Применение игровой методики на уроке рисования "Образ здания и его назначение"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема коллективной композиции: "Сказочная страна"

Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная.

Принцип организации коллективной композиции: Свободное размещение на общей плоскости.

Цели:

1) Развивать чувство красоты и гармонии, чувство радости труд художника, дающему возможность в художественном творчестве все отношение к добру и злу, раскрыть связь конструкции, назначением постройки с образом жизни человека, развивать навыки декоративной работы.

2) Развивать творческую активность детей, художественные способности, способность развитию воображения.

3) Воспитывать интерес к сказкам, воспитание художественного вкуса, воспитание ответственности за свою работу на уроке. Воспитывать творческое отношение к заданию и интерес к формам совместной деятельности на уроках изобразительного искусства.

Задачи: Построить сказочный город.

Зрительный ряд:

  • Собор Василия Блаженного, здание МГУ, здание оранжереи, здание СЭВ, спорткомплекс "Олимпийский", телекомплекс "Останкино", костел Святой Анны в г. Вильнюсе и др.;
  • Рисунки сказочных героев, домики которых должны нарисовать дети.

Литературный ряд: Русские народные сказки, "Терем-теремок", "Муха Цокотуха", "Дюймовочка", "Снегурочка", "Снежная королева", "Красная шапочка", "Буратино", "Кот в сапогах" и другие.

Музыкальный ряд: Как фон во время практической работы песня "Маленькая страна", "Золушки"

Методы обучения: Наглядный, метод развития образного мышления, объяснительно-иллюстративный.

Форма урока: игра-сказка.

Используемая литература:

  • Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 кл. Б.М. Неменский "Учитель" 2004
  • Коротеева Е.И. "Искусство и ты: Учебник для 2 класса под редакцией Б.М. Неменского" Просвещение 2000 года
  • Ячменева В.В. " Занятия и игровые моменты по художественному творчеству М, "Владос" 2004год

Методика подготовки к уроку:

1) В поцессе подготовки к уроку необходимо изучить литературу, указанную в списке.

2) Необходимо изготовить тонированную бумагу для фона 1м*1,5м, нарисовать терем, нарисовать сказочных героев.

3) Необходимо продумать сценарий с использованием интриги в сюжете, чтобы вызвать интерес к творческой работе.

4) Необходимо подумать беседу с детьми, которая поможет войти в образ мастера - художника, создающего сказочные здания.

5) Необходимо продумать методы обучения:

  • словесные: рассказ, объяснение, беседа
  • наглядные: демонстрация образцов
  • практическая: самостоятельное выполнение

6) Необходимо продумать методы воспитания:

  • метод организации воспитывающей деятельности(взаимодействие детей друг с другом)

7) Необходимо продумать оформление и организацию рабочего места педагога и учеников.

8) Cоставить презентацию

9) Необходимо подготовить оборудование для просмотра слайдов.

Сценарий урока

На переднем плане помещена большая тонированная бумага, на которой в центре нарисован терем.

Учитель: Ребята! Что это?

Дети: Терем - теремок!

Учитель: Терем - теремок, кто в тереме живет?

Дети:

Я - мышка - норушка,
Я - лягушка - квакушка,
Я - комар - пискун,
Я - лисичка - сестричка,
Я - мишка - косолапый.

Учитель: Ребята! А вы не ошибаетесь? Дело в том, что на этой поляне совсем недавно жили-поживали Золушка, Мальвина, баба Яга, Снежная королева и много, много других сказочных героев, но злая фея на зло всем нам стерла сказочное государство (она ведь не может без подлости) и лишь этот чудо - теремок остался здесь. Может там злая фея живет?

Дети: Нет! В таком красивом, резном домике не может жить злая фея. Ее дом должен быть злым и темным.

Учитель: Выходит по внешнему виду можно судить о назначении здания?

Дети: Конечно можно. Здание тюрьмы, например, я видел, оно большое, но какое - то придавленное, мне даже страшно было около него стоять. И я думаю, что в такое здание даже Царевну Несмеяну не посадишь, хотя она и плачет весь день.

Учитель: Да ребята! Вы правы. Каждое здание имеет свое назначение:

(Просмотр слайдов.)

Учитель: А что это за здание и как вы думаете -для чего оно предназначено?(Первый слайд, здание МГУ)

Дети: Здание очень красивое , сказочное и в нем могут жить только волшебники.

Учитель: Это здание Московского государственного университета. Это главное учебное заведение страны и учиться в этом университете- действительно сказка.

(Обсуждение всех слайдов.) При просмотре слайда с панорамой московских храмов, на вопрос учителя о церквях дети отвечали:

Дети: Церковь - она отличается красивыми куполами и крестом на самом верху и когда мы стоим рядом с этим зданием, то кажется , что так спокойно на душе.

Учитель: Да ребята! Церковь - это величие, это молчание. Когда снизу смотришь на купола, кажется, что они уплывают в небо. Перед зданием церкви всегда хочется остановиться, постоять в молчании, подумать о близких

Учитель: Ребята! А кто может жить в этом домике? (слайд с изображением мрачного домика)

Дети: Колдун, наверное. Дом или скорее покосившаяся избушка, все мрачно, таинственно.

Учитель: В этом таинственном домике может жить, наверное, одинокий человек, а это жилище действительно напоминает избу колдуна.

Ребята! А ведь мы уже забыли о наших героях. Ведь злая фея оставила их без жилищ.

Что же сегодня мы будем рисовать?

Дети: Мы будем рисовать дома для сказочных героев.

Учитель: А вот и наши герои. Кто там в слезах?

"Муха - цокотуха по полю пошла,
Муха - цокотуха денежку нашла.
Пошла муха на базар,
И купила самовар.

Да вот беда, пока муха была на базаре, злая фея и оставила ее без уютного домика. Кто поможет мухе - цокотухе?

Учитель: А это что? (звучит музыка и песня "Золушка")

Дети: Это Золушка!

Учитель: Первый угодавший и помогает Золушке. Зачитываются отрывки из сказок с описанием героев и дети сразу, отгадывая, приступают к работе.

После завершения - панно на доске. Дети самостоятельно размещают свои работы на общей плоскости.

Анализ выполнения работ.

Ребята! Рассмотрите внимательно каждый домик и оцените достоинства и недостатки каждой работы. Все справились с заданием? Как вы считаете? Покажите, какие домики получились самыми красивыми и точно выражают характер героев сказок.