Урок внеклассного чтения "Сказки Х.К. Андерсена"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить знания детей по прочитанной сказке Г.Х.Андерсена.
  2. Расширить представление учащихся о творчестве великого сказочника Андерсена.
  3. Развивать речь, мышление, умение работать с текстом.
  4. Воспитать любовь к литературному чтению.

Оборудование: глобус, фрагменты иллюстраций по сказке Г.Х. Андерсена.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель: Дети, у нас урок внеклассного чтения. Уточните.

Дети: Урок домашнего чтения.

Учитель: Что это означает?

Дети: Мы самостоятельно дома читаем произведение - сказку "Огниво" Г.Х. Андерсена.

Учитель (показывает на глобус): Дети, есть на севере Европы страна Дания, столица которой Копенгаген. Вот сюда и предстоит нам сегодня совершить увлекательное путешествие. Почему именно эта страна заинтересовала нас? Догадались?

Дети: Эта страна связана с именем великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

III. Выступление ученика.

Далее детям предлагается прослушать биографию писателя. Ученицей подготовлен в качестве домашнего задания реферат. Вот краткое его содержание:

- Датский писатель Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он о многом. Чего он только не переделал за юные годы - и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев.

В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но директора театра привлек не актерский талант, а писательский дар Г. Андерсена.

В 1835 году он издает три сборника своих произведений "Сказки, рассказанные для детей". Так постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки "Стойкий оловянный солдатик", "Гадкий утенок", "Дюймовочка" и многие другие.

Андерсен достиг своего!. Он стал всемирно знаменит. Всего Андерсен написал 170 сказок.

IV. Проверка домашнего задания.

Учитель: Вы дома прочитали сказку "Огниво". Проверить, как вы поняли содержание сказки, мне поможет цифровой диктант. Условимся: Я читаю предложение - утверждение. Если вы "согласны" - то ставите цифру "1", не согласны - "0". Будьте внимательны. Вот этот тест:

  1. Солдат шел домой с войны.
  2. Солдат встретил на дороге фею (ведьму).
  3. Деньги находились в реке (в дупле дерева).
  4. Внутри дупла было три комнаты.
  5. Сундуки охраняли солдаты (собаки).
  6. Во второй комнате хранилось золото (серебро).
  7. Солдат достал из дерева огниво.
  8. Солдат набрал серебра (золота).
  9. Солдат хотел посмотреть на принцессу.
  10. Фрейлина следила за принцессой.
  11. Король сшил маленький мешочек (королева).
  12. В мешочек насыпали риса (гречку).
  13. Мальчик помог солдату и принес огниво.
  14. Собаки спасли солдата.

Ответы на этот тест: 100100101110011 записанные на доске - открыть. Тест предложить проверить детям взаимопроверкой (в парах). Работы собрать в конце урока.

Физминутка.

V. Заочное путешествие в "Художественный салон".

- Дети представьте себе художественный салон, в котором вы видите иллюстрации к сказкам Г.Х. Андерсена. Ваша задача: узнать сказку и составить по фрагменту устное мини-сочинение. (Учитель показывает иллюстрацию, дети отвечают).

- "Снежная королева". В тот вечер, когда Кай вернулся домой и уже почти совсем разделся перед сном, он вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглые окошечки. Он увидел женщину, закутанную в белый тончайший тюль. Женщина эта, необычайно прекрасная была вся изо льда, и живая.

- "Стойкий оловянный солдатик". Мальчику в день рождения подарили 25 оловянных солдатиков. Лишь один отличался от своих братьев. Мальчик расставил свои игрушки на столе. Игрушек было много, но красивее всех были чудесный замок из картона и красавица-танцовщица. Она стояли на одной ножке. "Вот бы мне такую жену" - подумал оловянный солдатик

- "Русалочка". Когда Русалочка очнулась, перед ней стоял красавец принц. Она потупилась и увидела, что рыбий хвост исчез. Русалочку разодели в шелк и муслин.

- "Дюймовочка". В саду протекал широкий ручей. Здесь жила жаба со своим гадким и противным сыном. Когда Дюймовочка проснулась рано утром и увидела куда попала, то горько заплакала. Кругом куда не посмотришь вода, и ей никак не перебраться на берег. - Вот мой сынок! Он будет твоим мужем.

- "Гадкий утенок". Гнездо было уже пустым. Осталось последнее яйцо. Наконец, треснула скорлупа самого большого яйца, и из него вывалился огромный безобразный птенец.

-"Огниво".

VI. Работа по содержанию сказки "Огниво" (рисунка 6).

Учитель: - Дети по содержанию этой сказки я буду задавать вопросы, а вас попрошу поделиться своим мнением по прочитанному.

Словарная работа: "огниво" - словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой определяет его как кусок камня для высекания огня.

Вопросы по содержанию сказки "Огниво":

- Дети понравилась ли вам сказка? Какой эпизод запомнился особенно?

- Кто главный герой сказки?

- Кто встретил солдата на дороге?

- Что ведьма предложила солдату?

- Согласился ли солдат на предложение ведьмы?

- Почему солдат не согласился отдать ведьме огниво?

- Расскажите, как зажил солдат в городе, имея много денег?

- Кого захотел увидеть солдат? (Подтвердите текстом, стр. 5)

- Как солдат раскрыл тайну огнива?

- Как собака помогла солдату снова стать богатым?

- Какой сон рассказала принцесса родителям? (Найдите в тексте ответ и прочитайте его, стр. 7)

- Расскажите, почему фрейлине не удалось выследить собаку?

- Что придумала умная королева?

- Прочитайте в тексте то место, как солдат оказался в тюрьме и кто помог солдату добыть огниво? (стр. 8-9)

- Какое последнее желание произнес солдат?

- Как солдату удалось избежать смерти?

Итог урока

Учитель: - Дети, подведем итог урока! На ваш взгляд, к какому виду сказок можно отнести сказку "Огниво"?:

- Правильно, сказка волшебная.

- Огниво - это выходит, что за штучка?

И в заключение урока, я хочу, чтобы вы дали оценку главному герою сказки. Каков он - солдат?

Ответы детей:

- Ради любви, счастья.

- Наш герой много пережил в жизни - были неудачи. Но он был находчивым, щедрым, смелым, добродушным.

Учитель: А деньги, много денег - всегда ли это в жизни важно? (Следует размышление учеников)

Учитель: И так дети, главный вывод урока.

- Победа любви и добра - это главная мысль сказки.

Используемая литература

  1. Андерсен Г.Х. Сказки / Г.Х. Андерсен. - Лениздат, 1990г.
  2. Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: "Просвещение", 1985г.