Оборудование:
- ордеры 18 штук,
- номера игроков с 1-6,
- волчок,
- сектора с фамилиями,
- чёрный ящик,
- копировальная бумага и свеча,
- гонг,
- блокноты,
- ручки,
- сертификаты,
- презентация с фотографиями учителей и вопросами,
- песочные часы.
Всем классам за день даются 2 вопроса на логику, для обдумывания (приложение 1).
На игру приглашаются все команда учителей.
Первый тур - отборочный
ВЕДУЩИЙ: Сегодня у нас проходит игра "Что? Где? Когда?". Из учащихся необходимо выбрать шесть лучших игроков. Я буду задавать вопросы, и, кто быстрее ответит на вопрос, получит ордер. Прежде чем вы захотите назвать ответ, поднимите руку. Итак, начнём.
Вопросы отборочного тура:
- Устройство визуального отображения информации. (Дисплей.)
- Операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода. (Кодирование.)
- Специальная программа для управления внешними устройствами компьютера. (Драйвер.)
- Группа символов, состоящая из восьми рядом записанных бит. (Байт.)
- Набор записей одного типа, имеющий имя. (Файл.)
- Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск и считывающее с этого диска. (Дисковод.)
- Наименьшая единица количества информации. (Бит.)
- Совокупность знаний, сведений и данных. (Информация.)
- Лицо, которое пользуется ЭВМ. (Пользователь.)
- Центральный "мозг" компьютера, предназначенный для переработки информации. (Процессор.)
- Манипулятор в виде укреплённой на шарнире ручки с кнопкой, употребляется в основном для компьютерных игр. (Джойстик.)
- Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемой при работе с компьютером. (Винчестер.)
- Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть. (Модем.)
- Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в жатом виде. (Архиватор.)
- Метка на экране, перемещающаяся при нажатии соответствующих клавиш. (Курсор.)
- Электронно-вычислительная машина (назвать аббревиатуру). (ЭВМ.)
- Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр). (Система счисления.)
- Совокупность программ, являющаяся посредником между ЭВМ и пользователем. (Операционная система.)
Подводятся итоги отборочного тура, по количеству набранных ордеров определяются шесть лучших игроков, и им крепятся эмблемы с номерами игроков (1, 2, 3, 4, 5, 6).
Второй тур - игра "Что? Где? Когда?"
ВЕДУЩИЙ: Вы должны выбрать капитана команды.
Итак, капитаном команды знатоков признан(а) :.
Вы запускаете волчок и определяете вопрос учителей. Вопросы будут выведены через медиапроектор на экран. Вам даётся определенное время на обдумывание, вы можете дать досрочный ответ и использовать дополнительное время на другой вопрос. Ответив на вопрос правильно, вы зарабатываете 1 очко, в случае неправильного ответа очко переходит команде учителей. Помните, что есть сектор блиц-вопрос и есть сектор, где, не ответив на вопрос правильно, игрок покидает игровой стол. И в этом случае мы можем сделать замену тем, у кого есть ордера с отборочного тура. Игра идёт до 6 очков. В конце игры будет выбран лучший игрок команды, которого ждёт особый приз за семестр и будет выбран лучший вопрос.
Итак, сегодня с вами играют:
: - учитель биологии
: - учитель технологии
: - учитель математики
: - учитель литературы
: - учитель информатики
: - учитель истории
: - учитель русского языка
: - учитель истории
: - учитель математики
: - учитель географии
Сектор 1 - С вами играет учитель биологии : (на экран)
ДНК человека (генетический код) можно представить себе как некоторое слово в четырёхбуквенном алфавите, где каждой буквой помечается звено цепи ДНК, или нуклеотид.
ВНИМАНИЕ ВОПРОС! (гонг) Сколько информации (в битах) содержит ДНК человека, содержащий примерно1,5*10 23 нуклеотидов? (на экран)
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 3 *10 23 бит.
Сектор 2 - блиц-вопрос. Отвечает один человек на 3 вопроса сразу.
Кто будет отвечать?
- В какой системе счисления 7*7=61 (в восьмеричной) (на экран)
- В какой системе счисления 2*2=100 (в двоичной) (на экран)
- Расположите двоичные числа в порядке возрастания: 1001, 111, 10, 100, 1101, 10001. (10, 100, 111, 1001, 1101, 10001) (на экран)
Сектор 3 - чёрный ящик. С вами играет учитель технологии ... (на экран)
С давних времён людям приходилось работать с информацией различными средствами, для того чтобы оставить её на бумаге. Если расположить эти средства в порядке обратном их появлению, то можно выстроить следующую последовательность: фломастер, шариковая ручка, графитный карандаш, гусиное перо и то, что лежит в чёрном ящике.
ВНИМАНИЕ! (гонг) Что в чёрном ящике?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: соломинка (палочка).
Сектор 4 - С вами играет учитель математики : (на экран)
Выполните все 4 арифметические операции с восьмеричными числами
468 и 228 (на экран)
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 70, 24, 1254, 2
Сектор 5 - С вами играет учитель литературы ... (на экран)
Три мудреца вступили в спор: кто из троих более мудрый? Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность.
- Вы видели у меня, - сказал он, - пять колпаков: три чёрных и два белых. Закройте глаза!
С этими словами он надел каждому по чёрному колпаку, а два белых спрятал в мешок.
