Какие книги нужны инженеру-физику. Из педагогического наследия Л.М. Пятигорского

Разделы: Физика, Организация школьной библиотеки

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: школьная библиотека, Инженерное образование, Л.М. Пятигорский


«Научные интересы» – понятие, совершенно не тождественное понятию «научные взгляды». Формирование научных взглядов определяется состоянием науки, ее внутренними потребностями и перспективами. Эти факторы, без сомнения, оказывают влияние и на интересы учёного. Но большее значение для формирования научных интересов учёного имеют жизненные обстоятельства, встречи, знакомства, воспитание в семье и в школе. В этой связи представляется интересным процесс формирования научных интересов такого учёного, как Леонид Моисеевич Пятигорский, советский физик-теоретик. Так же расскажем о его взглядах на формирование семейной библиотеки.

В детстве Л.М. Пятигорский пережил страшную трагедию, в результате чего остался сиротой и воспитывался в детском доме.

«В 1919 году на село Александровку Чигиринского района Киевской губернии налетела банда Григорьева и убила Лёниных родителей, а ему, десятилетнему, озверевший бандит разрывной пулей прострелил правую руку». Так начинается биографический очерк «Лёня Пятигорский» в книге Зиновия Биленко «Весны мы всходы молодые», вышедшей на русском языке в издательстве «Детская литература» в 1975 году [1]. Правда в украинском издании 1974 года [2] говорится о девятилетнем ребенке. Здесь нет ошибки. 17 мая 1919 года, в день своего рождения Леонид, тогда ещё маленький Лёня, стал сиротой. Налетевшие бандиты хладнокровно убивали взрослых, а маленький мальчик, на глазах которого были убиты родители, бросился на убийцу. У него хватило сил только на то, чтобы порвать на том рубашку. Раненый в руку, истекающий кровью мальчик упал, потеряв сознание… В доме под столом спрятались две маленькие девочки – четырехлетняя сестра Лени Циля и семилетняя Соня, приходившаяся ему тетей. Соня и спасла истекающего кровью мальчика. Она втащила его после ухода бандитов в дом и позвала фельдшера. Чтобы избежать гангрены, руку пришлось ампутировать. Воспитывался Лёня в детском доме имени Парижской коммуны в Харькове.

Вот что пишет в своих воспоминаниях Л.М. Пятигорский о книгах: «И мама, и папа очень любили книги. И всё же больше всего я помню покупку детских книг, особенно «Приключения Робинзона Крузо», «Хижина дяди Тома», «Оборона Севастополя», «Великая Отечественная война 1812 г.», «Маленькие мужчины», «Маленькие женщины», однотомники Пушкина, Лермонтова, Шевченко. Очень запомнилась книга о путешествиях жука вверх по течению ручья (чтобы узнать, почему он обмелел). Все эти книги были в твёрдых переплётах, с золотым обрезом и красивыми рисунками. Были книги и попроще, прежде всего Рубакина и Лункевича. Они рассказывали о различных явлениях природы (о молниях, ложных солнцах, радуге, затмении Солнца и Луны)». Эти книги заменили Лёне школу. Кроме того, отец привозил ему книги с картинками для вырезания и разрисовывания. В результате у детей росла библиотека.

В детском доме книг не было, но зато была библиотека на Садово-Куликовской: «Недалеко от нашего детдома, примерно в двадцати минутах ходьбы, на Садово-Куликовской улице, была общественная библиотека. Не могу вспомнить, кто мне сказал о ней. Но помню, что пришёл в неё сам. Шёл 1921-й год. Мне уже было 12 лет. Выглядел я неважно. Худой, даже тощий. С огромной перевязкой на руке. В тонкой рубашке и вообще в весьма непривлекательной одежде. В библиотеке сидели две старушки. С замирающим сердцем я обратился к ним с просьбой записать меня в библиотеку. Они спросили, кто я и откуда и без всяких документов записали меня. Доступ к полкам был свободный и я, что называется, окунулся в океан книг. Многие книги были потрясающими. В толстенных переплётах, на мелованной бумаге и с красочными иллюстрациями. Я выбрал какую-то книгу по астрономии и получил её. Домой я шёл счастливый. Книгу я прочитал быстро и, вернув ее, попросил потрясающую книгу: «Мироздание» Мейера. Мне её дали!! Без спора! Я прочитывал её раз в неделю и брал снова. В общей сложности она у меня была месяца три.

В этой книге, кроме научных сведений были необыкновенно красивые и интересные литографии. Одна из них называлась «Вид Земли с планеты Марс». Я не мог глаз отвести от этой фантастической картины.

На большой карте Марса были каналы, которые увидел там Скарателли. Я был твёрдо уверен в том, что такую сложную, ажурную сеть каналов могли создать только весьма разумные существа. Мне и в голову не приходило, что на Марсе нет и не было жизни. <…>.

Большое впечатление произвели на меня картины с лунным ландшафтом. Это были потрясающие картины. А картина «Планета Юпитер» и «Сатурн» с его кольцами!..

