Урок биологии в 8-м классе на тему "Гигиена кожи, одежды и обуви. Болезни кожи"

Разделы: Биология


Цели урока:

  1. Образовательная - показать связь с процессами, происходящими во всем организме;
  2. Развивающая - развивать гигиенические понятия о гигиене одежды, обуви, кожи;
  3. Воспитательная - воспитывать гигиенические навыки учащихся.

Тип урока - комбинированный

Эпиграф (на доске) "Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своем здоровье только в том случае, когда начинаем терять его, когда уже "поломан механизм" и нужно думать о починке". К.М. Быков

Формы работы на уроке - групповая, индивидуальная, работа в парах.

Методы - самостоятельная работа, словесно-наглядно практическая работа.

Приемы - сравнение, обобщение, анализ.

Оборудование:

  • Таблица "Кожа";
  • Рельефная таблица "Кожа человека";
  • Бумажные салфетки, блюдца с водой, лезвие безопасной бритвы, мыло;
  • Коллекция "Лен и продукты его переработки", "Хлопок";

Оформление доски - средства по уходу за волосами, кремы для сухой, нормальной и жирной кожи, санбюллетень с информацией по уходу за волосами, кожей лица, рук, ног и рецепты народной косметологии

Подготовительная часть - индивидуальные задания сообщения.

Этапы урока.

I. Организационный этап.

  • Приветствие;
  • Определение отсутствующих;
  • Проверка готовности к уроку;
  • Организация внимания.

Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о правилах личной гигиены. Как вы думаете, надо ли говорить о здоровье молодым юношам и девушкам, которые здоровы?(ответы детей). Чаще всего люди проявляют интерес к своему здоровью тогда, когда у них что-нибудь заболит. Не зря говорят: "Что имеем - не храним, потерявши - плачим". Нельзя сохранить здоровье не выполняя правил личной гигиены! Давайте сегодня посмотрим на надоевшие всем наставленья несколько иным взглядом.

II. Изучение нового материала.

Сообщения учащихся.

1. Уход за кожей. (Что такое красота? Правила ухода за кожей.)

Опыт 1: "Определение типа кожи"

Оборудование - бумажная салфетка

Одному учащемуся закрывают лицо салфеткои и промокают лоб, виски, нос, щеки, подбородок. Салфетку разворачивают и арссматривают отпечаток лица. На участках, соприкосавшихся с жирной кожей остаются следы.

Опыт 2. "Выяснение роли кожного сала и моющих свойств мыла"

Оборудование - лезвие безопасной бритвы, блюдце с водой, мыло, салфетка.

Цель: доказать, что кожный жир не смачивается водой, а поэтому мытье без мыла недостаточно эффективно.

Ход опыта: лезвие моют мылом, кладут на поверхность воды в блюдце, лезвие тонет. После этого его достают из воды, вытирают трут пальцами, чтобы смазать кожным салом, затем лезвие снова кладут на поверхность воды, благодаря кожному салу его поверхность не смачивается. Вынимаем лезвие, намыливаем его, снова опускаем в воду - оно тонет. Мыло отделяет кожное сало от металла.

Учитель: Итак, мы с вами определили свой тип кожи.

4. "Профилактика кожных заболеваний" (Чесотка, дерматомикозы - грибковые заболевания кожи)

Учитель: Профилактика кожных заболеваний - это предде всего выполнение всех гигиенических правил по уходу за кожей, волосами, ногтями, осторожность в игре с беспризорными животными, поддержание чистоты в школе, в классе и дома. Пренебрежительное отношение к этим правилам создает благоприятные условия для размножения микробов.

3. "Модные идеи - пирсинг" (брови, нос, губы, соски, пупки, гениталии)

Учитель: Пирсинг - настоящее увлечение для молодежи, но делая пирсинг вы рискуете своим здоровьем. Это нетолько легкая косметическая процедура, это нарушение целостности кожного покрова.

4. "Фруктовые хиты на службе красоты" (виноград - удаляет отмершие клетки, ускоряет восстановление кожи, манго - богато витаминами А, В, и С , кальцием, железом, препятствует старению кожи благодаря аминокислотам и ферментам делает кожу нежной и шелковистой, цитрусовые - содержат витамин С - витамин красоты, который помогает преодолеть стресс, усталость, увлажняет кожу, яблоки - очищает, увлажняет кожу и обладают противовосполительными свойствами)

Рецепт витаминной увлажняющей маски для нормальной и смешанной кожи

Морковный, лимонный, огуречный сок по одной столовой ложке тщательно перемешать с одной столовой ложкой крахмала. Полученную массу нанести толстым слоем на лицо, оставить до полного высыхания, затем смыть прохладной водой.

Учитель: Спасибо за рецепт

5. "Уход за волосами и ногтями рук и ног"

  • Волосы требуют постоянного ухода. Их рекомендуют мыть каждые 5 - 6 дней.
  • У каждого должна быть индивидуальная расческа.
  • Девочкам не рекомендуется стягивать волосы, т.к. это способствует их выпадению.
  •  Ногти рекомендуется коротко стричь.
  • Каждый должен иметь индивыдуальное полотенце для лица, рук, ног.
  • Постельное белье менять через 10 дней.
  • Ежедневное мытье ног.

