Главная цель урока: через красоту природы, поэзии и музыки удивить, заставить задуматься и пробудить в учащихся творческий потенциал.
Образовательная цель:
- Познакомить учащихся с музыкальной культурой коренных жителей Кузбасса
- Дать представление о песенном творчестве композиторов Кузбасса через произведения композиторов В.Н. Алексеев, В.В. Пипекина, В.А. Крайнева.
- Развивать исполнительские навыки учащихся
- Познакомиться с историей и символикой Кузбасса
Воспитательная цель:
- Способствовать формированию чувства гордости, уважения и любви к родному краю.
Развивающая цель:
- Способствовать развитию зрительной, слуховой и музыкальной памяти через поэзию, музыку, образы родной природы.
Музыкальный ряд: В.А. Крайнев "У России нашей много синевы!", Р.н.п. "По улице" (песня сибирского края), В. Пипекин "Песня о Кузбассе", Е. Лугов Гимн Кузбасса, В.Н. Алексеев " Песня о Томи".
Зрительный ряд: карта Кузбасса, портрет П.А. Чихачева, видеофрагменты фильмов: Киноатлас народов Сибири, VI детский фестиваль национальных культур Кузбасса.
Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, телевизор, DVD,
музыкально-ритмические инструменты, гирлянда, глобус (страна музыки), "трубочки" - японские, настольная лампа, лазерные фонарики, шапочки инопланетян.
Ход урока
Ребята входят в класс.
Звучат колокола в записи.
Музыкальное приветствие: " Добрый день, добрым людям"
После приветствия звучит в исполнении детей песня В.А. Крайнева "У России нашей много синевы!".
У.
О России петь - что стремиться в храм
О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать...
О России петь - что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
Игорь Северянин (1921г.)
У. Ребята как вы думаете, почему эпиграфом к уроку я предложила стихи о России? Что значит Россия для каждого из нас?
Д. Это наша большая Родина.
У. Правильно, это наша бескрайная Родина! А что такое Родина?
Д. Родина - это там, где мы родились, выросли.
У. У каждого из нас есть то место, где он родился и живет. Тот уголок от необъятной Родины, мы называем Малая Родина.
У-С.
Родина наша малая -
Там, где родился и рос,
Связана с лаской маминой,
С лепетом белых берез.
Родина наша малая
Там, где в прощальный час,
Зори восходят алые,
Добром, провожая нас.
(Валентин Махалов)
(Звучат "трубочки" - японские. Свет гаснет, загорается гирлянда, настольная лампа, лазерные фонарики. Двое ребят надевают шапочки инопланетян, встают.)
У. Внимание ребята! Я слышу какие-то сигналы?
(свет выключается, у двери двое ребят)
И1.
Куда попали мы, скажите?
Сквозь звезды пробегал наш путь.
У.
Вы успокойтесь, не спешите.
Мы разберемся как-нибудь.
И2.
Мы из страны, где так красиво
И всюду музыка живет,
Где каждый житель знает ноты,
Сам сочиняет и поет.
И1.
Нашли мы свиток необычный
На нем иль карта, или знак,
Не разберемся мы никак.
У.
Мы вам поможем
Вы присядьте.
(Разворачивает свиток, показывает.)
На карте, видим мы:
Д. Кузбасс! (Приложение №1)
У.
Наш край любимый посмотрите
Здесь поведем о нем рассказ.
Вы прибыли на планету Кузбасс.
И мы вам обо всем сейчас расскажем.
У-С1.
В российской нашей необъятной шири
Есть край заветный. Край, где мы живем.
Зовут его жемчужиной Сибири,
А мы землей любимою зовем.
Гордимся мы твоею доброй славой,
Твоим богатством, наш шахтерский край,
Кузнецкий край, на благо всей державы,
На счастье нам живи и процветай.
(Край Кузнецкий Владимир Иванов)
У.- учитель, Д. - дети, И. - инопланетяне, У.- С. - ученик соавтор.
У. Что же находится на карте Кузбасса в центре (Рассмотреть свиток: карту, знаки)?
Д. В центре находиться герб Кузбасса.
У. Верно.
У-С2. 6 лет тому назад, в декабре депутаты законодательного собрания области приняли герб, гимн и флаг. В символике депутаты попытались
воплотить все, чем богата наша земля. В общем же получился неплохой сплав: здесь и французский щит, и дубовые листья, и лента с ордена Ленина. А впрочем, обо всем по порядку: (Приложение №1, символика герба Кузбасса)
У-С3. Евгений Лугов написал гимн Кузбасса
Звучит гимн Кузбасса. Дети встают, исполняют.У-С4. Но, на одном гербе и гимне депутаты решили не останавливаться. То не было ничего, то сразу все: и герб, и гимн, и даже флаг!!! (Ребенок рассказывает о символике флага. Приложение №1)
У-С1. Наш край называется Кузнецким бассейном, сокращенно Кузбасс, так решил
его назвать русский ученый геолог, географ, историк:
(Ребенок рассказывают о Кузнецком крае, о П.А. Чихачеве. Приложение № 2)
У-С2.
