Цели:
- Обобщение знаний учащихся по изучаемым темам изобразительного искусства;
- Развитие творческого мышления, обогащение кругозора;
- Воспитание чувства коллективизма и сотрудничества.
Задачи:
- проверить знания полученные учащимися по простым жанрам изобразительного искусства;
- способствовать развитию у детей смекалки, логического мышления, фантазии, эрудиции;
- воспитывать умение выслушивать мнение одноклассников, излагать логически свою точку зрения.
Материалы и оборудование:
Для учителя: Презентация PowerPoint с заданиями, ребус с темой урока, аудиозапись
Для учащихся: Бумага ФА-4, ФА-2, кроссворд для каждой команды на ФА-3, карточки с названиями картин и авторами, карточки с описанием портретов сказочных героев, гуашь, палитра на каждого ребенка, кисти, салфетки для рук, фломастеры, цветная бумага клей ножницы, простые карандаши.
Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний
Ход творческого марафона
- Представление команд
- Загадки Умные
- Загадки Фантастические
- Загадки Подвижные
- Загадки Теоретические
- Загадки Художественные
- Подведение итогов
Ход урока.
Педагог. Здравствуйте!
Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
-Тему нашего урока вы узнаете, если ребус отгадаете
(вывешиваю на доску ребус, дети отгадывают зашифрованную в нем тему урока)
Педагог. Что же у нас получилось? Правильно, ЗАГАДКИ! И тема нашего урока сегодня «Загадки», а загадки непростые, а специально для начинающих художников.
Работать мы будем с вами в командах. Умеете загадки отгадывать? Проведем небольшую разминку.
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
Дети. Карандаш!
Педагог. Молодцы. Значит, ваша команда называется «Карандаши». Следующую загадку отгадаете, и название второй команды узнаете.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
Дети. Кисточка!
Педагог. Вот мы и узнали название второй команды. Это команда «Кисточки». Да, ребята, а у нас сегодня присутствуют на уроке Госпожа Палитра и Синьор Тюбик. Я предлагаю их выбрать в жюри. Согласны?
Дети. Да!
Педагог. Теперь у нас есть две команды: Карандаши и Кисточки, многоуважаемое жюри и нам остается только начать наш марафон ИЗО-загадок. Вам предстоит нарисовать или создать эмблему. Пока играет музыка – вы рисуете и клеите, если музыка стала тише – значит пора заканчивать, а если совсем остановилась – нужно отложить все материалы. Итак, время пошло.
(дети создают эмблему)
Педагог. Представьте свои команды и покажите эмблемы.
(дети показывают эмблему и представляют свою команду)
Педагог. Как я и обещала, загадки будут непростые.
Первый этап - Загадки Умные
В изобразительном искусстве очень много выражений, очень много материалов для передачи изображений. Вставить нужную букву в клетку, написать целиком все слово, отгадать кроссворд сейчас Умники будьте готовы! Каждое правильно отгаданное слово принесет вам один фант (у карандашей это вырезанные из цветного картона карандаши, а у кисточек - кисточки). И еще один сюрприз: в кроссворде спрятано слово. Кто слово найдет – тот своей команде дополнительный фант ант принесет.
Педагог. Итак, начинаем! (дети отгадывают кроссворд (Приложение 1), играет музыка)
Музыка остановилась
Педагог. Время вышло, передаем кроссворды жюри для подведения итогов.
Второй этап - Загадки Фантастические
На листочках линии, кружочки, завитушки, черточки и точки. Вы, применив свое воображение, нафантазировать должны изображение. (Раздаются листы с изображением различных линий, дети работают под музыку).
Педагог. Передаем работы жюри. Оцениваться будут творчество, воображение, фантазия, оригинальность. (Жюри оценивает и говорит результаты первого этапа. Заработанные фанты, складываем в оформленные конверты, которые прикреплены к мольбертам)
Педагог. Пока жюри работает, мы приступаем к
Третьему этапу - Загадки Подвижные
Команде нужно выстроиться по цвету волос. Карандашам – от самого светлого к темному, Кисточкам - от самого темного к светлому. (Жюри оценивает).
Педагог.
Следующий этап - Загадки Теоретические
Просмотрев репродукции картин, игроки записывают цифру картины соответствующую тому или иному художнику. (Передаем карточки (Приложение 2) для оценивания жюри). Каждый правильный ответ - один балл.
Педагог.И последний
этап, пятый - Загадки Художественные
Узнай портрет по описанию и нарисуй его. (Объясняю детям алгоритм работы, сообщаю о времени)
Для первой команды: «Вот как она выглядела: волосы цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще и в крапинку – от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у нее видно, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один - коричневый, а другой – черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся …»
Для второй команды: «Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело – отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты…»
Команды читают описание сказочного героя (Приложение 3) внутри своей команды, распределяют, кто, что будет рисовать и приступают к работе.
По окончании работы педагог зачитывает описание, показывает рисунок и просит другую команду узнать сказочного персонажа.
(жюри оценивает)
Педагог. А сейчас мы попросим жюри объявить итоги нашего марафона «ИЗО - загадки»
(выступление жюри)
Педагог. Вы сегодня замечательно поработали, все были активны. Работая в команде, каждый знал, что от него зависит общий успех. И наше жюри, Госпожа Палитра и Синьор Тюбик хотят наградить вас грамотами.
(награждаем похвальными грамотами)
Педагог. Спасибо всем вам. На этом наш урок окончен.
Презентация (Приложение 4)