Опыт работы "Личностно-ориентированное общение — один из факторов эмоционального благополучия ребенка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Мы вступили в 21 век, и каким он будет, зависит от того, какие люди будут жить в последующие годы. И нет ни у кого сомнения, что человек 21 века должен быть решателем, деятелем, имеющим систему ценностей.

Всё это предусматривает личностно-ориентированная педагогика, в основании которой лежит гуманистическая психология в широком смысле слова, нацеленная на приоритеты индивидуальности, самобытности, самоценности индивида. В контексте гуманной педагогики в настоящее время разрабатывается теория личностно-ориентированного общения, в котором многие видят альтернативу авторитарному воспитанию.

Основываясь на современных теориях и взглядах, столкнулась с противоречием между необходимостью воспитания коммуникативных черт личности с одной стороны и традиционным авторитарным стилем общения взрослого и ребёнка с другой стороны.

Понимая несовместимость этих двух позиций, передо мной встала проблема смены стиля взаимоотношений взрослого и ребёнка.

Данная проблема широко освещена в литературе. Так психолог М.И.Лисина отмечает: "Становление личности продолжается всю жизнь. В детском возрасте закладываются основы личности, её исходные отношения к миру и к себе". Многолетние исследования М.И.Лисиной и руководимой её лабораторией показали: важнейшее условие современного и полноценного развития дошкольника - личностное общение со взрослыми. Немало исследований в области влияния демократического стиля общения на взаимоотношение детей в группе у А.М.Виноградовой, Л.П.Стрелковай, И.Л.Княжиной, Т.А.Пономаренко, М.В.Воробьёвой, которые показали, что дефицит общения с окружающими вызывает задержку психического развития ребёнка. В настоящее время этому направлению много внимания уделяют Г.Любина и Н.Арушанова, которыми разработаны тематика и сценарии активизирующего общения взрослого и ребёнка.

Интересная мысль была высказана Н.Г.Савиной на встрече учителей - экспериментаторов в 1986 году. Она звучала так: "Педагог должен знать и использовать такие приёмы, при которых каждый ребёнок чувствует себя личностью, ощущает внимание педагогов лично к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить"..

Изучив все комплексные программы, пришла к выводу, что мои взгляды на воспитание и обучение дошкольников близки к программе "Радуга" (автор Т.Н.Доронова), поскольку эта программа ратует за появление нового типа педагогов (не исполнители, а ответственные созидатели), нового типа детей активных, инициативных, самостоятельных, с чувством собственного достоинства и выраженной индивидуальностью, которым обеспечивается разноаспектная и качественная подготовка к поступлению в новою социальною ситуацию развития. В программе "Радуга" прежде всего решается задача формирования доверительного отношения ребёнка к взрослому, на основе которого потом возникает привязанность.

На протяжении всей своей педагогической деятельности часто встречала материалы о системе М.Монтессори. Особенно заинтересовала такая форма организации детей, как разговор на линии Монтессори. Встретив в программе "Радуга" подобный приём (разговор в круге), подумала о возможности совмещения работы в круге (по "Радуге") и разговора, как психотерапевтического средства (по системе Монтессори).

В процессе работы и наблюдений за детьми отметила, что дети мало знают о России, об особенностях русской культуры, в них мало доброты и участия. Так вышла на парциальную программу О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"" Поняла, что именно она поможет мне в установлении доверительных отношений с детьми, так как она предусматривает активное сотворчество взрослого и ребёнка, их общее переживание чувства сопричастности к поступкам героев сказок, умение взрослого включиться в игровые взаимодействия с ребятами, способность во время дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрить их воображение и фантазию.

Главная задача при формировании навыков общения - это развитие речи. В занятия по развитию речи ввела упражнения по развитию памяти, воображения, логического и нестандартного мышления. Это стало возможным с использованием на занятии развивающей технологии Н.А.Цыпиной и И.Н.Волковой. Использовала её в процессе ознакомления с художественной литературой в сочетании с творческой, продуктивной и игровой деятельностью, тем самым способствовать развитию у детей внимания, памяти, мышления, пространственных направлений, речи, мелкой моторики.

Изучив всё это и осмыслив, выделила для себя главную идею, основываясь на которую можно осуществить переход к личностно-ориентированной модели общения - это расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его своим помощником в его же воспитании.

Выделила принципы гуманного отношения к построению воспитательно-образовательного процесса:

  • Не рядом, не над, а вместе.
  • Воспитатель не подгоняет развитие каждого ребёнка к определённым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей.
  • Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.
  • Способы общения предполагают умение встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.
  • Позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития.
  • Взгляд на ребёнка как на полноценного партнёра в условиях сотрудничества.

Для применения моего опыта необходимо:

  • Переориентация действий педагога, в соответствии с насущными задачами демократизации общественного развития, на личностную направленность.
  • Изучение прикладной психологии, которая обеспечит ориентировку в возрастных закономерностях психического развития, индивидуально-вариативных отклонениях и их причинах; владение приёмами и методиками диагностик, умение организовывать целенаправленную коррекцию развития.
  • Внедрение в практику принципиально новых педагогических идей и технологий, накопление собственных методов и приёмов личностно-ориентированного общения.