- Можете открыть глаза, - сказал прохожий, - кто угадает, какого цвета колпак украшает его Глову, тот вправе считать себя самым мудрым.
Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга.
Наконец, один воскликнул:
- На мне чёрный!
ВНИМАНИЕ ВОПРОС! (гонг) Как он догадался?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Мудрец рассуждал так: "Я вижу перед собой два чёрных колпака. Предположим, что на мне белый. Тогда второй мудрец, видя перед собой чёрный и белый колпаки, должен рассуждать так: "Если бы на мне был белый колпак, то третий сразу бы догадался и заявил, что у него чёрный. Но он молчит, значит, на мне не белый, а чёрный". А так как второй не говорит этого, значит, на мне тоже чёрный".
Сектор 6 - С вами играет учитель географии : (на экран)
ВНИМАНИЕ ВОПРОС! (гонг) На каких трёх "китах" держится информатика?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Информация, алгоритм, компьютер (программа, логика)
Сектор 7 - С вами играет учитель истории ... (на экран)
"Всё есть число", - говорили пифагорейцы, подчёркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. А как умеют работать с числами наши игроки? Сейчас нам предстоит это узнать.
ВНИМАНИЕ! (гонг) Вам предстоит решить задачу:
В бумагах одного чудака-математика была найдена его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами: "Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей". Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Недесятичная система счисления - вот единственная причина кажущейся противоречивости приведённых чисел. Основание этой системы определяется фразой: "Спустя год (после 44 лет), 100-летним молодым человеком:" Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 - наибольшая в этой системе счисления (как 9 - в десятичной), а следовательно, основание системы является 5. То есть все числа в автобиографии записаны в пятеричной системе счисления: 44 R 24, 100 -> 25, 34 -> 19, 11 -> 6, 10 -> 5
Сектор 8 - С вами играет учитель истории : (на экран)
В старину на Руси широко применяли систему счисления, отдаленно напоминающую римскую. С её помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате податей.
Для записи чисел употреблялись следующие знаки:
ВНИМАНИЕ ВОПРОС! (гонг) Какую сумму денег вы должны были бы заплатить сборщику податей, если получили бы следующие квитанцию:
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1714 рублей 9 копеек
Сектор 9 - С вами играет учитель русского языка ... (на экран)
Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и разными способами.
В рассказе Артура Конана Дойла "Пляшущие человечки" преступник применял оригинальный код для записи своих угроз.
ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН! (гонг) что зашифровано в этой записи и каким способом?
"АММАРГОРП - ЯАКОСЫВ ЯИЗЭОП, ЫТАТЬЛУЗЕР ЕЕ ЫТОБАР - ЯАБУРГ АЗОРП" (на экран).
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: "Программа - высокая поэзия, результат ее работы - грубая проза" (каждое слово фразы следует читать справа налево).
Сектор 10 - С вами играет учитель информатики ... (на экран)
ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН! (Гонг) Какая пословица зашифрована блок-схемой?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: "Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт"
Сектор 11 - с вами играет учитель математики ... (на экран)
ВНИМАНИЕ ВОПРОС! (Гонг) Сколько бит в 1 мегабайте?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 8 388 608 бит.
Сектор 12 - музыкальная пауза
"Что такое Интернет" (исполняют учащиеся, заранее подготовленные)
Что такое Интернет? Знает бабка, знает дед,
И крутой, и нищета - прут к провайдеру счета!
В основном из ста программ, лишь одна подходит вам.
И она потом наскучит, если комп твой не заглючит.
Интернет! Интернет! Интернет! Всё прощу только не Disconnect
Бутерброд себе в рот положу, пару ласковых в ЧАТе скажу.
Интернет! Интернет! Интернет! Я устал больше сил моих нет,
Всё ходить по просторам твоим, да по сайтам - по нашим, чужим:Что такое Интернет? Это свой оставить след.
Ну, к примеру, в гостевой, там для многих ты уж свой.
Баннеров идёт война, не пробиться ни черта!
Как бы что-то не нажать, чтобы вирус не поймать.
Интернет! Интернет! Интернет! Магазинов обширная сеть.
Переполнено всё, спору нет: прайс-листы от конфет до ракет.
Интернет! Интернет! Интернет! Я устал, больше сил моих нет,
Всяких сайтов цветущий букет и там тоже чего только нет.Что такое Интернет? Электронной почты бред.
В ящике набитом - СПАМ, в каждом СПАМе сто реклам.
Крыша едет - ерунда: отдых нужен - я тогда
В караоке сайт войду, песню модную найду.
Интернет! Интернет! Интернет! Я устал, больше сил моих нет!
Юзера, лаймера, ханера: Не упомнить словарь до утра.
Интернет стал проблемою мне, не хватает вниманья нигде.
Если всё же с сети я сорвусь, всё равно завтра снова вернусь!Интернет! Интернет! Интернет! Всё прощу только не Disconnect
Интернет стал проблемою мне, не хватает вниманья нигде.
Если всё же с сети я сорвусь, всё равно завтра снова вернусь!
Интернет стал проблемою мне, не хватает вниманья нигде.
Если всё же с сети я сорвусь, всё равно завтра снова вернусь!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Выявление победителей.
- Всем участникам выдаются сертификаты на получение оценки "5" по информатике.
- Определение лучшего игрока и лучшего вопроса путём тайного голосования.
- Награждение и благодарность.