Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать умение находить безударные гласные в корне и проверять их.
  2. Расширять кругозор учащихся, развивать речь.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к деревьям, к животным.

Наглядность и оборудование:

  1. Интерактивная доска.
  2. Слайды.
  3. Программа “Школа России” Т.Г.Рамзаева. Русский язык.
  4. Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы.

1 .Вступительная беседа

На краю зеленого поля, возле тропинки, ведущей в густой лес, стоят березки. Белые березы склонились друг к другу, переплелись шелковистыми ветвями, образуя полукруглые воротца. Сколько деревьев в лесу! И березы, и осины, и сосны, и ели, и клены. Каждое представляет интерес.

– Какие деревья встречали нас? (Березы) Слайд 1. Приложение

– Что знаете о березе?

(Ответы детей)

1-й ученик: У березы серебристо – белый ствол.

2-й ученик: После лесных пожаров на пепелище первой вырастает береза.

3-й ученик: Звери и птицы с удовольствием пьют сок березы.

4-й ученик: Из бересты люди плетут лукошки и туески. Береза живет 150–180 лет. Слайд 2. Приложение

На Руси всегда любили белоствольную красавицу - березу. Ее называли деревом счастья. Береза считается символом девичьей нежности и красоты.

2. Чистописание.

Слайд 3 (Десятое декабря. Классная работа.)

Откройте тетради, запишите число и вид работы.

Слайд 4 (лишнее слово)

Прочитайте слова, (береза, подберезовик, березовый) Запишите их в тетради. Найдите лишнее слово.

  1. Лишнее слово – березовый. Это слово отвечает на вопрос какой? Все остальные слова отвечают на вопрос что?
  2. Лишнее слово – подберезовик, в нем есть приставка, а в остальных словах нет.
  3. Лишнее слово – береза, оно заканчивается гласной буквой, а остальные согласной буквой.
  4. Лишнее слово – подберезовик, в нем нулевое окончание, в слове береза – окончание а, в слове березовый – окончание ый.
  5. Лишнее слово – береза, в нем нет суффикса, а в остальных словах есть. Выделите корень и назовите его. (Берез). С какой буквы он начинается? (С буквы б.) Что знаете о букве Б и звуках, которые она обозначает?

Слайд 5

Бб – [б] – [б']

(Учитель ставит звуки в квадратные скобки маркером)

Назовите согласные буквы корня, (брз) Какую букву нужно запомнить в слове береза? (е) Запишите, меняя местами буквы брзе. (Учитель пишет на доске маркером брзе.)

3. Словарная работа

– Оказывается, дружат не только люди, но и деревья.

– Хотите узнать, какое дерево дружит с березой? Слайд 6 (Осина)

Осина является подруженькой березки. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянках. Необыкновенно красива осина осенней порой: листья то розовые, то огненно - красные, то лиловые с багрянцем. Вспомните, от чего листья краснеют?

В листве осенью появляется красящее вещество, для его образования нужно, чтобы стало прохладнее и, чтобы замирала жизнь растения.

Слайд 6 (словарная работа)

Демонстрируется карточка: _____сина

Разбор слова. На доске вставить букву О или а.

Запись слова осина в тетради. Запомнить написание слова.

4. Работа над .новым материалом.

1) Отгадайте загадку.

Слайд 7 (Снегирь на ветке)

Прилетает в гости к ней,
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют. (Рябина)

Слайд 8 (Рябина)

Словно девица-красавица стоит в осеннем лесу рябина среди темных елей и белоствольных берез. Накинула она на плечи шаль, расшитую резными золотисто -красными листьями, надела ожерелье из алых ягод.

Слайд 9 (На дереве “висят” буквы)

Перед вами “дерево с ягодами - буквами”. “Ягоды - буквы” рассыпались. (Р Я Е И Б И Н А) Давайте соберем слово рябина. Ученики выходят к доске и “срывают ягоды – буквы”.

– Какую гласную букву написали в первом слоге? Как проверить безударный гласный в корне слова?

Слайд 10 (Развитие речи)

Работа на доске и в тетради:

– Кто назовет тему нашего урока?

– Сегодня будем учиться писать проверяемую гласную в корне слова.

2) Упражнения

– Откройте учебник и прочитайте задание к упражнению 282.

Чтение вслух учеником.

– Кому приносит пользу рябина? (Людям и животным)

Слайд 11 (Развитие речи)

– Каким животным? Слайд 12 (Животные) Приложение

3) Работа на доске и в тетрадях

– Почему рассказ назван “Дерево – кормушка”?

(Ответы детей)

– Ребята, вы любите сюрпризы? В конце этой работы вы получите сюрприз.

Слайд 13 (выборочное письмо)

Сейчас вы будете учиться писать проверяемую букву в корне слова. Выходите к доске и записываете слова с безударными гласными в корне слова, а рядом - проверочное слово.

Образец работы:

Как проверить безударный гласный в корне слова?

(Ответы детей)

Слайд 14 (Сюрприз)

– Ну, а сейчас сюрприз! Вы справились с работой? Молодцы!

За хорошую работу вы получаете сладкий приз. (Под листьями “спрятаны” за хорошую работу – торт, за плохую – лук и чеснок.)

Слайд 15 (Дуб)

4. Физминутка “Дует ветер”, “Мы листики осенние”.

5. Закрепление

Слайд 16, ширма (деление деревьев по группам )

– На какие две группы делятся деревья? Какие деревья относятся к хвойным? (Ель, сосна, кедр, лиственница, можжевельник.)

Слайд 17 (Хвойные деревья)

– Давайте познакомимся с сосной.

Слайд № 18 (текст)

Чтение текста с доски.

С _ сна стр _ йна и красива. Словно стрелы, уходят ввысь пр_ мые с _ сновые ств - лы. Св _ тло и вес _ ло в с _ сновом б _ ру.

Выполнение задания по группам.

1-я группа (сильные): списать текст, вставить пропущенные буквы и выделить корень в словах.

2-я группа (слабые): Выписать слова с пропущенными буквами, подбирая проверочное слово устно.

– Чему учились? (Учились проверять безударные гласные.)

– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Рассказывают правило.)

6. Подведение итогов. Слайд 19

– К нам залетел какой-то листочек. С какого он дерева? (Это лист дуба.)

– Это не просто листочек! Давайте сорвем его и прочитаем запись.

Вопрос: Ребята, чему вы учились на уроке? (Ответы детей.)

– Дуб – могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, которые уходят далеко в землю.

Слайд 20

– Объясните, пожалуйста, пословицу: “Дерево ценят по плодам, а человека по делам” Если дерево дает щедрые плоды и их много, значит, это полезное дерево. И если человек хорошо трудится, значит, он приносит пользу. Его уважают и ценят. Вы тоже хорошо потрудились, получили знания и оценки.

7. Домашнее задание

– Какие плоды дает дуб? (Желуди.) Слайд 21

– Ребята, давайте “сорвем желудь” и узнаем домашнее задание.

Упражнение 283.

Слайд 22 (Лес)

– Как нужно относиться к лесу? (Ответы детей.)

Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочную древесину. Любите и берегите наших зеленых друзей, таких могучих и щедрых, но таких беззащитных.