Урок-презентация на тему "Самые уязвимые" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" и материалам МГП)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Обучающая: обсуждение проблемы особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов.
  • Развивающая: научить анализировать эпизоды в соответствии с темой урока.
  • Воспитательная: подвести учащихся к осознанию того, что человек всегда, даже во время войны, должен оставаться гуманным.

Оборудование:

  • презентация,
  • книги "Вокруг тебя - Мир:",
  • рисунки учащихся,
  • выставка книг.

Ход урока

Сообщение темы (Приложение 1, слайд 1), цели урока.

Слово учителя

Детство - это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации. А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово детство?

Учащиеся вспоминают о своем детстве.

Слово учителя

В конце урока мы снова поговорим об ассоциациях, связанных с детством. Многие писатели обращались к теме детства. В некоторых произведениях она была основной, в других - одной из многих.

Сегодня мы познакомимся с фрагментом рассказа М. Шолохова "Судьба человека".

Совершим заочную экскурсию на родину писателя.

Выступление учащегося с использованием презентации. Биографическая справка о писателе

На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская. (Приложение 1, слайд 2). Здесь долгие годы жил и работал замечательный писатель Михаил Александрович Шолохов.

(Приложение 1, слайд 3). Он "с самого рождения дышал чудесным степным воздухом над бескрайним простором, и Тихий Дон отражался в его сердце." (Приложение 1, слайд 4). Широкоплечий, крепко сбитый казак со степным бронзовым лицом, прокаленным солнцем и ветрами, был летописцем родной земли. (Приложение 1, слайд 5).

За долгую жизнь Шолоховым создано множество произведений: "Донские рассказы", "Тихий Дон", "Поднятая целина". (Приложение 1, слайд 6). "Как степной цветок, живым пятном" встает среди нас рассказ "Судьба человека", написанный всего за несколько дней напряженной работы. (Приложение 1, слайд 7). В новогодние дни 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года он был опубликован в "Правде".

Рассказ Шолохова - это повесть о том, какой страшной трагедией является война, о судьбах солдата и мальчика-сироты.

По произведению режиссером С. Бондарчуком был снят фильм с одноименным названием. (Приложение 1, слайд 8).

В книгах Шолохова живет та особая широта, которая сделала их всемирно известными.

Работа с текстом.

  • Обратимся к началу текста и прочитаем фрагмент: "...Похоронил я:" ":какой в песке играется".
  • Кого бы вы назвали главным действующим лицом в данном фрагменте?
  • Проведем исследовательскую работу по группам и выясним, какую ведущую черту в образе Вани подчеркивают его внешность, речь, поступки.

Учащимся каждой группы предлагается прочитать отрывки из текста и выполнить задания по карточкам. (Приложение 2).

Подведение итога работы в группах.

Какую ведущую черту в образе Вани подчеркивают его внешность, переживания, речь, поступки? (Приложение 1, слайд 9).

Работа с текстом

  • Учащимся предлагается прочитать отрывок: "А с ним - другое дело:" ":память, вроде зарницы, проблесками работает." - и ответить на вопросы. (Приложение 1, слайд 10).
  • Учащимся предлагается прочитать строки из текста (Приложение 1, слайд 11) и ответить на вопросы.

Заслушиваем ответы учащихся. (Приложение 1, слайд 12).

  • Как автор относится к мальчику?
  • Как автор относится к поступку главного героя усыновить Ваню?

Учащиеся отвечают устно. (Приложение 1, слайд 13).

  • Как вы думаете, в чем заключается роль образа Ванюшки в этом отрывке?

Промежуточный вывод учителя.

Образ Ванюшки помогает глубже понять характер главного героя рассказа Андрея Соколова. С появлением этого персонажа появляется новый поворот в проблематике произведения: становится возможным обсуждение уязвимого положения детей во время войны.

Работа с материалами по МГП (международному гуманитарному праву).

  • Что вы знаете о международном гуманитарном праве?

Заслушиваем ответы учащихся.

Промежуточный вывод учителя.

Нормы международного гуманитарного права, направленные на защиту детей в условиях вооруженного конфликта, содержатся в IV Женевской конвенции и Дополнительном протоколе № 1 от 1977 г.

  • Обратимся к справочному материалу по нормам международного гуманитарного права. (Приложение 3).

Учащиеся работают со справочным материалом и делают вывод о необходимости гуманного отношения к детям в ситуациях вооруженных конфликтов. (Приложение 1, слайд 14).

Выводы по обсуждаемой проблеме.

В начале урока вы подбирали ассоциации к слову детство. А теперь представим, что Ванюша вырос, и к нему обратились с просьбой рассказать о самом ярком впечатлении военного детства. О чем бы он вспомнил?

Итог урока.

Детям всегда необходимы особая забота и внимание. В ситуации вооруженного конфликта они особенно уязвимы, так как могут испытывать тяжелые последствия наравне со взрослыми. Уменьшение страданий детей во время войны продиктовано соображениями гуманности.

Рефлексия.

  • Какой след на сердце Вани оставила война?

Домашнее задание.

  • Сталкивались ли вы когда-нибудь с беззащитным, уязвимым существом? Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации в мини-сочинении.