Урок по русскому языку в 6-м классе "Разряды количественных имен числительных"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Дать понятие о целых, собирательных, дробных числительных.
  • Научить различать целые и собирательные числительные.
  • Развивать навыки употребления собирательных и целых чисел, определения родовой принадлежности данных числительных. Совершенствовать навыки правописания числительных, употребления Ь в них.
  • Воспитывать интерес к предмету познавательными заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Объявление темы урока.

Результат урока (Мы должны к концу урока узнать: сколько разрядов имеет количественное числительное, определить родовую принадлежность собирательных числительных).

2. Актуализация прежних знаний.

Математический диктант. "Подводная арифметика". Ответ записать столбиком словами.

1). Детеныш голубого кита выпивает за день 600 литров молока. Сколько молока выпьет такой малыш за 3 дня?

2). Черепаха-атлант (ныне вымершая) была самой большой из известных морских черепах. Она весила столько же, сколько весят 60 человек (средний вес человека 70 кг.). Какова масса этого гиганта?

3). В мире ежегодно продается 60 миллионов аквариумных рыбок. Сколько рыбок будет продано за 5 лет?

4). Крабы имеют целых 6 пар челюстей, которыми перерабатывают все, что им попадается - от мусора до мелких рыбешек. 6 пар - сколько же это?

  • Одну тысячу восемьсот
  • Четыре тысячи двести
  • Триста миллионов
  • Двенадцать
  • На какие группы можно разделить числительные? (Составные и простые)
  • Какую изученную орфограмму вы обнаружили? (Ь в числительных от 50 до 80, от 500 до 900 и числительных от 5 до 20 и 30)
  • Что объединяет все записанные числительные? (Количественные, отвечают на вопрос сколько?)
  • Какое числительное является лишним? Почему? (Является лишним 12, потому что в составе других числительных есть существительные: тысяча, миллион)
  • Докажите, что это существительные. (Они имеют как множественное, так и единственное число)

Словарная работа.

Историческая справка. В Древней Руси эти существительные звучали по-другому:

  • 10. 000 - тьма
  • 100. 000 - легионъ
  • 1. 000. 000 - леодръ
  • 10. 000.000 -воронъ

А. Блок в одном из своих произведений о Куликовской битве, чтобы показать мощь русского народа употребляет такие существительные:

"Мильоны нас, нас тьмы, и тьмы, и тьмы:"

Записать предложение на современном языке. (Нас миллионы, нас десятки тысяч.)

3. Формирование общеучебных умений и навыков.

Разряды количественных числительных (составление схемы).

Составьте предложения, содержащие числительные.

  • Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)
  • По сколько человек вы дежурите в классе? (Мы в классе дежурим по трое человек.)
  • А теперь представьте, что в столовой вы купили яблоко. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.)

А теперь проверьте, все числительные, записанные на доске, являются количественными? Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)

  • Что обозначают эти числительные? (Целое число, собирательное, дробное; добавляются в схему.)
  • Сформулируйте правило о разрядах количественных числительных. (Ответы учащихся)

Физкультминутка.

Все ребята встают. На слух определить правописание Ь в числительных.

Если Ь пишется в середине - хлопнуть в ладоши;

Если Ь пишется в конце - присесть.

Пятнадцать, пятьдесят пять, шестьсот семьдесят четыре, тройка, восемнадцать, восемьсот сорок, девятьсот семь, пять.

Сравните словосочетания:

пятеро мальчиков и пять девочек

1). Определите разряды количественных числительных и род имен существительных. Как вы думаете, употребление собирательного числительного связано с родом существительных?

2). Сформулируйте правило об употреблении собирательных числительных?

3). Можно ли определить, о ком говорится в предложении? (Используйте правило об употреблении собирательных числительных.)

Нас было четверо.

Нас было четыре.

4. Закрепление общеучебных умений и навыков.

Упражнение по учебнику 356. Работа у доски. Добавить свои словосочетания "числ. + сущ."

  • 1 вариант. Составить предложения с данными словосочетаниями.
  • 2 вариант. Составить текст.

Проверка. Чтение предложений и текстов.

Игра "Переводчики"

Несмотря на то, что мы не знаем белорусского языка, многие слова , сказанные на этом языке, нам понятны. Это происходит потому, что у наших языков общие корни - и тот, и другой относятся к славянскому праязыку. Переведите на русский язык предложение и запишите его в тетрадь.

Выходзiлi дванадцаць малайцоy, выносiлi пяцьдзесят двух сокалаy, выпускалi шэсцьдзесят пяць лебедзяy. (Выходили двенадцать молодцев, выносили пятьдесят двух соколов, выпускали триста шестьдесят пять лебедей.)

Определить разряд числительных. Какими членами предложения являются числительные?

5. Итог.

  • Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
  • На какие разряды делятся количественные числительные?
  • Что обозначает каждый разряд?
  • С существительными не употребляется количественное числительное?
  • Выполнение теста №42.
  • Сдать работы.

 Д/р. Параграф 62 (выучить правило), упр.357(по заданию)

Дополнительно. Даны некоторые числа в системе записи, которая использовалась в русской письменности до начала ХV века. Как записывались числа 624, 232,333?