"Люблю я целый мир…"

Разделы: Социальная педагогика


Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? -
Тебя, родной аул и бедный наш народ.
К.Л.Хетагуров. ("Не верь, что я забыл родные горы...").

Одна из ярких примет нашей сегодняшней жизни - нарастающий массовый интерес к истории Отечества. В последнее время все чаще стало употребляться прекрасное и мудрое словосочетание: воспитание историей. Воспитание патриотической любви к Родине немыслимо без знания ее прошлого, и потому историческое образование становится сегодня одной из важнейших задач педагогики. К сожалению, многие публикации на исторические темы в газетах и журналах в последнее время вызывают резкое недовольство широкой общественности некомпетентностью и тенденциозностью. Не утруждая себя доказательствами, многие авторы смотрят на действительность сквозь призму поставленной задачи, излагают исторические факты и характеризуют деятельность исторических личностей, основываясь на мнениях и домыслах отдельных лиц. Увы, сожаление вызывает и тот факт, что иногда озабоченность наша по поводу тех или иных проблем развития национальной культуры или родного языка оценивается зачастую как проявление национализма

Актуальность данной работы заключается в том, что на современном этапе развития зачастую теме национального воспитания и патриотизма уделяется очень мало внимания, поэтому многие ученики не только не знают традиции и обычаи других наций и народностей, а порой даже не имеют малейшего представления про традиции и обычаи своего народа. А так как в нашей школе учатся дети разных национальностей (азербайджанцы, казахи, лезгины, осетины, русские, украинцы, армяне), то между ними часто возникают стычки, которые являются причиной неприязни между учениками

Поэтому я призываю своих коллег, чтобы они старались изучать обычаи и традиции не только своей нации, но и других наций, так как человек, глубоко знающий свою историю, традиции и обычаи своего народа будет с уважением и любовью относиться к истории других народов.

Никакой народ не имеет писаного свода всех своих национальных обычаев и традиций. Имеются отдельные описания. Обычаи и традиции - в национальном характере народа, в чертах его психологии. Хотя они возникают на основе общественных привычек, но, утвердившись, уже сами зачастую предопределяют индивидуальные привычки, а также определённые художественные вкусы, наклонности и правила поведения людей, которые получают общественное признание. Наиболее ярко отражаются черты национального характера в семейно-бытовых обычаях и традициях художественной культуры. Поведение людей, способ их мышления находят своё воплощение в празднествах, в исполнении обрядов, в танцах, в мелодиях и напевах, в литературных образах. Сколько темперамента и огня, сколько экспрессии в круговом осетинском танце! Разве это не говорит исследователю национального характера о темпераменте, стремительности, решительности осетин?

Национальные черты психологии, таким образом, проявляются в особенностях характера, темперамента, в традициях, обычаях и вкусах людей, но они существуют не в каком-то особом виде, отдельно от национальной психологии, а вместе с ней.

Человек не рождается с традициями. Он воспринимает их от старшего поколения, от отцов и матерей, сестёр и братьев. Среди национальных обычаев и традиций немало таких, исходным материалом для возникновения которых послужили нравственные мотивы.

Обычаи и традиции являются составной частью исторически сложившейся культуры того или иного народа. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества: взаимоотношения людей, отношения человека к обществу, к труду, к семье, к другим народам и т.д. Участвуя в формировании мыслей и чувств людей, зачастую являясь побудительными мотивами действий, обычаи и традиции как бы аккумулируют жизненный опыт предшествующих поколений. В своём же внешнем выражении развитие общественного сознания прослеживается как процесс смены одних традиций другими.

Процесс формирования обычаев и традиций идёт по восходящей: от простейших элементов социальной психологии к общественным привычкам людей, а затем и к конкретным обычаям и традициям. При этом традиции, отличие от обычаев, обладают большей устойчивостью, они охватывают своим действием большие масштабы общественных отношений, со временем распространяясь на нации, народы.

В подтверждение этой мысли приведём несколько примеров. Горцы всегда отличались радушием, гостеприимством. Даже самый бедный осетин считал своим долгом пригласить путника на ночлег, оказать ему необходимые почести. Ему отводили лучшую комнату, в его честь резали последнего барашка или курицу. "Гость - посланец бога", - говорили осетины. В прошлом в небольших городах, тем более в аулах не было гостиниц, столовых, путник нуждался в ночлеге, в отдыхе, и он был вынужден обращаться за помощью. Приюти его, прояви к нему своё расположение и можешь быть уверен, что в нужный момент тебе оплатят тем же. Так, на основе взаимного сотрудничества, взаимной заинтересованности родились замечательные традиции гостеприимства горцев. Гостеприимство - одна из важнейших народных традиций. В осетинском обществе не пользовались уважением семья, порог которой редко переступали гости. Это считалось дурным предзнаменованием, как кара небесных сил. Укреплению этого мнения во многом способствовало и утвердившееся в сознании людей убеждение: материальный ущерб, который нанесёт гость своим визитом, в многократном размере будет возмещён семье Богом благодаря молитвам гостя.