Ожидаемые результаты использования моего опыта в педагогической практике:

  • Эмоциональное благополучие и комфорт ребёнка. Его воображение и мышление, не скованые страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются.
  • Расширение "степеней" свободы развивающегося ребёнка (с учётом его возрастных особенностей), его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив.
  • Максимальное развитие познавательных и творческих способностей, речи ребёнка.
  • Сохранение психического здоровья.
  • Развитие социально-эмоциональной сферы.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Первый этап работы предусматривает реализацию комплексной программы "Радуга (Т.Н. Доронова) и парциальных программ "Юный эколог" (С.Н.Николаева) и "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (Л.Князева и М Маханёва), адаптация этих программ к условиям группы и детского сада в целом.

  • Распределила недельную нагрузку, включив занятия по парциальной программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" в раздел познавательного развития, занятия по программе "Юный эколог" в раздел ознакомления с окружающим, реализацию технологии Л.Цыпиной и К.Волковой по ознакомлению с художественной литературой выделила отдельным занятием.
  • Продумала организацию совместной деятельности воспитателя и детей - разговор в круге, проведение ежедневных и еженедельных ритуалов, целью которых является предоставление детям возможности высказать свои мысли, установить доверительные с ними отношения, дать модель поведения и отношения к проблемам другого, повысить их самооценку.

Предлагаю детям собраться в круг (он нарисован на полу групповой комнаты) и поговорить. Никого не принуждаю. Во время разговора воспитатель и дети сидят на полу, кому как удобно. Очень важно во время разговора всё внимание уделять говорящему, внимать ему, чувствовать, понимать его. Это должны показывать и мимика, и поза, и жесты.

Эжедневный ритуал включает в себя разговор с детьми в утренний приём или в вечерний отрезок времени. Обсуждаем, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришёл, чем будем заниматься, выслушиваю пожелания детей на случай отмены прогулки (дождь, мроз) и вношу свои предложения.

Эженедельный ритуал заключается в проведении "Пятничного круга". Обсуждаем с детьми, чем была интересна неделя, чему радовались, научились. Каждому вручаем медальку, выделяя его хорошие дела и поступки. Еженедельный ритуал провожу во вторую половину дня, придерживаясь определённых тем.

Считаю эту форму совместной деятельности очень важной, поскольку согласна с выводами Г.Любиной: "Вера в себя, в свои силы, уверенность в том, что ты любим и нужен, умение общаться, строить диалог важнее для успеха в жизни, чем интеллектуальная успеваемость и другие результаты деятельности". Стараюсь сделать так, чтобы общение в круге стало необходимым элементом жизни группы и способствовало возникновению семейной атмосферы.

  • Нашла возможность адаптировать парциальные программы (С.Николаевой "Юный эколог" и О.Князевой и Ммаханёвой "Приобщение детей к истокам русской народной культуры") к условиям своей группы. Выделила три направления, которые помогают построению личностно-ориентированного общения с детьми в процессе обучения на специально организованных занятиях.

Экологические занятия на основе ознакомления с устным народным творчеством.

Это комплекс занятий, где содержание беру из программы "Юный эколог" С.Николаевой, а форму проведения программы М.Маханёвой и О.Князевой "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Так, например, по программе "Юный эколог" предлагается тема "Домашние животные", а программа "Приобщение детей к русской народной культуре" предусматривает чтение русских народных сказок, где главными героями зачастую выступают те же домашние животные. Немаловажен так факт, что в программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" неизменным персонажем на занятиях является Хозяйка (эту роль выполняет воспитатель). Это помогает созданию обстановки сотрудничества, сотворчества. Хозяйка вполне может рассказать сказку о домашних животных и побеседовать о том, как они живут, какую пользу приносят, а в конце занятия ещё и поиграть с детьми.

Ознакомление с сезонными изменениями на основе народных праздников.

Наша жизнь устроена так, что смену времён года и народные праздники невозможно представить отдельно друг от друга. И нельзя представить Троицу зимой, а Рождество летом. Поэтому содержание двух выше упомянутых программ я осуществила следующим образом. Экологические знания даю на основе народных праздников. Из программы С.Николаевой "Юный эколог" беру задачу знакомства детей с характерным признаком начала весны - прилётом птиц. Программа О.Князевой "Приобщение детей к истока русской народной культуры" предусматривает заучивание заклички "Жаворонки прилетели" и стряпание из теста вместе с Хозяйкой традиционных для этого праздника булочек -"жаворонки". Соединив это воедино, получается интересное по содержанию и эмоциональное по восприятию занятие.

Такие занятия активизируют общение детей друг с друком, а взрослый выступает как партнёр по общению, но старший, опытный. Вместе с тем он стремится установить равноправные, личностные взаимоотношения, уважает право ребёнка на инициативу, желание говорить интересующие его темы, не отвечать на непонятные или неинтересные для него вопросы.

Проведение экспериментальной и исследовательской деятельности.

