Урок литературы в 9-м классе по повести Н.В. Гоголя "Портрет" (программа по ред. А.Г. Кутузова). "Проблема ответственности человека за свою судьбу"

Разделы: Литература


"Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится".
Н. В. Гоголь. Портрет

Цели урока:

  • на основе идейно-художественного анализа помочь ученикам выявить нравственное кредо писателя;
  • совершенствовать навыки анализа образной системы произведения;
  • способствовать овладению коммуникативной компетентностью путём групповой работы;
  • помочь в формировании важнейших ценностных установок.

Ход урока

Оглашение темы. Выявление читательских впечатлений учеников. Примерные вопросы:

- Понравилось ли вам произведение?

- Что необычного в сюжете по сравнению с повестью "Ночь перед Рождеством?"

- Какие эпизоды поразили вас, показались яркими и захватывающими?

2. Проблемное изложение учителя о жанре повести и "петербургских повестях" как важном этапе творческой биографии Гоголя. (Если в классе есть ученик, занимающийся индивидуальным исследованием по данной теме, рассказ можно доверить ему как опережающее задание).

- Повесть была излюбленным жанром Гоголя. Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал важной вехой в истории русской литературы. Вспомните название первого цикла и его особенности (- "Вечера на хуторе близ Диканьки" возвестили о появлении в русской литературе самобытного писателя с оригинальным, ярко выраженным взглядом на мир и неповторимым стилем. В цикл входит восемь произведений, которые объединены сквозным рассказчиком - наивным и лукавым пасечником Рудым Панько. Нередко "Вечера:" называют украинскими повестями, в которых отразились национальная самобытность, природа. Их главная особенность в романтических коллизиях, яркости красок, тонком юморе. Произведения сборника вдохновенно изображают простого человека. Герои этих повестей честны, благородны, жизнелюбивы, молоды, сильны, красивы. Они борются с суеверием и предрассудками, побеждают нечистую силу, преодолевают любые препятствия. "Вечера на хуторе близ Диканьки" воспринимаются как красивая народная сказка).

- "Повести, служащие продолжением "Вечеров на хуторе близ Диканьки", - таков подзаголовок второго цикла гоголевских повестей Миргород". Но содержанием и стилистическими особенностями книга открыла новый этап в творческой биографии Гоголя. Быт и нравы миргородских помещиков изображаются без романтики и красоты. Здесь жизнь человека опутана паутиной мелочных интересов, погрязла в пошлости. Нет в "Миргороде" и простодушного рассказчика - автор сам обнажает перед читателем социальные противоречия современности. Гоголь изображает прозу жизни. Обе части сборника построены на контрасте: героический подвиг в "Тарасе Бульбе" противопоставлен пошлости старосветских "существователей", а трагическая гибель Хомы Брута в "Вие" оттеняет убожество героев "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".

Рассказ ученика, получившего опережающее задание, о "петербургских повестях".

- Третий гоголевский цикл повестей складывается постепенно. Его название не принадлежит писателю, но давняя традиция скрепила им цикл из пяти повестей.

В 1833-1834 годах написаны "Невский проспект", первая редакция "Портрета" и "Записки сумасшедшего". В 1835 все они опубликованы в сборнике "Арабески". В 1836 году в пушкинском "Современнике" печатается "Нос". В 1842 году вышли в свет переработанный "Портрет" и "Шинель".

- Опираясь на содержание повести "Портрет", предположите, что дало название третьему циклу повестей Гоголя (- Петербург как место действия произведений.). Вот мы и приблизились к теме, где так неповторимо сочетаются традиция и новаторство, к теме Петербурга.

Опрос учащегося, занимающегося индивидуальным исследованием "Тема Петербурга в русской литературе 19 века".