Убеждение, что гость приносит с собой счастье и благополучие семье, утвердилось в массовом сознании. Хозяева считали прямым своим долгом оберегать его от всяческих невзгод и неприятностей и даже, если случалось надобность, не задумываясь, жертвовали своей жизнью за него. Брать какую-нибудь мзду с гостя или странника за предоставляемую ему пищу и кров считалось верхом неприличия. И даже в том случае, если бы сам гость вздумал навязать хозяевам за себя плату, последнее непременно сочли бы это за личное оскорбление. Эти порядки со всей первоначальной строгостью соблюдаются и по настоящее время.

К приёму гостя каждая семья практически была заранее готова. Для этих целей хозяйка откладывала лучшую часть из имевшегося запаса зерна, сыра, мяса и других продуктов.

В целом для общества был характерен трезвый образ жизни, отсутствовала тяга к спиртному.

Лучшие качества народа должны развиваться и умножаться в новых условиях современности. Трудно заслужить признание и быть достойным его, потерять его куда легче.

Остаётся сожалеть, что манерам поведения за столом в наши дни не учат не только в школах, но и часто и в семьях. Между тем знать и прививать молодым национальную житейскую систему взглядов и норм поведения - дело первостепенной важности.

Традиции гостеприимства, унаследованные от прошлых поколений, хранились и получили дальнейшее развитие в наши дни. Они присущи не только осетинам, кабардинцам, чеченцам, ингушам, балкарцам, аварцам, кумыкам, но и многим другим народам. Как видим, по широте охвата народных масс гостеприимство - типичная народная традиция. Однако в качестве элементов она включает в себя отдельные, характерные только для данной местности обычаи. В Осетии существует обычай подносить гостю, покидающему дом хозяина, прощальный бокал вина, прежде чем он переступит рог.

Побывавший в Осетии, Кабарде, Дагестане и Чечено-Ингушетии в первой половине XIX русский путешественник В.Бурьянов писал: "...у этих народов очень много хорошего. Они имеют чрезвычайное уважение к старости, совет опытного старца всегда имеет большое влияние на молодёжь, а гостеприимство у них считается первой добродетелью...".

Осетинскому народу, как и всем народам, присущи храбрость и отвага, породившие замечательные традиции воинской славы и чести. Небольшой по численности осетинский народ в силу своеобразных исторических условий развития постепенно воспитывал в прошлом подрастающее поколение в духе воинственности, беззаветной храбрости и отваги.

Провожая сына в военный поход или на службу в армию, осетинка-мать напутствовала его: "Лучше смерть, чем позор". История сохранила много фактов, когда воины-осетины, сражаясь в составе русской армии, покрыли знамена своих полков неувядаемой славой. Всё дело в живительной силе российского патриотизма, обновившей замечательные народные традиции.

О степени воспитанности человека в осетинском обществе принято было судить, прежде всего, по его отношению к старшим; воспитанный человек относился к ним с большим уважением и предупредительностью. При этом высокое уважение к старшему, выражалось независимо от его социального положения, национальной принадлежности. Высказанное дореволюционным автором С.Фарваровским мнение о том, что осетины - самый этикетный народ, не лишено основания.

Нормы поведения людей по отношению к старшему свидетельствуют о высоком уровне массовой культуры народа. Как показала жизненная практика, любовь и уважение детей к отцам, к человеку старшего поколения является одной из лучших этикетных норм осетинского народа. Младший обязан оказывать старшему уважение, внимание и помощь. Самые почётные места за столом, самые почётные части мяса - старшим, прежде всего, за их здоровье поднимали тосты. Со своей стороны и старший по отношению к молодым должен был вести себя в высшей степени корректно, тактично, не злоупотреблять своим положением старшего. Умудрённый опытом старший хорошо понимал свои права и обязанности, соблюдаемые вековой традицией, старался соответствовать им, прилагал усилия, чтобы преждевременно не одряхлеть, держаться на уровне, быть опрятным и подтянутым. Отношения старшего к младшему, и наоборот, младшего к старшему регламентировались обычным правом, которое обе стороны соблюдали весьма строго. Больше всего осетин дорожил честью и человеческим достоинством. Он чувствовал большую ответственность за других, строго придерживался правила: один за всех, все за одного, считая себя в ответе за каждого члена рода. В осетине сильно развито чувство общинной солидарности. Осетин по своей природе скромен. Недопустимым считалось явиться в гости без приглашения. По этому поводу сохранилась интересная поговорка: "Не желудок должен руководить поведением человека за столом, а его рассудок".

