Цели:
- обобщение знаний о видах односоставных предложений; совершенствование умений различать виды односоставных предложений; самостоятельно составлять односоставные предложения.
- развитие умений определять стилистическую роль односоставных предложений.
- воспитание интереса к творчеству Ч. Айтматова.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Работа по тексту.
Учитель. Прочитайте отрывок из произведения Ч. Айтматова "Прощай, Гульсары!".
Прощай, Гульсары!
<:>Хочешь знать, Танабай, почему тебе не везет? От нетерпения. Ей-богу. Все тебе скорее да скорее. Революцию мировую подавай немедленно! Да что революция, обыкновенная дорога, подъем из Александровке и тот тебе невмоготу. Все люди как люди, едут спокойно, а ты соскочишь - и бегом в гору прешь, точно за тобой волки гонятся. А что выигрываешь? Ничего. Все равно сидишь там наверху, дожидаешься других. И в мировую революцию один не вскочишь, учти, будешь ждать, пока все подтянуться.<:>
Учитель. Ребята, сколько предложений входит в текст?
Ученики. В тексте 11 предложений.
Учитель. Ребята, давайте найдем односоставные и двусоставные предложения в этом тексте. Выпишите сначала все односоставные предложения, а потом - двусоставные. Найдите грамматическую основу в каждом предложении.
Учитель. Ребята, каких предложений в этом текст больше?
Какова их роль?
Ученики. Определенно-личных. Потому что обращение к конкретному лицу, человеку. Определенно-личные предложения дают возможность избежать излишнего повторения личных местоимений.
Учитель. Ребята, какие предложения называются односоставными? Почему?
Учитель. Обратимся к другому отрывку.
Прощай, Гульсары!
<:>На этот раз Танабай и не заметил, как миновал Александровский подъем. Привык, выходит, к старости. <:>
Колеса стучали по старой дороге. Долго ещё стучать им. Впереди лежала степь, а там, за каналом, надо было еще ехать предгорьем.
Он уже давно начал замечать, что конь вроде сдаёт, слабеет. Но, занятый своими нелегкими мыслями, не очень беспокоился. Разве уж такая беда, что конь притомился в дороге? Не такое бывало. Довезёт, дотянет:<:>
Учитель. Какие предложения вам встретились? Почему в этом тексте нет назывных предложений?
Ученики. Здесь главное - действие. Употребление этих предложений делает повествование динамичным, живым, непринужденным.
Учитель. Каковы грамматические особенности каждого типа односоставных предложений? Ребята, а какой тип односоставных предложений нам не встретился?
Ученики. Назывные, обобщенно-личные.
Учитель. Составьте эти предложения (работа устная).
3. Задание "Реши задачу". (4 ученика работают по индивидуальным заданиям).
Ученики работают в паре. На партах лежат листочки, на которых написаны предложения. Ученикам необходимо определить тип односоставного предложения и распределить их по столбикам. Ребята выходят к доске с листочками и приклеивают их в нужный столбик таблицы. Предложения взяты из произведения Ч. Айтматова "Прощай, Гульсары!".
Вы должны знать, говорят, ездили на нем когда-то.
Вот и свиделись, выходит, снова.
Ну, что стоишь, согрей нам поесть.
Может, ты опять по ночам будешь разъезжать на своем иноходце? Разрешу.
Слезай, а то еда опять остынет.
Нет, не хватало у него духу кинуть коня среди дороги.
:табун как табун...
Иноходец от роду.
На душе даже веселей стало.
А как же ясли?
Будьте здоровы! Встретимся теперь осенью! - ответили и повернули коней назад.
Было уже совсем темно.
Ломило в плечах, ноги были будто не свои, копыта горели от жара:
От него несло каким-то резким, жгучим запахом.
Буланого пока не тронь. И никому не доверяй.
Ешь, ешь, может, и дотянем, а?
4. Задание для индивидуальной работы.
Карточка №1.
Составьте односоставные предложения со следующими словами.
Холодно. Читали. Прихожу. Шли. Нет. Морозило. Пахнет. Говори.
Форму слова не изменять. В предложениях подчеркните главные члены предложения.
Карточка №2.
Найдите определенно-личные предложения в тексте. Объясните свой выбор.
- Понимаешь, был я третьего дня в горах, - Рассказывал Чоро. - Старики спрашивают, все ли солдаты вернулись? Да все, говорю, кто в живых остался. "А когда думают браться за работу?" Работают уже, отвечаю, кто на поле, кто на стройке, кто где. "Это и мы знаем. А табуны кому водить? Будут ждать, пока мы помрем, так нам немного уже осталось". Стыдно мне стало. Понимаешь, к чему разговор ведут? Стариков этих мы в войну послали в горы табунщиками. С тех пор они там. <:>Попробуй на седьмом десятке лет, чтоб потаскал тебя как-нибудь сатана по горам да по долам. Костей не соберешь. Спасибо им и на том, что выстояли.
Карточка №3.
Найдите неопределенно-личные предложения в тексте. Объясните свой выбор.
- Понимаешь, был я третьего дня в горах, - Рассказывал Чоро. - Старики спрашивают, все ли солдаты вернулись? Да все, говорю, кто в живых остался. "А когда думают браться за работу?" Работают уже, отвечаю, кто на поле, кто на стройке, кто где. "Это и мы знаем. А табуны кому водить? Будут ждать, пока мы помрем, так нам немного уже осталось". Стыдно мне стало. Понимаешь, к чему разговор ведут? Стариков этих мы в войну послали в горы табунщиками. С тех пор они там. <:>Попробуй на седьмом десятке лет, чтоб потаскал тебя как-нибудь сатана по горам да по долам. Костей не соберешь. Спасибо им и на том, что выстояли.
Карточка №4.
Как изменится предложение Скоро в магазин привезут новые товары, если глагол привезут заменить глаголом поступят? [1]
Сопоставьте два предложения и дайте им синтаксическую характеристику:
а) О юности всегда вспоминаешь радостно.
б) Воспоминания о юности всегда радостны.
5. Итоги урока.
Учитель.
- Ребята, какие предложения называются односоставными?
- Как определить тип односоставного предложения?
- Какую стилистическую роль играют односоставные предложения в тексте?
Домашнее задание.
Упражнение 231. [2]
Список литературы.
1. В Страну знаний - с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие второе / А.Т. Арсирий. - М.: Дрофа, 2005.
2. Русский язык: Практика. 8 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Ю.С. Пичугова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Ю.С. Пичугова. - М.: Дрофа, 2004.