Прошло 65 лет с тех пор, как я восхищался всем виденным в этой книге, а я помню её совершенно отчётливо. Эта книга заменила мне школу. Как я благодарен чудесным библиотекарям, которые без спора, с поощрительной улыбкой, вручали мне эти драгоценности. Вечное моё спасибо им».

Однажды, на экскурсии в обсерваторию Лёня познакомился с  Николаем Павловичем Барабашёвым, директором обсерватории. Завязалась дружба между мальчиком и молодым учёным, во многом определившая судьбу подростка. Ниже будет приведён отрывок, взятый нами из воспоминаний Леонида Моисеевича. В нём раскрывается не только его последующее отношение к Книге, но и метод обучения, который Леонид Моисеевич считал правильным: «В одно из воскресений я спросил Николая Павловича: «Как стать астрономом?».

Он ответил: «Надо закончить университет».

«А как поступить в университет?»

«Для этого надо много заниматься и выдержать конкурсный экзамен».

«С чего начать занятия?»

«Лучше всего с решения задач по алгебре». Авторы книги Шапошников и Вальцев. <…> Вернувшись домой, я рассказал о совете Николая Павловича воспитательницам детдома. Они сразу же, в тот же день поручили дяде Моисею (один из воспитателей – В.Г.) пойти со мной в книжный магазин.

Магазин этот был на Сумской улице, рядом со зданием драматического театра. Домой мы вернулись с книгой. Книга была тоненькая, в бумажном переплёте, но для меня это был клад. Эта прекрасная книга сыграла важнейшую роль в моей жизни.

В каждом параграфе сначала было немного текста по теории этого раздела, а затем шли примеры и задачи. Помогать мне было некому. Эту книгу, как и все последующие, я изучал самостоятельно. Сначала читал текст перед задачами, затем, пользуясь этим текстом, решал задачи. Если не получалось по ответу – изменял способ решения, пока не начинало получаться. Так, можно сказать ощупью, я изучал эту книгу. Этот задачник был моей путеводной звездой около года. Но вот, однажды, я пришёл к Николаю Павловичу и сказал:

«Николай Павлович, я закончил решение задач по Шапошникову и Вальцеву».

«Прекрасно», Сказал Николай Павлович. «Начинай сначала». Я не понял, и Н.П. объяснил мне: «Второй раз надо решать более уверенно и красивее, и короче».

Так я и сделал. Но, конечно, на повторное решение задач у меня ушло уже гораздо меньше времени. Но больше всего удивил меня Н.П., когда я снова сказал ему, что закончил решение задач по второму кругу. Он посоветовал мне решать задачи третий раз, стараясь решать некоторые задачи в уме или совсем не пользуясь записью формул.

Николай Павлович был моим учителем. Он много лет руководил моей учёбой. Но никогда, ни разу не решил мне ни одной задачи и не объяснил мне ни одного раздела <физики>. И не экзаменовал меня. Только говорил мне, что надо изучать дальше».

Так, никогда не учившийся в школе, Лёня Пятигорский самостоятельно, под руководством профессора ХГУ Николая Павловича Барабашова, подготовился и поступил в Харьковский университет. Профессора Барабашова Леонид Моисеевич всегда называл своим первым учителем. Вторым учителем был Лев Давидович Ландау, аспирантом которого стал Леонид Моисеевич. Позже Пятигорский стал соавтором Ландау по первому тому курса теоретической физики. Драматические события второй половины 30-х прервали их дружбу и сотрудничество.

Леонид Моисеевич всегда большое внимание уделял вопросам методической работы. В [3] приводится выписка из рукописного отчёта Л.Д. Ландау по работе его группы, где, в частности говорится о Л.М. Пятигорском: «…Кроме сего, он со мной написал уйму всяких программ и является единственным человеком, заботящимся о Харьковском университете».

В личном деле Леонида Моисеевича, в характеристике, подписанной в конце 40-х годов, есть такие слова: «<…> В 1945-48г.г. провёл большую работу по восстановлению научной библиотеки Института <…>».

Очень похож отзыв заведующей библиотекой ВНИИФТРИ, Т.Н. Петровой, опубликованный в институтской газете и в Интернете [4]: «Правильно комплектовать фонд библиотеке помогал созданный в 1958 г. Библиотечный Совет и особенно его неизменный председатель - начальник теоретического отдела Леонид Моисеевич ПЯТИГОРСКИЙ, самый первый, самый ценный помощник и друг библиотеки, а самыми лучшими, самыми постоянными читателями библиотеки были сотрудники этого отдела». (Во ВНИИФТРИ Леонид Моисеевич почти тридцать лет руководил теоретическим отделом).

