Логопедическая неделя в школе. Организация и проведение

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Стало традицией в Рузаевском детском доме - школе проводить логопедические недели. Во время этих недель проводятся различные мероприятия, и готовиться к ним не только учитель-логопед, но и учителя начальных классов, а так же дети. Логопедические недели своего рода экзамен, "показательные выступления" того, чему научились дети, занимаясь на логопедическом пункте. Приложение 1.

Готовятся индивидуальные занятия, где дети с нарушением речи показывают "чистую" речь и иногда результаты занятий оказываются неожиданными для учителей и воспитателей, так как в свободной речи, вне логопедических занятий дети еще не достаточно хорошо используют полученные навыки. Приложение 2.

Проводятся уроки по развитию речи. И они просто необходимы в нашей школе, так как речь детей не эмоциональная, а словарный запас очень беден. Приложение 3.

Оформляются логопедические газеты. В них отражается работа как с детьми так и со взрослыми. В этом году логопедическая газета называется "Дом в котором мы живем взрослые и дети". Она получила свое название не случайно, так как обучение это совместный процесс, совместная работа взрослых и детей. И как не однократно отмечается на педагогическом совете детского дома - школы, чем больше контакт у взрослого и ребенка во время учебного процесса, тем эффективнее оказывается обучение.

Логопедическая газета имеет несколько рубрик, это -

Учительский портфель, где отражается основные положения работы логопедического пункта при общеобразовательной школе. Приложение 4.

Дефекты произношения - представляет собой диаграмму нарушенных звуков у учеников 1 - 4 классов. Данные для построения диаграммы были взяты на основе анализа нарушенных звуков у детей, занимающихся на логопедическом пункте. Приложение 5.

Детские рубрики - это "АБВГДЕЙ-КА", здесь расположена слоговая игра "Слоговица", предлагается переставляя слоги составить новое слово. "Звуковая живопись" рассказывает о том, что в русском языке есть немало слов, которые своим звучанием передают звуки окружающей действительности, "голоса" природы. Такие слова называются звукоподражательными. Круг их довольно широк: одни передают звучание человеческого голоса (охать, хихикать), другие - звуки, издаваемые животными (каркать, мяукать), иные же имитируют "голоса" неживой природы (скрипеть, тикать). Но в любом случае они очень выразительны, образны, помогают нам ярче представить "музыку" жизни, звуки окружающей действительности. Детям нужно прочитать слова, стараясь передать голосом реальные звуки живой и неживой природы. Следующая рубрика "Разгадай шарады". Здесь необходимо использовать знания о составе слова. Приставка, корень, суффикс и окончание одних слов помогают получить другое слово. Приложение 6.

И особенно мне хочется остановиться на рубрике "Девиз недели", так как приведенные здесь слова М. Матусовского очень точно передают значение слова и являются девизом не только логопедической недели, но и всей работы направленной на развитие речи. Приложение 7.

Кульминацией проведения логопедической недели становится грандиозный праздник, в котором принимают участие все дети начальной школы. Каждый год такие праздники бывают разными, это и "Посвящение первоклассников в жители "Города красивой речи"", и "Путешествие в волшебный мир звуков и слов", и "Праздник "Ярмарка русских пословиц"" и др. В этом году мы решили провести "Конкурс физминуток", который прошел под девизом: "Физминутка без сомненья поднимает настроенье!" Цель, проводимого конкурса, показать значение физминуток на современном уроке. Приложение 8.

Ни для кого не секрет, что большое количество учащихся в начальных классах учреждений интернатного типа - это дети с задержкой психического развития. Дети с ЗПР испытывают разнообразные трудности при обучении, так как им присущи недостатки регуляции деятельности (эмоциональные расстройства, дефицит внимания), сочетающиеся с различными по выраженности недоразвитием познавательных процессов - памяти, восприятия, мышления. Кроме того, у таких детей замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, низкий темп протекания мыслительных процессов, слабость самоконтроля.

Естественно, что "удержать" внимание детей на протяжении всего урока очень трудно. У наших учителей есть сои секреты, как помочь ребенку работать весь урок. Это и применение игровых ситуаций, и наглядность, и смена видов деятельности, и индивидуальные задания и дифференцированный подход на уроке, и своевременное проведение физминутокок.

Что же такое физминутка? Какова цель ее проведения на уроке? Какие бывают физминутки и в какой форме проводятся.

Физминутка - это один из этапов урока. Самый кратковременный, но наиболее эффективный этап урока. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки - это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;
  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармоничной и не закомплексованной личности (дружбы, уважения и самоуважения, оценки и самооценки и др.).

В современной педагогике предлагаются различные формы проведения физминутки.

Физминутка может пройти в виде коллективного проговаривания рифмовок на орфографическое правило. Такие физминутки проходят без сопровождения стихов какими-либо движениями, их цель закрепить изученное правило; может быть направлена на закрепление числового значения или состава числа; может пройти в виде коллективного проговаривания стихов и сопровождаться движениями (Приложение 9); и как пальчиковая гимнастика (Приложение 10), проводиться и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разные состояния. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего "я", развитию воображения, преодолению двигательной неловкости. Физминутка может пройти в виде подвижной игры или имитации трудовых действий; может пройти в виде произношения чистоговорок, а может быть направлена на развитие обще физических упражнений.

Важно помнить, при планировании физминутки, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на работоспособность детей. Вот почему и предлагаются различные формы проведения физминуток.

Завершается конкурс подведением итогов и награждением всех участников. Наш праздник прошел здорово и интересно, ведь: "Физминутка без сомненья поднимает настроенье!" Приложение 11.