Урок по истории Прикамья (2-й класс). Тема: Путешествие по Каме

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Познакомить учащихся с самой крупной рекой Пермского края.
  2. Развивать информационную культуру учащихся, умение работать в группе; развивать устную речь детей.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной реке.

Оборудование:

  • карта Пермского края,
  • карточки с названиями (с.Карпушата, г.Пермь, г.Чайковский, р.Чусовая, р.Вишера),
  • для детей контурная карта - Пермский край,
  • диск СД (видеофрагменты: "г.Пермь", "Река Чусовая", "Река Вишера", "Река Кама")
  • презентация "Исток Камы"),
  • тексты на листочках о притоках Камы,
  • карточки (филворд).

Ход урока

1.Орг.момент В школе слышится веселый звонок:

"Девчонки, мальчишки,
Скорее бежим на урок!"
И вот позади уж давно перемена,
Пора всем нам дружно
Приняться за дело.

2.Введение в тему.

Видеофрагмент "Река Кама"

- Почему наш край называют Прикамье?

- Посмотрите на карту Пермского края. Видите там большую голубую извилистую линию? Что это? Верно, это наша главная река - Кама. Она течёт через весь край. Поэтому и назвали его Прикамье.

- Каму называют символом Пермского края, "голубой дорогой" Прикамья. Впадает Кама в великую реку Волгу.

- Сегодня мы совершим путешествие по Каме. (Просмотр видеофрагмента "Река Кама", одновременно ученица рассказывает стихотворение).

Ой, ты Кама, Камушка,
Ты родная наша матушка,
До чего же ты богатая река!

Что в цветах ковры персидские
Заливные твои луга,
Что каменья самоцветные
Блещут ночью берега.

- Что нужно взять с собой? (карту, знания, хорошее настроение)

3. Название реки - Почему Каму так назвали?

- Некоторые ученые считают, что ее название произошло от удмуртского слова "кема" - долгий, т.е. "долгая, длинная река". Действительно, Кама велика по длине - 1882 км.

- Интересна коми-пермяцкая легенда о том, как река появилась.

(рассказывает ученик - приложение №1)

- Расскажите, что вы запомнили?

4. Начало реки

Презентация "Исток Камы"

- Откуда начнем наше путешествие?

- Что такое исток? (начало реки) У каждой реки обязательно есть родничок, с которого она начинается, откуда истекает.

- А где находится исток Камы? Об этом нам расскажет Саша Б., потому что в этом году она побывала в этом месте. (Приложение №2)

- Где начинается Кама?

- У кого возникло желание побывать в этом месте? Почему?

- Обозначим на карте: с.Карпушата (учитель прикрепляет карточку на карту, учащиеся пишут на контурной карте)

5. Притоки Камы.

Видеофрагмент "Река Чусовая"

Видеофрагмент "Река Вишера"

- Течет Кама по лесам сотни километров, вбирает в себя множество рек - притоков.

- Назовите самые крупные притоки Камы. (проблема)

- Прочитайте первый текст на листочках о реке Чусовая (приложение№3). О чем узнали?

- Что составляет главную красоту реки Чусовая? Убедимся в этом, посмотрев видеофрагмент об этой реке.

- Прочитайте второй текст. Что интересного можете рассказать про Вишеру? Как понимаете слово " утесы"? Что можно увидеть на скалах? (видеофрагмент)

- Обозначим на карте крупные притоки Камы.

6. Физкульминутка

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
Одной, другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

7. Города

Видеофрагмент "Город Пермь"

- Вьется голубая лента Камы по территории Пермского края. Она связывает все районы нашего края.

- Какие города стоят на Каме? (Пермь, Березники, Соликамск, Усолье, Краснокамск, Оханск, Оса, Чайковский)

- А сейчас мы отправимся на экскурсию в г.Пермь. Кама - главная достопримечательность Перми. Слово нашим экскурсоводам - Ане и Андрею. (Приложение №4)

- Посмотрим видеофрагмент.

- Но это еще не все. Поговорим о нашем родном городе. Маша будет нашим экскурсоводом. (Приложение №5)

- Обозначим на карте эти города.

- Как люди используют Каму?

- Какие чувства испытывают люди к родной реке? Почему?

- Реки и другие водоемы являются чудесным даром природы. К ним надо относиться особенно бережно. Вода необходима всем: и растениям, и животным, и людям. Без воды невозможна жизнь на Земле. Какую помощь могут оказать школьники в охране вод?

8. Закрепление 1) филворд "Кама" (приложение №6) - дети работают в группах

2) сценка "Рождение Камы" Б.Ширшов (приложение №7)

3) - О Каме написано много стихов. Издавна называли Каму матушкой, кормилицей. Давайте послушаем некоторые из них.

Городок провинциальный,
В центре - Воткинская ГЭС,
Характерные детали :
Море, шлюз, плотина, лес.

Наша труженица Кама :
Судоходство и плоты,
Колесо турбин упрямо
Крутят водные пласты.

Вечно Каме по жизни народа струиться -
В перекличке гудков, в тихом шуме лесов,
Где ее на рассвете свободные птицы
Прославляют на сотни лесных голосов.

В том разливе такая спокойная сила,
Столько он и надежд, и любовей собрал,
Что без Камы Россия - уже не Россия,
Что без Камы Урал - не Урал.
(Радкевич)

9. Итог - Что вам понравилось в путешествии?

- Какое желание возникло?

- Что значит для вас Кама?

Дополнительное задание:

- Как называют Каму? (матушка, труженица, красавица, голубая дорога Прикамья, символ Пермского края)

10. Домашнее задание Сочинить стихотворение о Каме, красиво оформить.