Она живет, с каких времен, не знаю,
Моя поэма о Кузнецком крае -
Быть может годы,
Может быть века.
Прислушайтесь, и зазвучит долина
В лирическом ключе
Или былинном ....
И.
Но, что за знак на карте посмотрите,
Цветок, наверное, волшебный?
Подскажите, что означает он.
У. Взгляните на карту Кемеровской области. На ее территории проживает около 100 народов разных национальностей. Я предлагаю всем отправиться в путешествие, в котором, возможно, найдем разгадку этого тайного знака.
У.
Ребята наши - фантазеры
Вмиг в катер превратят наш класс
Мы с песнею, с мечтой, с улыбкой
Все в путь отправимся сейчас
(Дети ставят флаг)
А помощником в нашем путешествии станет песня В.Н. Алексеева, замечательного Кузбасского педагога, композитора, в прошлом руководителя хора ветеранов Центрального района
У-С1.
И было слово "Томь" - от слова "Темный"
Оно звучало над рекой огромной
Поднявший дол на синие крыла..
Исполнение песни В.Н. Алексеева "О Томи", затем видеофрагмент № 1 (фрагмент лодки плывущей по Томи)
У-С3.
Река открыла путь навстречу солнцу
Посланникам Руси, землепроходцам.
Так повелось в Сибири из стари.
Старатели, крестьяне, рудознатцы,
Торговцы, казаки, старообрядцы
Искали факел, а, решив остаться
Пускали корни прочные они.
Видеофрагмент №1 (продолжить).
У. И вновь мы идем по берегу реки, рассматриваем природу
Итак, первая остановка в Горной Шории (говорю на фоне гортанного пения и сразу видеофрагмент № 2, после появления шамана говорю)
Нам повезло, мы попали на праздник.
У.
Ну, что понятен, стал немного
Секрет, что в свитке вы нашли.
И1,2. Веселье, радость, может счастье?
У.
Не той дорогой вы пошли.
Сейчас еще ребята скажут
Кто в нашем крае здесь живет
У-С4. Зайдемте в гости, нас приглашают на посиделки (Видеофрагмент № 3)
Рассказ о телеутах (Приложение № 3).
У. Нас приветствует 5 "В" класс, который исполнит телеутский танец
Учащиеся исполняют телеутский танец
И1,2.
Мы многое узнали, посмотрели
Послушали стихи и вместе с вами пели
Но в чем, же здесь секрет
Быть может в красоте.
У.
Не те слова вы ищите, не те!
Попробуем еще вам показать
Что главное у нас
Сумеете понять.
Вновь в путь отправимся, друзья
Проводником здесь буду я
На фестиваль нас пригласили
Участниками быть просили
Приветствует ансамбль нас "Росинка". Руководитель Л. Макеева (Видеофрагмент №4).
У.
А вот чувашские девчата
Ансамбль "Ласточкой зовут".
Они лауреаты.
Сейчас для нас они споют (Видеофрагмент №5).
У.
Нас приглашают Писаные скалы,
Вы там чудесного увидите немало,
Глубокий смысл
Секрета там найдем. (Видеофрагмент № 6)
У-С.
И мы по улице пойдем,
И хоровод свой заведем.
Дети исполняют перепляс "По улице.."
У.
Так что же это за секрет, ребята?
Что означает желтый, тот цветок?
Что главное, в нас людях
Давайте подведем итог.
(Далее идут рассуждения, ответы ребят, что главное для людей Кузбасса. Затем учитель раскрывает цветок на свитке, где в сердцевине цветка написано слово любовь).
Д. Любовь к Родине, к своему краю, к своим близким:
У. Мы помогли вам наш секрет открыть
У-С.
А он лишь в том, что надо Родину любить.
Любовь к родному краю силы нам дает
И через все преграды к счастью нас ведет.
Исполнение песни В. Пипекина " Песня о Кузбассе".
У. Наша встреча подошла к концу. Я всех благодарю за работу.
Список использованной литературы
- Музыкальная культура Кузбасса (методическое пособие института усовершенствования учителей).
- И.А. Балибалов Кемерово: Вчера, сегодня, завтра
- Д.В. Кацюба История Кузбасса для 7-10 классов).
- В. Федоров "Душа полна заботы" Сборник стихов.
- Эльдорадо в Сибири (журнал, 2003).
- Литературно - художественный альманах "Пеликан".
- Край Кузнецкий (сборник песен).
- Кузбасс, 18 октября 2007 (газета).