- Великое творение гения Петра I, город прекрасных дворцов, воплощающий могущество России, - таким воспели его в поэмах XVIII - начала XIX веков. Но Пушкин внёс в его изображение важные поправки. У него в "Медном всаднике" красота столицы - оборотная сторона трагедии "маленького человека". Поэма снабжена подзаголовком "петербургская повесть". Вслед за Пушкиным эту тему развивают Гоголь, Некрасов, Достоевский, Блок. Контрастные "лица" столицы, "города пышного, города бедного" в повестях Гоголя разрастаются в непомерных гиперболах, в колоссальном звучании гоголевского смеха и в лирической скорби. У писателя был личный горький опыт покорения северной Пальмиры. Двадцатилетним юношей, приехав из Малороссии, он познакомился с жизнью столичных чиновников и петербургских художников - своих будущих персонажей. В статье "Петербургские записки 1836 года" Николай Васильевич признаётся: "Трудно схватить общее выражение Петербурга, потому что в городе этом царит разобщение: как будто бы приехал в трактир огромный дилижанс, в котором каждый пассажир сидел во всю дорогу закрывшись и вышел в общую залу потому только, что не было другого места".

Петербург поразил Гоголя глубокими общественными противоречиями и трагическими социальными контрастами. Здесь человеческие отношения искажены. Всё показное, фальшивое, гибнут талант и вдохновение. Все эти впечатления легли в основу "Петербургских повестей".

Сквозным героем является сам город, в котором воплощён весь трагизм русской действительности. Это не просто фон изображения, это звено в композиционной структуре повести. Герои сходят с ума или погибают в неравном поединке с жестокой действительностью. Трагическое неустройство жизни - главная тема сборника.

3. "Мозговой штурм".

- Как вы определили тематику "Портрета"?

(В ходе обсуждения обозначаются темы Петербурга, волшебной силы искусства, ответственности человека за свою судьбу, губительной власти денег).

4. Оглашение темы урока.

- Одна из них и будет сегодня в центре нашего внимания. Запишите её "Проблема ответственности человека за свою судьбу".

5. Работа с суждениями литературоведов.

- Дома вы прочли статью учебника "Николай Васильевич Гоголь". В ней выдвигается суждение: ": повесть "Портрет" - история художника, изменившего искусству и понёсшего наказание за то, что он стал относиться к творчеству как к выгодному ремеслу". Достаточно ли полно оно отражает проблематику произведения (Этот сложный вопрос задаётся, чтобы ученики проводили анализ произведения с учётом второй части. Нам даётся сопоставление двух вариантов поведения служителей искусства, их отношения к жизни, творчеству, людям.)?

6. Анализ названия и эпиграфа произведения.

- Объясните смысл заглавия повести (- Это и фантастический портрет, играющий судьбоносную роль в жизни героев, и творения художников, изображенных писателем, и, наконец, портреты самих живописцев).

- Прочтите эпиграф к уроку. Кому из героев принадлежат эти слова (- Это суждение отца рассказчика, автора портрета ростовщика.)?

- Соотнесите эпиграф с темой нашего урока, объясните его (- Художник более, чем кто-либо другой в ответе за свою судьбу. Его искусство пробуждает в людях добрые или злые чувства. Поэтому художник отвечает не только за своё будущее, но и за судьбы других людей.).

- Портреты скольких художников представлены в повести ( - Мы встречаемся в ней с четырьмя живописцами: главным героем Чартковым, художником, "усовершенствующимся в Италии", суждение о картине которого поручено Андрею Петровичу, художником Б. и его отцом, автором злополучного портрета.)?

- Если образы Чарткова и отца художника Б. выписаны подробно, с использованием разных приёмов, картина художника - товарища студенческой жизни Чарткова и её воздействие на публику являются кульминацией первой части, то сам Б. нарисован эскизно. Какова его роль в композиции произведения (- Во второй части автор передаёт повествование рассказчику. Художник Б. объединяет обе части произведения и позволяет поверить в достоверность происходящего.)?

- Прочтите авторскую характеристику Б. Можно ли его назвать человеком, осознающим ответственность за свою судьбу (- "Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными чёрными кудрями. Приятное лицо, исполненное какой-то светлой беззаботности, показывало душу, чуждую всех томящих светских потрясений, в наряде его не было никаких претензий на моду: всё показывало в нём артиста", Видно, что герой осознаёт ответственность за свою судьбу, не случайно он был "так возвышенно подвинут". Ответственностью перед отцом и людьми объясняются его пятнадцатилетние поиски портрета.)?

