Интегрированный урок (русский язык + природоведение). Слово - имея собственное. Заглавная буква в кличках животных

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Предмет: Интегрированный урок по русскому языку и природоведению.

Система: Традиционная.

Класс: 1 (1 - 4)

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технология: Личностно-ориентированного обучения.

Общедидактическая цель урока:

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применении знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную, парную и групповую формы организации познавательной деятельности.

Триединая дидактическая цель:

1. Образовательные:

  • создать условия для формирования понятия слово - имя собственное.
  • создать условия для формирования умения находить в предложении собственное имя животного.

2. Развивающие:

  • создать условия для развития мышления, обогащения словарного запаса.

3. Воспитательные:

  • создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать своих одноклассников.

Методы обучения:

1. Частично-поисковый

2. Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности

1. Фронтальная

2. Парная

3. Групповая

4. Индивидуальная

Средства обучения :

1. Руднянская Е.Н. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах, Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Учебник Русский язык (2 ч.), Волина В.В. "Учимся играя",

2. Дидактический материал на доске, раздаточный материал на парте.

ХОД УРОКА

_. Организационный момент

 

 

 

 

 

 

Работа в парах, затем 1 уч-ся читает вслух, остальные следят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__. Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___. Минутка чистописания

 

 

 

 

 

 

IV. Физ. минутка

 

 

 

 

 

V. Актуализация новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Индивидуальная работа. Закрепление новых знаний

 

 

 

IX. Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X. Итог урока

Урок начнем мы этот
С улыбки на лице,
Успехов пожелаем
Друг другу и себе.

- Урок русского языка. Сегодня встретится много интересных заданий и чтобы их выполнить, надо быть очень внимательными, работать дружно и активно.

- Русский язык красив и разнообразен, богат пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. И чем богат словарный запас, тем грамотнее человек.

Я предлагаю поиграть в игру:

"Фразеологический зверинец".

- Доскажите словечко.

Голоден как _______

Хитёр как__________

Труслив как__________

Здоров как________

Нем как___________

- Когда так говорят?

- Как вы догадались, наш урок посвящён представителям животного мира.

- Какие пословицы, поговорки вы знаете о животных?

  • Волка ноги кормят.
  • Цыплят по осени считают.
  • Собака лает - ветер носит.
  • Пуганая ворона куста боится.

1.

Что за зверь лесной:
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (заяц)

2.

Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд
А зимой сосёт он лапу? (медведь)

3.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
А зовут её : (лисица)

4.

Спереди двора стоит копна:
Спереди вилы, сзади метла (корова)

5. Кто имеет гребень, но не причёсывается? (петух)

На доске: П .тух, м. дведь, к . рова, л . сица, за . ц

(е, е, о, и, я,)

- Вставьте пропущенные буквы.

- Что о них можно сказать? (гласные, безударные, непроверяемые ударением, написание, которых надо запомнить.

- Найдите среди слов, слово, где звуков меньше, чем букв.

(медведь-7б., 6зв.)

- Докажите.

- Назовите слова, где звуков < букв

- Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

(заяц- 4б, 5зв.)

- Почему, объясните?

- Приведите свои примеры.

- Какие буквы обозначают два звука?

- В каких случаях эти буквы будут иметь два звука? (е, ё, ю, я)

1. после гласных

2. в начале слова

3. после ь и ъ знака .

- Подберите слова.

- Что общего в этих словах? (Представители животного мира.)

Знакомство с новым словом:

- Расшифруйте слово: бакасо, собака

- Запишите слово. Придумайте предложение.

- На какие группы можно разделить изученных нами животных? (Дикие и домашние)

- Дайте определение этим группам.

Домашние животные живут рядом с человеком, за ними ухаживает человек.

Дикие животные сами заботятся о себе (строят жилище, добывают пищу)

(Ж, ж)учка, (Б, б)урёнка, рыжая, (р,Р)яба, (м,М)урка ?

- Прочитайте слова и скажите, какое слово лишнее и почему?

(Отвечают на вопрос кто? слова - предметы, это клички животных, лишнее - какой? - слово "рыжая" - признак предмета.)

