какому слову не удалось подобрать проверочное слово? Почему? Подбери к этому слову однокоренные слова и подчеркни орфограмму. Выдели корень.

Упражнение 4

Прочитай текст.

Взгляд к…ня – ..гонь лучистый,
Ну, а сам он – з…лотистый,
З…лотистый, со зв…здой
Акбузат – мой конь гнедой.
(Башкирская песня)

Спиши слова с безударной гласной, подбери к ним проверочные слова. К выделенному слову подбери родственные слова. Обозначь ударение. Выдели корень.

Упражнение 5

Составь из данных слов предложения.

  • Вишера, р…ка, красива, очень, северная.
  • Живописных, много, на, скал, берегах, р…ки.
  • З…мля, яг…дами, богата, и, гр…бами.
  • Ст…ят, вдоль, ст…ной, густые, л…са, р…ки, чистой

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

Упражнение 6

Прочитай текст.

Шёл в..сёлый п…стушок,
Он св…ё б…льшое стадо
Гнал туда, куда х…тел.
(В.Телегина)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выпиши из стихотворения слова с безударной гласной и подбери проверочные слова. Подбери к подчёркнутому слову родственные слова. Выдели корень.

Использование краеведческого материала на уроке математики активизирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес и способствует исследовательской деятельности ученика.

Можно предложить детям следующие задачи:

Задача 1

Пермская земля является местом находки первого алмаза в Россий. 180 лет назад мальчиком Павлом Поповым был найден первый алмаз. В каком году был найден первый алмаз? В каком году исполнится 200 лет со дня находки первого алмаза?

Задача 2

Самая крупная река Прикамья – Кама имеет протяженность 1805 км. А длина Волги 3531 км. Какая река длиннее и на сколько? Запишите многозначные цифры в виде суммы разрядных слагаемых.

Задача 3

В Перми в начале 20 века проживало 100 000 человек из них 22 000 в рабочем посёлке Мотовилиха. Сколько человек проживало в других районах Перми? Запишите последующее и предыдущее число.

Задача 4

1980 году Кунгурскую пещеру посетило максимальное количество 202 481 человек, а 19994 году 51 400 человек. На сколько человек меньше посетило в 1994 году, чем в 1980 году?

Задача 5

В городе Краснокамске проживает 60 500 человек, в Кунгуре на 13 200 человек больше, чем в городе Краснокамске, а в городеЧусовом на 21 200человек меньше, чем в городе Кунгуре. Сколько человек проживает в городе Кунгуре и в городе Чусовом?

Задача 6

В поселке Ергач находится колония грачей, она имеет площадь 24 кв. км, на 1кв. км кормятся 42 пары грачей. Сколько будут кормиться грачей на 4 кв. км? на 7 кв. км?

На таких уроках дети учатся решать не только задачи, но и через восприятие содержания этих задач знакомятся с природным и историческим богатством родного края, воспитывается бережное отношение к природе и причастность к историческому прошлому, настоящему и будущему города, села, где ты живёшь.

Вот, что отмечает о интеграций учебных предметов классик мировой педагогики Я.А.Коменский: «Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи». Теория интеграции была разработана советским педагогом – ученым П.П. Блонским. Идея Блонского о построении обучения на основе «познавательных тем» получила широкое распространение в зарубежной педагогике. Интеграция предметов с использованием краеведческого материала поможет детям целостно понять и изучить природу, историю, географию и литературу родного края. Использование краеведческого материала будет способствовать повышению познавательного интереса и правильному представлению о природе, обществе и человеке.