- Из текста видно, что в начале творческого пути и Чартков привлекает лучшими человеческими стремлениями. Почему же он так бездарно загубил талант и искалечил свою жизнь? Здесь нам явственно представляется мотив искушения, соблазна. Чем в повести испытывается на прочность характер и на жизнестойкость талант Чарткова (В ходе "мозгового штурма", приводя цитаты из художественного текста, ученики называют деньги, славу, свет, зависть)?

- Вам предлагается разбиться на три группы и проверить, какую роль в судьбах героев сыграли эти соблазны. Справиться с задачей помогут система вопросов и текст повести.

7. Групповая работа.

Группа 1 (карточка 1). Вопросы по судьбе Андрея Петровича Чарткова.

  1. Докажите, используя художественный текст, что "молодой Чартков был художник с талантом".
  2. Расскажите о первоначальных планах художника. Сбылись ли его мечты?
  3. Кем стал Чартков? Можно ли его творения назвать неповторимыми?
  4. Что влекло живописца к кисти: деньги, слава, желание передать свой внутренний мир?
  5. Можно ли утверждать, что Андрей Петрович продал душу дьяволу?
  6. Назовите мотивы уничтожения живописцем прекрасных произведений искусства.
  7. Когда Чартков умер как художник?
  8. Какой эпизод в повести показывает, как модный живописец понял, что погубил талант суетными заботами?
  9. Только ли мистическая сила виновата в происшедшем?
  10. Прочтите эпизоды, где переданы сомнения Чарткова, его борьба с соблазнами жизни.

Группа 2 (карточка 2). Вопросы по судьбе художника-прежнего товарища Чарткова.

  1. Отличается ли страсть художника к искусству от первоначальных мечтаний Чарткова?
  2. Легко ли было живописцу остаться собой?
  3. Сравните отношения товарищей к мастерам кисти прошлых веков.
  4. Прочтите эпизод, передающий воздействие полотна на толпу.
  5. В чём сила кисти живописца? Как в сцене любования картиной проявилась волшебная сила искусства?
  6. Какова реакция Чарткова на работу товарища?
  7. (Вопрос из учебника, стр. 314) Почему, увидев картину бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней "пошлое суждение зачерствелых художников"?

Группа 3 (карточка 3). Система вопросов к судьбе отца Б.

  1. Прочтите портретное описание отца рассказчика. Докажите, что он другой человек, нежели Чартков.
  2. Назовите, используя художественный текст, причину, побудившую художника написать портрет ростовщика.
  3. (Вопрос со стр. 314 учебника) Как и почему герой оценивает свой проигрыш в конкурсе? Попробуйте увидеть в тексте позицию автора.
  4. Посещали ли этого художника искушения? Обозначьте их.
  5. Почему герой хотел сжечь своё творение?
  6. Объясните причины его пострижения в монахи.
  7. Что помогло отцу Б. создать сильное произведение искусства?
  8. Какой вывод из нравственных наставлений отца сыну об ответственности человека за свою судьбу может сделать читатель?
  9. Обозначьте моменты в биографии персонажа, где он принимает на себя вину за неправильные поступки.
  10. Почему автор доверил отцу Б. самому рассказать о своей судьбе?

Обобщение выводов.

После самостоятельной работы и коллективного обсуждения ученики дают связные характеристики персонажей и оценку их жизненного пути, творческой позиции. Урок заканчивается ответами на 3 главных вопроса, записанных на доске:

  1. Зачем в "Портрете", помимо Чарткова, действуют ещё 3 художника (Своей жизнью они протестуют против пути, избранного Чартковым. Это образы-антиподы главного героя.)?
  2. Из уст какого героя звучат мысли автора об ответственности человека за свою судьбу?
  3. Что значит, по Гоголю, нести ответственность за свою судьбу?

Домашнее задание (по выбору учащихся).

  1. Найти афоризмы об искусстве.
  2. Отметить в "Портрете" рассуждения об искусстве.
  3. Найти информацию о художниках, упомянутых в повести, и репродукции их картин.