Групповая работа как одна из эффективных форм деятельности на уроках математики

Разделы: Математика


Школьный курс математики призван обеспечить математическую подготовку учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования. С этой целью применяются различные формы работы на уроках, в том числе и на уроках математики. Для более качественной математической подготовки учащихся организация урока может включать индивидуальную, групповую, фронтальную работу. Сочетание таких форм работ на одном уроке позволит скорректировать знания отдельных учащихся (ликвидировать имеющиеся пробелы, лучше понять сложный материал), работать в своем ритме, совместно обсуждать проблему и приходить к ее правильному решению. Совместная работа формирует коммуникативную культуру учащихся, умение его работать в малой группе, выслушивать мнения своих товарищей, убеждать в своей правоте, видеть свои ошибки, признавать истинной позицию другого учащегося.

Для более эффективной и качественной организации работы учащиеся на уроке делятся на группы по 4 человека. В состав группы желательно включить учащихся, имеющих разные уровни знаний. Учащиеся размещаются на соседних партах. На схеме представлен способ объединения учащихся в группы.

Учащиеся получают карточки с заданием. Каждый ученик должен выполнить все задания, если ему требуется помощь, то он обращается к соседу по парте. После того, как каждый ученик решит все задания, парой сверяет ответы, и если ответы не совпадают, то в паре должны прийти к общему решению. Потом сверяют результаты всей группой. Если есть разногласия, то ищут правильное решение. Затем осуществляется проверка результатов всем классом.)

Предлагаю одну из разработок своего урока.

Тип урока: повторение и обобщение.

Форма: игровая, с коррекцией знаний и проверочной работой.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.

Задачи:

  • повторение и закрепление свойств сложения и вычитания;
  • отработка вычислительных навыков;
  • совершенствование владением математической терминологией;
  • формирование умения работать группой;
  • развитие интереса к предмету.

Оборудование: раздаточный материал в виде карточек.

Структура:

  • организационный момент (1 мин.);
  • актуализация знаний (фронтально 7 мин.);
  • работа в группах (20 мин.);
  • самостоятельная работа (тест 15 мин.);
  • подведение итогов (2 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим работать с буквенными выражениями. Главная наша цель - проверить знания свойств сложения и вычитания.

II. Актуализация знаний.

1. - Какое выражение называют буквенным?

- Сформулируйте переместительное свойство сложения.

- Сформулируйте сочетательное свойство сложения.

- Сформулируйте свойство вычитания суммы из числа.

- Сформулируйте свойство вычитания числа из суммы.

2.Упростите выражения:

1) 35 - (15 + y);

2) 28 - (18 + с);

3) (12 - k) + 24;

4) (248 + x) - 24;

5) (153 + b) - 23;

6) 168 - (x + 47);

7) 387 - (c + 137).

(Задания записаны на доске.)

III. Работа в группах.

А теперь, разбившись на группы, выполните задания, которые записаны на карточках. Сначала вы работаете парой, а затем всей группой.

Задание 1.

Найдите значение выражения, предварительно упростив его:

  1. 28 + x + 72 при x = 87;
  2. n + 49 + 151 при n = 63;
  3. 228 + k + 272 при k = 48;
  4. 349 + p + 461 при p = 115;
  5. (158 + b) - 43 при b = 72;
  6. 487 - (x + 123) при x = 101;
  7. (343 + a) - 117 при a = 322;
  8. 315 - p + 185 при p = 148;
  9. 427 - a - 167 при a = 59;
  10. 674 - (239 + k) при k = 172.

(Ответы написаны на доске и закрыты. Сначала проверяется результат упрощения, а затем числовое значение. Если решено неверно, тогда один человек из группы решает это задание у доски, а весь класс в тетрадях.)

Задание 2.

А теперь по вашим результатам найдите зашифрованное слово, которое является началом известного высказывания К.Ф.Гаусса. В таблице данное число соответствует определенной букве.(Таблица написана на оборотной стороне доски.)

