Урок литературного чтения. 2-й класс. Е.Чарушин "Страшный рассказ"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
  • Развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • учебник В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климанова “Родная Речь” II часть;
  • выставка книг Е.И. Чарушина;
  • эпиграф урока;
  • плакат с мимическим изображением человечка.

Ход урока

Организационный этап.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

У: Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме “О братьях наших меньших” под девизом

“Остановись! Присядь! Нагнись!
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись: они тебе сродни…”. (запись на доске)

У: Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, произведения какого автора мы будем читать? О чем его книги?

У: Правильно. Евгений Иванович Чарушин. Он пишет о животных.

Этап активного усвоения новых знаний.

“Биография писателя”

У: Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он любил животных.

В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которых Женя лечил вместе с мамой, и еще 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненных уток и тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.

Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

“Вступительная беседа”

У: Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Прочитайте название рассказа.

У: Попробуйте предположить, о чем будет рассказ? Скажите когда и почему бывает страшно? Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

“Первичное восприятие текста”

У: Сейчас вы прослушаете рассказ и узнаете верны ли ваши предположения.

“Обмен впечатлениями”

У: Понравился рассказ? Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном? Почему рассказ так назван?

“Словарная работа”

У: В тексте встретилось слово “сени”. Как вы понимаете значение этого слова?

Сенипомещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.

У: А что такое “чулан”?

Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.

“Работа над текстом”

Чтение “по - цепочке”

У: Слушаем внимательно, после чтения ответьте на вопрос “Что узнали о мальчиках?” Назовите слова-действия мальчиков из этой части. (умылись, разделись, легли спать, лежат, молчат)

У: Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные)

Чтение “по ролям”

У: Прежде чем читать дальше, скажите как называется разговор двух и более людей?

Диалог – это чтение “по ролям”.

У: Распределяем “роли” как обычно. Скажите кто из ребят подходит на роль мальчиков? А кто будет читать слова автора? (дети читают)

У: Какими мы увидели здесь ребят? Попробуем обыграть в лицах диалог мальчиков. Читать будем только слова Пети и Шуры, но прочитать надо так, чтобы мы поняли, что их начинает охватывать ужас.

Инсценировка (дети читают, изображая эмоциональное состояние мальчиков)

Анализ II части

У: Какие звуки услышали мальчики? Как об этом говорит автор? Найдите слова действия “незнакомца”. Как автор называет “незнакомца”? (кто-то) Ребята, если бы вы не знали продолжения рассказа кем бы мог быть этот кто-то? (ящерица, мышка, хомячок, барсук)

У: Прочтите предложение в котором многоточие. Для чего это нужно было автору?

Индивидуальное чтение

У: Прежде чем читать самый напряженный момент в тексте, определим каким тоном будем читать. (загадочным, взволнованным)

У: А темп какой будет? (сначала быстрый, а потом неспешный)

У: А громкость? (тихо, чтение “про себя”)

У: Как вели себя мальчики когда им стало страшно? Подберите к слову “бросился” синонимы. Почему автор употребил именно слово “бросился”? Находим слова действия мальчиков. А как характеризуют эти слова мальчиков?

Прием “Эмпатии”

У: Давай – те войдем в этот рассказ. Вошли. Вы теперь Шура и Петя. Как бы вы себя повели? Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью? Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.

Страх

Ужас

Испуг

Беспокойство

У: Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?

“Тихое” чтение

У: Дальше читаем “тихим” чтением. А сейчас прочитайте “парами”. Давайте снова в этот рассказ. Вы должны рассказать маме и папе что у вас произошло. Представьте, что я и мама, и папа. Я слушаю, а вы мне рассказываете.

Инсценирование (дети у доски инсценируют эпизод из рассказа)

Чтение “Эстафета”

Мама с папой зажгли еще одну лампу. Стали смотреть во всех углах. О чем это говорит?(родители были обеспокоены тем, что кто-то напугал детей)

У: Найдите слова действия “незнакомца”. (пробежал, свернулся шариком, дергает, колет)

У: А по этим словам действиям мы можем догадаться кто этот “незнакомец”? (да, ежик) Кого нашли родители? Прочитайте, как об этом говориться в рассказе?

Выразительное чтение

(на доске)

У: Прочитайте это предложение так как прочитал бы его этот человечек .

С какой интонацией прочитали? Почему?

С какой интонацией прочитали? (со злостью) Почему?

А как прочитали Шура и Петя? (с радостью)

А родители? (со злостью, так как ежик напугал детей)

Чтение “про себя”

У: Читайте “про себя” и приготовьте вопросы по содержанию. (дети читают, а потом задают вопросы друг другу)

Составление рассказа

У: Ребята, а у вас не создалось такого впечатления, что рассказ не закончен? Согласитесь со мной, что на даче живут только летом, а приходом осени все уезжают в город. Что же может произойти дальше? Чем закончится эта история? Попробуйте продолжить рассказ.

Озаглавливание рассказа

У: Название этого произведения “Страшный рассказ”, но на самом деле ничего страшного нет. Вот если бы вы были писателем, то как бы вы озаглавили рассказ? (“Случай на даче”, “Ежик”)

Этап закрепления и применения знаний

“Беседа”

У: Почему рассказ, где главные герои мальчики помещен в разделе “О братьях наших меньших”? Для чего писатель рассказал нам эту историю?

“Пересказ рассказа”

У: Кто еще главный герой кроме мальчиков в этом рассказе? (ежик)

У: Сделаем так. Я даю вам одну минуту, вы прочитываете еще раз рассказ и запоминаете для себя все действия ежика. Это надо для интересной и необычной работы. (дети читают)

У: Прочитали. Готовы. Этот рассказ введется от имени автора. А теперь автором будет … ежик. Пересказать рассказ от имени ежика (дети пересказывают)

У: Молодцы! Поблагодарим рассказчиков.

“Сведения о писателе. Выставка иллюстраций Евгения Ивановича Чарушина”

У: А хотите увидеть колючего героя нашего рассказа? Посмотрите. Вот он герой.

Автор “”Страшного рассказа был не только писателем, но и художником – анималистом. Слово “анималист” означает “рисующий животных”. Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. (учитель открывает выставку картин)

У: Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете почему? Писатель говорил об этом так: “Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей природы, тебе все знать нужно”.

Этап обобщения

У: Что для себя вы открыли на этом уроке? Что запомнилось? Для чего нужен этот урок? И в конце урока я еще раз хочу сказать… (учитель читает еще раз девиз урока)