Будучи членом Учёного Совета ГПНТБ, Леонид Моисеевич вносит предложение об организации в ГПНТБ учебно-консультационного пункта (УКП) с целью содействия инженерам и научным работникам в повышении их квалификации. В сохранившемся в архиве Леонида Моисеевича черновике предложения рассмотрены вопросы обоснования УКП, плана его работы, рекомендации о приглашенных учёных и т.д. Вообще, вопросам подготовки и переподготовки научных кадров Леонид Моисеевич уделял очень большое внимание. В цитируемой выше характеристике есть и такие слова: «… Л.М. Пятигорский весьма активно участвует в подготовке кадров внутри Лаборатории №1, осуществляя консультационную помощь ряду молодых научных сотрудников по разнообразным вопросам теоретической физики».

Читались курсы повышения квалификации и во ВНИИФТРИ, в частности, по прикладной математике, теоретической физике, по основным вопросам современной физики и вопросам строения материи [5].

Прежде, чем привести список литературы, подготовленный Леонидом Моисеевичем, процитируем его слова, сказанные автору в личной беседе. Эта короткая фраза полностью характеризует процесс становления научных интересов учёного: «Я изменил астрономии ради математики, а математике – ради теоретической физики. И остался верен ей всю жизнь».

В приведённом ниже списке литературы мы будем указывать только автора и название книги, так как многие книги переизданы в разных издательствах в разные годы. Поскольку нашей целью является продемонстрировать процесс становления научных взглядов учёного, представителя естественных наук, мы ограничимся пятнадцатью наименованиями в каждом разделе из всего списка литературы, подготовленного Леонидом Моисеевичем в 70-80-х годах. Этих разделов три – детские зарубежные писатели, зарубежные писатели и русская литература.

Рекомендательный указатель произведений зарубежных писателей для детей, изданных на русском языке :

  1. Фред Лорд. Слово имеет кенгуру.
  2. Алан Маршалл. Я умею прыгать через лужи.
  3. Феликс Зальтен. Бемби
  4. Дж. М. Барри. Питер Пэн и Венди.
  5. Булвер-Литтон Э. Последние дни Помпей.
  6. Этель Лилиан Войнич. Овод.
  7. Д. Дефо. Приключения Робинзона Крузо.
  8. А.А.Милн. Вини-пух и все-все-все…
  9. Роберт Грейвз. Скрипка за пенни.
  10. Д. Гринвуд. Маленький оборвыш.
  11. Вальтер Скотт. Айвенго.
  12. Джонатан Свифт. Путешествие Гулливера.
  13. Редъярд Киплинг. Сказки
  14. Памела Треверс. Мэри Поппинс.
  15. Джеймс Олдридж. Последний дюйм. Сборник рассказов.

Рекомендательный указатель произведений зарубежных писателей:

  1. Гомер. Одиссея.
  2. Гомер. Илиада.
  3. Платон. Диалоги.
  4. Эдгар По. Золотой жук.
  5. Эдгар По. Ворон.
  6. Жюль Верн. Всё, что можно найти, в частности:
    Вокруг луны;
    Дети капитана Гранта;
    80 тысяч лет под водой;
    Таинственный остров;
    Пятьсот миллионов Бегумы;
    Вверх дном;
  7. Марк Твен. Приключения Тома Сойера.
  8. Марк Твен. Приключения Гекальбери Финна.
  9. Марк Твен. Принц и нищий.
  10. Марк Твен. Жизнь на Миссисипи.
  11. Марк Твен. Янки при дворе короля Артура.
  12. Конан Дойл. Затерянный мир.
  13. Конан Дойл. Приключения Шерлока Холмса.
  14. О. Генри. Рассказы.
  15. Герберт Уэллс. Борьба Миров.

Рекомендательный указатель произведений русских писателей:

  1. Достоевский. Дядюшкин сон.
  2. Достоевский. Белые ночи.
  3. Достоевский, Преступление и наказание.
  4. Достоевский. Идиот.
  5. Достоевский. Братья Карамазовы.
  6. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы.
  7. Л. Н. Толстой. Война и мир.
  8. Л. Н. Толстой. Анна Каренина.
  9. Л. Н. Толстой. Воскресение.
  10. Л. Н. Толстой, Детство, отрочество, юность.
  11. Н.В. Гоголь – Всё!
  12. Л. Н. Толстой. Холстомер.
  13. И. Тургенев. Первая любовь.
  14. И. Тургенев. Ася.
  15. А.К. Толстой, Князь серебряный.
  16. А.К. Толстой, История государства Российского от Гостомысла до наших дней.

В заключении отметим, что этот список подготовлен учёным–физиком, а не «преподавателем словесности», поэтому его смело можно рекомендовать не только будущим «гуманитариям», но и тем, кто гордо именует себя представителем «естественных наук», будущим инженерам.

Литература

  1. Биленко З.Я. Весны мы всходы молодые. М.: Дет.лит., 1975.
  2. Биленко З.Я. Весны мы всходы молодые (На украинском языке). Киев: «Веселка», 1974.
  3. Горобец Б.С. Круг Ландау. Жизнь гения. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
  4. http://mendeleevo-i.narod.ru/story3.html
  5. Конспекты курсов лекций. Долгопрудный, 1975.