и к а е м т
648 201 263 925 187 548

Мы справились с этим заданием и получилось у нас слово "Математика".

Физкультминутка.

А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Задание 3.

Составьте выражение для решения задачи, а затем найдите его числовое значение. (Условие задачи записано на доске. На карточках числовое значение.)

В треугольнике одна сторона 36 см, другая на 4 см меньше, а третья на x см больше первой стороны. Найдите периметр треугольника.

1) x = 4; 6) х = 4;
2) x = 8; 7) x = 5;
3) x = 6; 8) х = 9 - 1;
4) x = 10; 9) x = 12;
5) х = 3 + 1; 10) x = 16.

(Ответы написаны на доске и закрыты. Сначала проверяется выражение для решения задачи, а затем числовые значения. Если решено неверно, тогда один человек из группы решает это задание у доски, а весь класс в тетрадях.)

Расшифровывая таблицу, мы получим продолжение высказывания К.Ф.Гаусса.

ц р н и у а к
108 110 109 114 116 112 120

- Какое высказывание известного математика получили мы в результате выполнения заданий?

"Математика - царица наук".

IV. Самостоятельная работа.

А теперь каждому из вас предстоит индивидуальная работа.

(Учащимся первого и второго варианта предстоит ответить на вопросы теста. Каждый из них получает лист, карточку и вариант теста. Лист и карточку подписывают, все нужные вычисления делают на листе, а на карточке ставят букву правильного ответа.)

Вариант1.

1. Равенство a + b = b + a является:

а) сочетательным свойством сложения

б) переместительным свойством сложения

в) другим свойством

2. Равенство (a + b) -с = а + (b - с) является:

а) сочетательным свойством сложения

б) свойством вычитания числа из суммы

в) свойством вычитания суммы из числа

3. Упростить выражение (48 + к ) - 27 и найти значение при к = 23

а) 21

б) 34

в) 21 + к

4. Упростите выражение 45 - (х + 27)

а) 72 - х

б) 18 - х

в) 18 + х

5. Ширина прямоугольного участка земли 47м, а его длина х м. Чему равен периметр этого участка?

а) 94 + х

б) 2 (47 + х)

в) 47 + х

Вариант 2.

1.Равенство a + (b + с) = (а + b) + с является:

а) сочетательным свойством сложения

б) переместительным свойством сложения

в) другим свойством

2. Равенство a - (b + с) = а - b - с является:

а) сочетательным свойством сложения

б) свойством вычитания числа из суммы

в) свойством вычитания суммы из числа

3. Упростить выражение (48 + к ) - 27 и найти значение при к = 13

а) 21

б) 44

в) 21 + к

4. Упростите выражение 37 - (х + 15)

а) 52 - х

б) 22 - х

в) 22 + х

5. Ширина прямоугольного участка земли 85м, а его длина х м. Чему равен периметр этого участка?

а) 170 + х

б) 2 (85 + х)

в) 85 + х

(Карточку с ответами учащиеся сдают учителю. А тестовый лист с заданием и лист, на котором записан ход решения, ребята оставляют у себя для проверки полученных ответов.)

Учащиеся, у которых верными оказались 5 заданий могут поставить себе "отлично", соответственно, 4 правильно выполненных задания оцениваются на "4". Меньшее количество правильных ответов покажет, у кого выполнение заданий вызвало затруднение, а, значит, это станет предметом разбора на следующем уроке.

V. Подведение итогов.

(У каждого на парте набор цифр от 1 до 10. На доске прикреплен лист в виде круга.)

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали, но хотелось бы узнать, как вы оцениваете сегодняшнюю работу. Для этого возьмите набор цифр и прикрепите любую из них, которая на ваш взгляд соответствует нашим сегодняшним результатам.

Домашнее задание: №357,  №391(а-в),  №393(а,г).