Если вам пришлось много ходить или стоять побалуйте ноги ванночками, которые предлагают косметические фирмы, но можно справиться и собственными силами. Усталые ноги оживит крапива, подорожник, мать-и-мачеха, мята, череда. После ванны смажьте ноги кремом, кожа станет эластичной

6. "Гигиенические требования к покрою одежды"

  • Одежда не должна быть слишком длинной и тесной, т.к. она затрудняет движение и препятствует нормальному течению жизненных функций организма.
  • Необходимо учитывать возрастные размеры и пропорции тела.
  • Одежда должна соответствовать времени года, должна быть воздухопроницаемой, хорошо впитывать пот.

7. "Гигиенические требования к нижнему белью"

  1. Не рекомендуется белье из синтетических волокон.
  2. Белье не рекомендуют крахмалить.
  3. Белье должно быть мягким и эластичным из хлопка или вискозы (демонстрация коллекции "Хлопок").
  4. Белье необходимо хорошо прополаскивать после стирки и гладить горячим утюгом для дизинфекции.

Учитель: В последнее время наблюдается льняной бум. Лен естественный кондиционер. У него потрясающая способность дышать. Одежда из льна мало пачкается, не ворсится, впитывает влагу, быстро высыхает. Японские медики определили, что льняная одежда лечит. У людей, прикованных к постели не бывает пролежней, если они лежат на льнянных простынях. Если носить льняную одежду - проходят кожные болезни - потница, экзема. Ткань из хлопка прочная, удобная, поглощает влагу. Демонстрация коллекции "Лен и продукты его переработки"

8. "Гигиенические требования к обуви"

  • Обувь не должна быть тесной, слишком свободная обувь тоже вредна.
  • Носок обуви должен быть свободным, а каблук - широким.
  • Обувь ежедневно нужно просушивать, проветривать и чистить.
  • Наилучшим материалом для обуви является кожа.

III. Закрепление материала:

Учитель: Спасибо всем за столь интересные сообщения. Мы узнали много интересного, полезного и нужного. А сейчас для проверки ваших знаний, я предлагаю ответить на вопросы. Некоторые из высказываний "правда", а некоторые "ложь".

  • Выдавливание прыщей поможет быстрее избавиться от них (ложь)
  • Шоколад и жирная пища являются причиной прыщей (правда)
  • Стрессы могут привести к появлению прыщей (правда)
  • Только подростки страдают от прыщей (ложь)
  • Использование косметических средств может привести к появлению прыщей (ложь)
  • С прыщами невозможно бороться (ложь)

Ответы.

  • Это может привести к распространению инфекции.
  • Диета очень важна не только для состояния кожи, но и для общего здоровь и общего самочувствия
  • Стресс может привести к ухудшению состояния кожи.
  • Прыщи появляются у людей в возрасте от 10 до 30 лет, хотя подростки страдают ими чаще. Именно поэтому им следует пользоваться специальными средствами поуходу за кожей.
  • Косметические средства необходимо выбирать те, которые не блокируют поры. Молодой коже в период полового созревания лучше оставаться открытой. Если вы пользуетесь косметикой, то после нее тщательно очищайте кожу.
  • Ежедневно очищайте кожу лосьеном или гелем.

 Учитель: Молодцы! У меня есть еще несколько вопросов.

  • Какова общая площадь кожного покрова у взрослого человека? (2 м2)
  • Как называется верхний слой кожи? (эпидермис)
  • Что помогает коже противостоять растяжению, давлению, разрыву? (упругость)
  • Что выделяется вместе с потом? (вода, соли)
  • Каких нервных окончаний на коже больше: болевых, холодовых, тепловых (болевых)
  • Как называется восполение и покраснение кожи? (дерматит)

IV. Рефлексно-оценочный (заключительный: обобщение и подведение итогов):

Учитель: Наш урок подходит к концу, пришло время подвести итоги.

Оценка учителя - ребята, подготовившие сообщения к уроку получают "5"

Оценка урока учащимися - Что понравилось на уроке? Почему?

  • Что не понравилось? Почему?
  • Удивил ли вас урок?
  • Надо ли вам еще работать над этой темой?

Ответы.

V. Дифференцированное задание с учетом интересов, склонностей и желаний учащихся:

  • Приготовить на выбор: Кроссворд по теме "Кожа"
  • Составить памятки по гигиене кожи, одежды, волос, ногтей:

Учитель: закончить наш урок мне хочется высказыванием с глубоким смыслом:

Кожа - зеркало организма!

Давайте же следить за своей кожей и не забывать о гигиене! Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ. До свидания!

Литература.

  • Антропова М.В., Хрипкова А.Г., Фарбер Д.А. "Возрастная физиология и школьная гигиена", Москва, Просвещение 1990 г.
  • Журнал "Биология в школе" №7 2005 г. статтья "Основы здорового образа жизни" О.С. Кабаян, срт 35-38
  • Руденко Е.П. "Знаешь ли ты себя" г. Астрахань изд. Волга 1963 г.
  • Тестовые задания по биологии И.А. Степанов Москва, Просвещение 1999 г.