Урок обучения грамоте в 1-м классе с использованием компьютера "Звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство детей с глухими согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф.

Задачи:

  1. Познакомить детей с глухими согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф.
  2. Развивать навык плавного чтения по слогам и целыми словами, фонематический слух, внимание, память, речь, мышление, воображение учащихся.
  3. Воспитывать любовь к предмету, к чтению.

Оборудование:

  • алфавит, лента букв, касса букв и слогов, фланелеграф;
  • предметные картинки, табличка с буквами;
  • заготовки для «выщипывания» буквы;
  • тексты для чтения, картинки с текстами;
  • игра «Море», Фея;
  • компьютер с программой «Азбука».

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте. Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете работать на уроке и чему уже научились в школе. Давайте поприветствуем гостей своими улыбками. А теперь улыбнёмся друг другу, чтобы зарядиться хорошим настроением на целый день. Садитесь, пожалуйста.

- Если вы уберёте на фланелеграфе одинаковые согласные буквы, то прочитаете название нашего урока:

п ч п т е щ н р щ и р е (чтение)

- Сегодня на уроке чтения мы повторим деление слов на слоги и познакомимся с новой буквой.

II. Деление слов на слоги с использованием компьютера (повторение).

- Давайте вспомним, как узнать сколько в слове слогов?

__________ в компьютере, а мы с вами на доске выберем из предложенных слов односложные (двусложные, трёхсложные).

Дети выполняют задание с объяснением у доски, затем с помощью квадратов «да - нет» проверяют правильность выполнения работы одноклассников за компьютером.

- Как одним словом можно назвать все слова? (Растения.)

- Чем отличаются растения, записанные на доске от растений в компьютере? (Деревья и цветковые растения.)

- Назовите лишнее слово на доске? (Ель, т. к. все деревья лиственные, а ель хвойное.)

III. Основной этап урока.

Звук.

1. Нахождение одинакового звука в словах.

- Сегодня к нам на урок пришла сказочная волшебница. Узнаёте её? Конечно, это Фея (рисунок 1).

Рисунок 1

Она поможет нам познакомиться с новыми буквами. Фея предлагает вам посмотреть на эти комнатные растения (рисунок 2).

Рисунок 2

- Кто знает, как они называются? (Фуксия, фиалка.)

- Выделите первые звуки в названиях этих растений. ([ф], [ф’])

- Что общего у этих звуков? (Согласные, глухие.)

- В чём различие? (Один – твёрдый, другой – мягкий.)

2. Определение твёрдости- мягкости звуков [ф], [ф’] (с использованием компьютера).

- А теперь попробуйте определить твёрдость или мягкость звуков [ф],[ф’] в предложенных словах на компьютере. В роли учителя сегодня будет _______.

3. Фонетическая зарядка.

- Как фыркает ёжик (Фр – фр – фр …)

4. Дыхательная гимнастика.

- Как пыхтит каша? (Пф – пф – пф …)

Левая рука лежит на груди.

Вдох - левую руку отводим от груди, правой нажимаем на живот.

Выдох - пф, пф, пф! – левую руку прижимаем к груди, слегка надавливаем, правую отводим от живота. (Упражнение повторить в медленном темпе 3-4 раза.)

5. Определение звонкости – глухости.

- Итак, вы правильно заметили, что звуки [ф] и [ф’] глухие. Но у них есть братья – звонкие звуки. Какие? ([в], [в’])

- Правильно. Я сейчас буду называть слова. Если вы услышите звонкие звуки [в], [в’], вы должны встать и топать ногами, а если я произнесу слова с глухими звуками [ф], [ф’], то присядьте и закройте уши ладошками. Приготовьтесь: ветка, Федя, свитер, свет, вода, фуфайка.

Буква.

1. Знакомство с буквой.

- А теперь посмотрим, какой же буквой обозначаются звуки [ф] и [ф’]. Фея поможет нам сейчас совершить чудо. Новая буква родится у вас, ребята, прямо в руках. На партах у вас лежат сложенные вдвое листочки. Какая буква на них написана карандашом? («Эр») Давайте её выщипаем. (Выщипывают.)

- А теперь раскроем выщипанную букву « эр ». Посмотрите, она превратилась в новую букву под названием …. Кто знает, ребята, как правильно она называется? («Эф»)

- Давайте найдём её место в алфавите.

- А теперь заселим её в наш домик. В какую квартирку? (Синюю.) Почему? (Согласная.) На какой этаж? (Нижний.) Почему? (Глухая.) Как вы думаете, где же она спряталась? (Под буквой «вэ».)

- А теперь посмотрите на табличку. Почему здесь 4 буквы? ( Две печатные - маленькая и большая, и две письменные - строчная и заглавная.)

2. Игра «Море».

- Прочитайте слоги с буквой «ф» (с договариванием). Капитаном корабля с буквой «ф» сегодня будет _________.

Капитан держит в руках кораблик с буквой «ф» и «плывёт» по морю, поочерёдно «подплывая» к корабликам с гласными буквами, читая полученные слияния: фа, фи, фо, …. Дети договаривают слова: фара, фиалка, фокус, … .

3. Физкультурная минутка.

- Фея просит вас прочитать слово по первым звукам названий предметов (светофор).

На фланелеграфе картинки, например: сова, ведро, ель, трамвай, ослик, фонарь, огурец и руль.

- Кто расскажет стихотворение про светофор?

Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофёра:
Красный свет – проезда нет.
Жёлтый будь готов к пути,
А зелёный свет – кати!

- А сейчас поиграем. Я буду поочерёдно показывать сигналы светофора (рисунок 3).

Рисунок 3

На красный свет все должны сидеть, на жёлтый – встать, а зелёный – бежать на месте, « руля вправо и влево », как будто вы едите за рулём автомобиля..

4. Нахождение буквы в словах и в тексте.

- У вас на партах лежат листочки с текстами. (см. Приложение 1) Задание: прочитать текст и подчеркнуть карандашом буквы «ф». Одновременно по цепочке вы сможете выходить к компьютеру и находить букву «ф» в словах.

- Сколько букв нашли в тексте? Поднимите руки у кого столько же. В каких словах? Прочитайте текст. (Дети читают.)

У первоклассников 2 варианта текста – для слабочитающих и тех, кто читает хорошо. Учитель проверяет оба варианта.

5. На что похожа эта буква?

- Посмотрите внимательно на сделанную вами букву и пофантазируйте – на что она похожа?

Дети высказывают предположения, учитель показывает рисунки и просит прочитать подписи к ним. (см. Приложение 2)

6. Ребусы.

- Попробуйте разгадать ребусы, которые принесла Фея (фонари, шарф).

IV. Итог урока.

Вот и подходит к концу наш урок.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что понравилось вам на уроке?

- Фея тоже осталась довольна вашей работой. Она принесла вам гостинцы. Если вы правильно составите рассыпанное слово на фланелеграфе, то узнаете, что принесла для вас Фея в подарок.

т о к ф е н ы (конфеты)

- Молодцы. Конечно же здесь лежат конфеты. Угощайтесь.

Знакомство с буквами Ф, ф мы продолжим на уроке письма.