Стоило немалых усилий, чтобы осетина, даже когда он был очень голоден, уговорить сесть за стол. А когда он садился, ел мало, чинно, причём сам процесс еды и для хозяина и для гостя служил лишь дополнение к разговору. Осетин никогда не съедал за столом всё, что ему подавалось. Независимо от количества поданной пищи, он обязательно оставлял часть, которая называлась фынгиссагггаг, то есть доля, полагающаяся тому, кто убирал со стола.Ещё большим позором, чем обжорство, считалось невоздержанность в питье. Осетины за трапезой употребляли спиртные напитки, но знали меру. Нарушение застольного этикета строго осуждалось.

Большим пороком в обществе считалась трусость, где бы и в чём она проявлялась. Своим недостойным поведением трус нарушал дружбу и товарищескую солидарность. Поэтому проявленную на войне трусость справедливо расценивали как предательство. Трусливый человек покрывал позором себя и весь свой род. Человека, проявившего трусость на войне, в осетинском обществе бойкотировали и презирали. О человеке, проявившем трусость, народ складывал позорящую его имя песню и, наоборот, о человеке, совершившем героический поступок или погибшем в неравной борьбе смертью храбрых, складывали песню, которая увековечивала добрую память о нём в народе.

В настоящее время, когда наше общество повернулось лицом к национальной культуре, возрождение к жизни выдержавших испытание времен норм поведения, связанных с уважением к старшему по возрасту, - дело первостепенной важности.

Наиболее престижной едой в ритуальном контексте и повседневном быту осетин до сих пор остаются пироги из пшеничной муки с начинкой из сыра и отварное мясо жертвенного животного, обычно барана или быка, а из напитков - пиво и арака. Подчёркивая главенствующую роль пирогов в комплексе ритуального угощения, подчеркнём, что они являются основной едой на осетинском застолье.

Традиционная форма пирогов - круглая (чъири), а в ряде случаев, связанных

с ритуальной практикой - треугольная (аертаэдзыхон). Круг - символ "земли", "высшего совершенства", "бесконечности" и "законченности". Треугольник - "плодоносящая силу земли, "обеспеченность", "физическая стабильность" и "преемственность". Следовательно, геометрические формы жертвенной пищи были не случайными. К сказанному остаётся добавить, что тесто для пирогов готовят только из пшеничной муки, которая в быту и фольклоре осетин была издавна наделе сакральными качествами. Любопытны и материалы языкознания. Название пшеницы по-осетински "мгенагу", что в дословном переводе означает "мой злак". Выпекают обычно

три вертикально расположенных пирога. Число три связано с тремя важнейшими категориями жизни: "хуыцау" (бог), "хур" (солнце) и "загхх" (земля). После того, как всё необходимые элементы ритуального застолья приготовлены и разложены на стол перед старшим, он чуть раздвигает верхний и средний пироги и с посвятительной речью обращается к небесным патронам.

В случае траурной трапезы пироги подают чётными числами, причём основным является число два, в отличие от первого варианта, отсутствует средний пирог, символизирующий "солнце", а символы "земли" и "бога" остаются неизменными.

Воспитанию младшего поколения осетины придавали большое значение; кроме родителей в нём участвовали все члены семьи, рода, аула. Строгие правила горской этики требовали от детей безусловного слушания родителям. Нередко этого добивались жёсткими мерами, обнажавшие суровые нравы горского домостроя.

Народная педагогика требовала, чтобы родители с малых лет прививали детям знание бытового этикета, вырабатывали в них трудовые навыки, чувства совестливости и уважения к обычаям народа, любовь к родному аулу, краю, корректное отношение к женщинам, старцам. При этом особо ценилась сила личного примера родителей и вообще старших.

Отношения между родителями и детьми были преувеличенно сдержанными, о чём К.Хетагуров писал: "Если мать занята и не может покормить и унять своего ребёнка, то представляется всем, кому угодно, возиться с ним, покачать колыбель, подержать малютку на руках. Лишает этого права осетинский этикет только отца малютки. Только в самом тесном кругу (жены и детей), или с глазу на глаз позволительно отцу давать волю своим чувствам и понянчить, приласкать детей".

В семьях крестьян точно определены обязанности детей, форма их участия в трудовом процессе. Воспитанием младших детей занимались преимущественно женщины, хотя это не исключало и участия мужчин. С 10-12 лет воспитание мальчиков переходило в руки мужчин. С этого возраста они вместе с отцами и старшими братьями участвовали в полевых работах, на заготовке дров, пасли скот. Мальчики учились сидеть в седле, владеть оружием, запрягать быков в арбы.