- Что такое кличка животного? (Собственное имя животного.)

Вывод: Собственные имена пишем с заглавной буквы.

(ф.и.о., назв. городов, рек, клички животных и т. д.)

- Выпишите только первую букву кличек животных.

Подумайте, какую букву напишите в кличках животных.

- Приготовьте наши руки
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики (Гимнастика для рук)

- Какие буквы вы будете писать?

(Заглавные: Ж Б Р М)

- Найдите самую красивую букву.

На доске: Тема урока: Собственное имя. Клички животных.

- Какие орфограммы увидели в названии темы урока? (сочетания: чк, жи)

(Козочка, горочка, кочка, почка, звёздочка, булочка, строчка, точка, жильё, машина, рыжий, тишина, пружина и т. д. :)

- Мы продолжим изучение заглавной буквы в словах.

- Сначала вспомним, что мы уже знаем о большой букве.

- Какой группе животных можно дать кличку? (домашним жив.)

На доске:

Дом охраняет собака.

Собака (д, Д) ружок охраняет дом.

- Что написано на доске? (Предложения повествовательные.)

- Что общего в этих предложениях?

(В предложениях говорится о собаке.)

- Какое различие можете назвать в этих предложениях?

( в 1 пр.- говорится просто о собаке, а во 2-м - о собаке, которую зовут Дружок.

- Что такое Дружок? (Дружок - кличка собаки.)

- Как вы понимаете "кличка"? ( Кличка - это имя животного)

- Если это имя, то как будем писать?

- Запишите второе предложение. Раскройте скобки.

-Почему слово "собака" записано по-разному?

(В 1-ом пр.- название животного, а во 2-ом пр. - начало

предложения)

(Клички животных пишутся всегда с большой буквы.)

Физ. минутка.

- Я буду читать стих-е, если вы услышите кличку животного, то поднимите руки, а если слово - название животных - руки вниз

кошка Маришка, котёнок Тишка,

щенок Дружок, цыплёнок Пушок,

корова Бурёнка, коза Найдёнка

петух Крикун, козёл Бодун

красивая синичка

-Как напишешь клички?

Проверка памяти.

-Кто назовёт животных?

-Кто вспомнит клички животных ?

- Соедините клички рядом с названием животных?

корова - Розка

лошадь - Жучка

баран - Бурёнка

собака - Ночка

коза - Буян

- Почему слова правого столбика записаны с заглавной буквы?

- Подчеркните первую букву в кличках животных.

Какую орфограмму вы подчеркнули?

Проверка.

Повторение правила.

- Найдите кличку животного. Замените, где нужно строчную букву на заглавную.

Псу шарику подарили шарик.

Котёнок пушок поймал пушок.

Жеребёнок ветер мчался, как ветер.

Проверка.

Работа в группах. "Зоркий глаз"

Сосчитать животных глазами.

- На какие две группы разделили животных?

- Каким животным вы дадите кличку?

Итог урока:

- Чему мы учились на уроке?

- Как будете писать клички животных?

Рефлексия.

- Кому понравилось работать на уроке?

Настрой на успешный урок.

 

 

Подготовка к основному этапу урока

 

 

 

Устно

 

 

 

 

 

 

Дети называют свои пословицы, поговорки, подготовленные заранее.

 

 

 

 

 

Учитель читает загадки о животных, дети отгадывают и называют представителей животного мира.

Дети показывают безударные гласные непроверяемые ударением (веер букв)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новым словом

 

 

Дети дают определение представителям животного мира.

 

 

 

Усвоение новых знаний и способов действий.

Проблемная ситуация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Открывается тема урока)

Дети называют слова на правило.

 

 

 

На доске

 

 

 

 

 

Самооценка

Работа по учебнику

правило проговаривается хором

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске картинки с изображением животных.

Дети называют животных и вспоминают его кличку.

 

 

Работа в парах

(на столе карточки)

 

 

 

 

 

 

Работа по карточкам

На доске

текст: дети объясняют значение слова, учитель исправляет букву.

На доске (образец),

на парте  карточки для работы в парах