"…крылатые крыловские слова" (Исаковский). Урок по басням И.А. Крылова

Разделы: Литература


Его басни переживут века!
К.Н.Батюшков

Цель: формирование языковой компетенции учащихся (владение языковыми нормами, обогащение словарного запаса учащихся).

Задачи:

Познавательные:

  • углубление знаний учеников о жанре басни на языковом уровне;
  • знакомство с литературной игрой центон.

Развивающие:

  • развитие навыка лексикологического и стилистического анализа художественного произведения (на примере анализа текста басни И.А.Крылова "Демьянова уха");
  • осознание роли и значения слова как главного средства создания художественного образа.

Воспитательные:

  • создание условий для формирования интереса к басенному творчеству И.А.Крылова;
  • развитие коммуникативных компетенций.

Тип урока: урок комплексного применения полученных знаний.

Ход урока

Структурные элементы урока Время
I. Организация начала занятия.

Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку. Обращение к эпиграфу к уроку. (Эпиграф записан на доске).

Эпиграф к уроку - слова К.Н.Батюшкова: "Его басни переживут века!"

У: Что такое эпиграф, для чего он нужен?

У: Эпиграф - изречение или цитата, предпосланное произведению (уроку), сосредотачивающее мысль на идее произведения (урока).

У: О ком слова К.Н.Батюшкова? Почему у К.Н.Батюшкова была уверенность в том, что басни И.А.Крылова переживут века?

У: И детям и взрослым интересно читать басни Крылова. Басни помогают нам в чужих недостатках узнавать свои, помогают стать лучше.

У: Да, среди нас есть такие беспечные лентяи, как Стрекоза, или такие же привередливые, как разборчивая невеста. Мы и сегодня произносим многие выражения из басен И.А.Крылова, используя их наряду с пословицами и поговорками в самых различных жизненных ситуациях, иногда даже не задумываясь, откуда они: "А Васька слушает да ест", "Слона-то я и не приметил", "А ларчик просто открывался" и так далее.

У: Ребята, а как называются такие выражения?

У: Афоризмы (крылатые выражения).

У: А что такое афоризмы?

У: Афоризмы - это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.

У: Вот об этом мы как раз сегодня и поговорим, ведь, действительно, многие выражения из басен И.А.Крылова стали афоризмами.

(Запись эпиграфа и темы в тетрадь).

II. Проверка выполнения домашнего задания.

У: давайте сразу обратимся к вашему домашнему заданию. Что вам нужно было сделать?

У: Выписать из басен И.А.Крылова выражения, которые стали крылатыми, определить их значение, в какой ситуации их можно было бы использовать?

1 человек работает у доски.

Список басен, с которыми должны были поработать ребята, оговаривались заранее.

Вариант оформления работы:

Афоризм

Значение

Название басни

"А Васька слушает да ест"

Один говорит, а другой не обращает на него внимания

"Кот и повар"

"А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь"

Каждый должен заниматься своим делом

"Квартет"

"А ларчик просто открывался"

Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить

"Ларчик"

"Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник"

Каждый должен заниматься своим делом

"Щука и кот"

"Великий зверь на малые дела"

О людях, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны

"Воспитание льва"

"Ворона в павлиньих перьях"

О человеке, который присваивает себе чужие достоинства

"Ворона"

"Да только воз и ныне там"

Дело не двигается, стоит на месте

"Лебедь, Щука и Рак"

"Демьянова уха"

Насильное чрезмерное угощение

"Демьянова уха"

"Как белка в колесе"

Беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов

"Белка"

"Как под каждым ей листком был готов и стол и дом"

Характеристика легко достигаемой, без труда, материальной обеспеченности

"Стрекоза и муравей"

"Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку"

Взаимная лесть

"Кукушка и петух"

"Медвежья услуга"

Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность

"Пустынник и медведь"

"Огурец с гору"

Чрезмерное преувеличение

"Лжец"

"Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем"

Каждый должен заниматься своим делом

"Скворец"

"Слона-то я и не приметил"

Не заметить самого главного, важного

"Любопытный"

В это время фронтальный опрос (те определения, которые нам понадобятся на уроке): жанр басни, жанровые признаки басни, композиция басни, аллегория, где мы уже встречались с использованием аллегории? К какому литературному роду относятся басни? Тематика басен.

Проверка домашнего задания:

1)проверка работавших у доски;

у 3-х учащихся было индивидуальное домашнее задание;

2) 3 учащимся были предложены пары слов: ум - глупость, товарищество - равнодушие, смелость-трусость. Как называются такие слова?

у: Антонимы - слова с противоположным лексическим значением.

Нужно было подобрать примеры из басни, которые могут проиллюстрировать те или иные качества.

Учащиеся называют свои примеры.

III. Закрепление знаний и способов действий.

У: Ребята, а какое крылатое выражение вы вспомните, когда вы не хотите есть, а вас очень просят испробовать какое-либо угощение?

У: "Демьянова уха".

У: Ребята, вот на этой басне мы остановимся подробнее. Давайте еще раз обратимся к теме урока и подумаем, что необычного в этой басне. (Крылатым выражением стало заглавие басни).

Обратимся к истории создания этой басни.

Сообщение учащегося.

задание давалось заранее.

У: А чтобы нам интереснее было представить саму басню, ребята нам сейчас ее представят. Инсценировка басни.

"Демьянова уха".

"Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай", -
"Соседушка, я сыт по горло". - "Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -
"Я три тарелки съел". -
"И, полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты,
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!" -
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И - очищает всю. "Вот друга я люблю! -
Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!"
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

У: Басня сразу стала очень популярной. В "Словаре церковно-славянского и русского языка" (1847 г.) словарная статья на существительное уха иллюстрируется примерами из этой басни, что тогда было большой редкостью. Давайте, подумаем и посмотрим, каким образом Крылов достиг того, что басня получила такое распространение, а ее заглавие стало крылатым выражением? Мы говорили, что часто в основе басен И.А.Крылова лежит - диалог (как композиционный прием). Многие басни Крылова представляют собой сценки. А как строится эта басня?

У: тоже в форме диалога, но только у второго героя почти только 2 фразы. Все внимание автора сосредоточено на хозяине.

У: А как вы думаете, почему до середины басни автор не дает имен своим героям? О чем это свидетельствует? (Обобщенность образов).

Сама басня построена на фольклорном материале. Именно в ней проявляются глубокие знания автором народного быта. Только в русском языке если хозяева гостеприимны, как о них скажут?

У: хлебосольные.

Давайте посмотрим. У вас на парте примеры русских пословиц, в которых нашли отражение разные стороны жизни народа:

  • Кто в гости не ездит, к себе не зовет, тот недобрым слывет,
  • Гость в доме - Бог в доме;
  • Хлеб да соль кушай, а хозяина в доме слушай;
  • В гостях воля не своя
  • Гость - невольник;
  • У себя как хочешь, а в гостях - как велят;
  • Гость - невольный человек: где посадят, тут и сядет:

У: Какая пословица близка содержанию басни? Почему? Теперь давайте посмотрим, с помощью каких художественных средств автор достигает яркости, выразительности образов? Обратите внимание на слова: соседушка, тарелочку, ушицу, кусочек, ложечку, лещик. Что в них особенного?

У: используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.

У: Где мы уже встречались с такими примерами?

У: В былинах.

У: Для чего в былинах использовались уменьшительно-ласкательные суффиксы? Для чего здесь?

У: В былинах использование уменьшительно-ласкательных суффиксов помогало выразить авторское отношение к богатырю, здесь же они нужны, чтобы придать словам экспрессивную окраску.

У: Описание ухи?

У: "Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она" - сравнение. Делает описание более ярким, выразительным.

Объясним выражения: Сыт по горло - "наелся до сыта". Нужды нет - "все равно, не имеет значения". Нужда встречается с ударением как на первом слоге, так и на втором. Нормативными были оба ударения.

У: А какие выражение создают в басне живые разговорные интонации?

У: междометие "ей-же-ей".

У: На чьей же стороне симпатии автора? Из каких слов это следует?

У: На стороне гостя, об этом свидетельствует эпитет "бедный" - "несчастный".

У: Ребята, так о чем же предупреждал И.А.Крылов? О чем говорится в морали басни?

У: Во всем надо знать меру, надо уметь вовремя остановиться.

IV. Контроль и самопроверка знаний.

Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ).

Задание "Центон"

Развитие информативной компетенции. Аспект - планирование информативного поиска. Первичный уровень

Просмотрите текст, содержащий информацию о центоне, истории его возникновении. Выпишите определение центона, правила, по которым создавался центон.

Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихам, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что по-латыни означало "одеяло из цветных лоскутов". Центон строился особым образом: стихотворные строки из разных стихотворений одного поэта рифмовались между собой, причем рифму и формы слов менять было нельзя. Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой.

Определение центона

Центон - это:

Правила создания центона

1.

2.

3.

4.

Окончательный вариант, который должен получиться у учащихся:

Определение центона

Центон - это стихотворение, составленное из стихотворных строк, взятых из разных стихотворений одного поэта, рифмованных между собой.

Правила создания центона

1. Определитесь с выбором стихотворений, с которыми будете работать.

2. Выберите строчки с одинаковой рифмой.

3. Проверьте, появляется ли новый смысл в строчках, которые вы будете рифмовать.

4. Запишите выбранные строчки в стихотворные строфы.

Развитие информативной компетенции. Аспект - извлечение вторичной информации. Первичный уровень.

Внимательно прочитайте текст - центон, составленный по басням И.А.Крылова. Определите, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строки, выпишите строки и запишите названия басен:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой,
И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище?
Спой, светик, не стыдись!
Не даром говорится,
Что дело мастера боится".
Медведь взревел - и подлинно запел;
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козленком,
То не путем мяукал он котенком.
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.

Ребята, выполняя задание, работают в парах.

Название басни

Строки из басни

Окончательный вариант, который должен получиться у учащихся:

Название басни

Строки из басни

"Зеркало и обезьяна"

"Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:"

"Ворона и лисица"

"Спой, светик, не стыдись!"

"Осел и соловей"

"И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище?"

"Щука и кот"

"Не даром говорится,
Что дело мастера боится"

"Крестьянин и работник"

"Медведь взревел:"

"Волк и журавль"

"По счастью, близко тут Журавль случился.

"Скворец"

"- и подлинно запел;
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козленком,
То не путем мяукал он котенком:"

V. Подведение итогов занятия.

У: Ребята, сегодня мы с вами посмотрели немножко с другой стороны на басни И.А.Крылова. Мы постарались выявить специфические особенности языка басен И.А.Крылова, поработали с текстом басни "Демьянова уха", познакомились с литературной игрой центон.

VI. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Опираясь на материал урока, создать презентацию по басням И.А.Крылова. Что высмеивает писатель в своих произведениях, какие человеческие недостатки? В качестве примера привести афоризмы из басен, их лексическое значение.

5 мин.

10 мин.

15 мин.

10 мин.

2 мин.

3 мин.

Приложение.