Обязательным в воспитании было приобщение подрастающего поколения к культуре, истории народа. С раннего возраста в кругу семьи, дети слушали песни, сказки, сказания, постепенно впитывая обычаи и традиции своего народа, проникаясь уважением к культуре других народов. Со многими житейскими правилами, народными обычаями дети знакомились во время приёма гостей. Незнание народных обычаев и неуважение к старикам в особенности давали повод составлять о таком юноше весьма плохую репутацию.

Большое воспитательное значение имели различные игры и состязания. Они закаляли ребёнка с малых лет, готовили его к жизни, воспитывали сильных, ловких, выносливых юношей. Старшие придавали большое значение нравственному воспитанию мальчиков, в основу которого было положено уважительное отношение к женщине, к лицам старшего возраста.

Девочек готовили к роли будущих невест, жён, матерей, хозяек. К ним предъявляли более строгие требования, нежели к однолеткам-мальчикам. Игры девочек включали множество упражнений в танцах. Их обучали умению шить и готовить. С 7-8 лет девочка ухаживала за грудными детьми в своей семье, в 8-10 лет носила воду с реки, к 13-15 годам девочка владела всем навыками ведения домашнего хозяйства.

Народная осетинская педагогика ставила целью воспитание у подрастающего поколения нравственных достоинств и трудовых навыков, он должны были усвоить предшествующий опыт и знания своего народа.

Безусловно, к наследию прошлого необходимо критическое и вдумчивое отношение. Однако критика должна быть разумной, конструктивной, чтобы мы смогли сохранить лучшие традиционные нормы поведения предков и передать их грядущим поколениям. Очень многое из духовного наследия осетинского народа не только не устарело, но наоборот, вполне отвечает требованиям сегодняшнего дня, актуально и в какой-то степени даже спасительно для общества. Только при условии бережного отношения к наследию предков мы сохраним свое лицо, национальную гордость, заслужим большее уважение среди других народов, займём подобающее место в ряду цивилизованных наций.

Знание истории народа, родного края, языка, старых добрых обычаев предков возвышает человека, внушает веру и силу, делает его сильнее умом, твёрже характером. История воспитывает чувство национальной гордости. Но прошлое не только источник гордости и силы, средство познания исторического опыта, но и стимул для движения вперёд. История цементирует связь поколений, является могучим средством гражданского воспитания.

Обычаи, обряды, традиции, нравственные ценности любого народа - это золотой фонд, его общее духовное достояние, которое является предметом гордости.

Человек, который с уважением и любовью относится к обычаям и традициям своего народа, будет также уважать обычаи и традиции тех людей, с которыми ему приходится ежедневно сталкиваться в своей повседневной жизни. И на мой твёрдый взгляд, человек, уважающий обычаи и традиции своего его народа не сможет пренебрежительно относиться к традициям и обычаям других народов. А, это, в свою очередь, вызовет толерантное (терпеливое) отношение, которое в настоящее время находится в зачаточном состоянии и вызывает те множественные негативные последствия, которыми так "богата" наша сегодняшняя действительность.

Поэтому я призываю людей, будьте очень терпеливым к своим товарищам, даже если они являются представителями других национальностей, другого вероисповедания. Этому нас учили наши далёкие предки.

Библиография.

1. Батыров У.А. Гордость Осетии. - М.: Издательский дом "Мегапир", 2005.

2. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времён до наших дней. В 2-х т. - Т. I. - 2-е изд., перераб. и доп. - Орджоникидзе. "ИР", 1987.

3. Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. XII. - Дзауджыкау, 1948.

4. Дзанайты Х.Г. Национальная доктрина Алании. - Владикавказ: Ири-стон, 2001.

5. Калоев Б.А. М.М.Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. - М.: Издательство "НАУКА", 1979.

6. Козаев П.К. Аланы-арии: Происхождение и древнейший период истории. - Владикавказ: Проект-Пресс, 2000.

7. Литературная Осетия № 74. 89-90 гг. - Орджоникидзе: "ИР", 1990.

8. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. /Сост. Чибиров Л.А.-Цхинвали.: Ирыстон, 1987.

9. Проблемы этнографии Осетии. Коллектив авторов. Вып. 2. - Владикавказ, 1992.

10.Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. /Под ред. канд. философ, наук Х.К.Цаллаева. - Орджоникидзе: "Ир". 1968.

11.Челохсаты К. Осетия и Осетины. - Владикавказ: Ассоциация творческой и научной интеллигенции. "ИР", 1994.

12.Чибиров Л.А. Осетинский аул и его традиции. Вступительная статья и общ. ред. Н.М.Ардасенова. - Владикавказ, Ир, 1995.