Осуществление работы с детьми по денному направлению возможно при участии Кузи (персонаж программы О.Князевой "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"). Кузя большой шутник, весельчак, затевает с детьми разные игры и забавы. Он может внезапно появиться и исчезнуть. Однако он плохо ориентируется в современной жизни и просит рассказать, что ребята знают о ней. Кузя часто ошибается, делает всё не так.

Например, в программе "Юный эколог С.Николаевой есть задача знакомства детей со свойствами снега. Для реализации данной задачи выбрала форму проведения из программы О.Князевой "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". А игровой момент с Кузей создаёт естественную мотивацию детской деятельности для усвоения материала. Дети при такой форме проведения активно общаются друг с другом и Кузей, их общение носит эмоциональную окраску, они чувствуют удовлетворение от деятельности. Поучая и наставляя Кузю - утверждаются в себе, повышают свою самооценку, приобретают коммуникативные навыки передачи своего опыта другим.

В процессе педагогической деятельности разработала свои средства, методы и приёмы, которые помогают мне отойти от сухих дисциплинарных указаний, помогают построению личностно - ориентированного общения, помогают установлению доверительных отношений между педагогом и детьми, несут в себе решение развивающей, обучающей и воспитывающей задач.

Бессловесная коммуникация - самая честная. С детства мы все определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо тоньше и сильнее. Г.Любина утверждает, что всякая учебная информация воспринимается дошкольниками через отношение, а не через слово. Словами мы загружаем левое полушарие, а ребёнок правополушарное существо, его мышление образное, поэтому я использую в работе невербальные методы общения.

Изготовила термометры настроения для каждого ребёнка. В.А. Сухомлинский говорил: "Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений - одна из важнейших задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста. Термометры помогают в проведении рефлексии, её анализе. Развивают у детей умение ориентироваться в своих чувствах и чувствах других, разбирая поступки литературных героев, анализируя свои действия и находя выход из конфликтной ситуации.

Организовала предметно-развивающую среду в группе. Старалась, чтобы она отражала и работу по комплексной программе "Радуга" Т.Н.Дороновой, и парциальным программам, служила средством личностно-ориентированного общения. При продумывании построения предметно-развивающей среды, руководствовалась принципами, рекомендованными программой "Радуга". Группа разделена на 6 зон:

  • Зона отдыха
  • Игровая зона
  • Познавательная зона
  • Художественная зона
  • Учебная зона.

Помимо оснащения этих зон в соответствии с требованиями программы "Радуга", включила в интерьер элементы одомашнивания: мягкая мебель, сшито много мягких подушек, оклеивание стен обоями. Очень дети любят большую черепаху, сшитую из ткани. Используют её и как кроватку, и как стульчик, и как подушку. Для развития творческих способностей детей изготовила подиум со шторами. Дети любят показывать на нём друг другу концерты, кукольные спектакли, фланелеграфные сказки. Шторы подиума при желании можно закрыть, тогда он служит местом уединения детей.

Авторы программы "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры" считают, что ограниченной для размещения предметов народного быта средой не может быть групповая комната. Это должно быть специальное "хранилище культуры" - музей. Этот музей в помещении детского сада, созданный для детей - особое место. Все предметы в нём доступны детям. Для создания музея выбрала одну из освободившихся групповых комнат. В этой комнате выделила три зоны:

  • Ориентационный зал - в нём размещены фотоальбомы, картины, коллекции декоративно-прикладного искусства России. Игрушки из глины: дымковская, филимоновская; из дерева: богородская; предметы из Городца, Хохломы, Гжели; куклы в национальных костюмах.
  • Лаборатория по работе с пластическими материалами. В ней дети экспериментируют с природными материалами: землёй, глиной, галькой, крупным песком, ракушками, шишками, семенами, корой, листьями.
  • Музей-изба. Она представляет собой воспроизводство жилого деревенского помещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства. Дети имеют возможность рассмотреть предметы и высказать свои мысли и чувства. Центральное место занимает макет печи. Рядом с печью ухват, кочерга, лопата, помело, рукомойник, под ни деревянная лохань, висит полотенце. За печкой "бабий кут", где находиться вся домашняя утварь: горшки, чугуны, ступки, корыто, сковорода, керосиновая лампа, прялка. Интерьер музея постоянен, а экспонаты меняются, добавляются.

Поскольку считаю, что общение это главный фактор, обеспечивающий эмоциональное благополучие детей, то и отслеживание результатов педагогической деятельности веду в этом направлении с помощью:

  • Тест "Определение эмоционального благополучия ребёнка в детском саду" автор Г.Любина.
  • Протокол оценки неблагополучия ребёнка в группе. Авто В.Юдина.
  • Диагностика развития речи детей. Автор В.В.Гербова.
  • Тест "Педагогика ненасилия" Автор В.Г.Маралов.

Вывод:

  • Выработанная система помогает освоению детьми речи, использованию речи, как средства общения.
  • Дети овладевают средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной и творческой деятельности.
  • Между детьми устанавливаются социальные контакты с помощью всех доступных им средств - речевых и несловесных, развиваются коммуникативные навыки.
  • Дети раскрепощены в общении, не страшатся быть непонятыми, не бояться ошибиться, становятся более уверенными в себе, повышается их самооценка.
  • Обеспечивается сохранение психического и физического здоровья детей.