Мастер-класс. Урок биологии в 11-м классе по теме "Положение человека в системе животного мира. Эволюция гоминид"

Разделы: Биология


Цель: сформировать знания о происхождении и эволюции человека в результате развития животного мира на Земле.

Задачи.

  • Образовательные: познакомить со взглядами некоторых ученых на эту глобальную проблему; показать место человека в системе животного мира; сформировать представления учащихся о далеких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания; создать условия для осознанного применения знаний.
  • Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.
  • Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки групповой работы.

Тип урока: урок новых знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Пояснительная записка. Этот урок является логическим продолжением темы "Развитие жизни на Земле", имеет исключительно важное мировоззренческое значение. Необходимо показать развитие взглядов некоторых ученых на проблему происхождения человека на определенном этапе развития животного мира. Урок включает в себя методы ИКТ и технологии развития критического мышления; групповую и фронтальную работу учащихся. Итогом урока стала защита каждой группой своих творческих работ. Все схемы и иллюстрации проецировались на экран и интерактивную доску.

Ход урока

Эпиграфом к уроку являются слова Л.Н.Толстого: "Старайся дать уму как можно больше пищи".

Этот эпиграф нацеливает учащихся на серьезную интеллектуальную деятельность на уроке.

Организационный момент. Учащиеся дифференцированно разбиваются на 4 группы. Озвучивается тема урока; определяются цель и задачи урока; нацеливание на серьезную работу; правила работы по оценочному листу.

Изучение нового материала.

А \ Человек вместе со всем живым на Земле прошел долгий путь эволюции. Вспомните, что означает понятие "эволюция"? \ можно прочитать свои синквейны\. Что является результатом эволюции? \ ответы учащихся \. И на определенном этапе эволюции животного мира появился человек \ на доске схема эволюции животного мира \.

<Презентация. Рисунок 1>

Вопрос о происхождении человека - очень интересный и одновременно весьма сложный; можно сказать, что это глобальная проблема человечества. А что вам известно о происхождении человека? Я попрошу вас на бумаге написать заголовок "Происхождение человека" - это название вашего будущего кластера, отметьте на нем опорные понятия, какие вы уже знаете по этой теме. А по ходу урока вы будете его дополнять, но уже другим цветом, и в конце урока представите нам свои творческие работы.

Итак, вопросами, связанными с происхождением и эволюционным развитием человека, занимается наука антропология (от греч. "антропос" - "человек" и "логос" - "учение"). Толчком к возникновению этой науки послужила теория Ч.Дарвина о происхождении человека от животных. Справедливости ради надо сказать, что Дарвин был далеко не первым, кто высказал подобное предположение. Идея эволюционного происхождения человека от животных зародилась еще в античности. Оспорить факт божественного сотворения людей рискнул, например, Анаксимандр из Милета (610-547 г.г. до н.э.). Он считал, что изначально Земля сплошь была покрыта жидким илом. Из него возникли животные и люди, похожие на рыб. Как только образовалась суша, люди покинули ил, и сходство с рыбами исчезло.

Аристотель не только причислил человека к животным, но и отметил, что одни животные более близки человеку, другие - менее. Подобные идеи поддерживали Демокрит и Эмпедокл.

Новая вспышка интереса к человеку возникла в эпоху Возрождения. Вопросами сходства человека и человекообразных обезьян в начале 16 века занимался Николай Тульп, положивший основу сравнительной анатомии.

В 18 веке естествоиспытатель и систематик живой природы Карл Линней, классифицируя животных, объединил в одну группу человека и человекообразных обезьян. Но и он не сомневался в божественном происхождении всего живого и его неизменности со времен создания.

Сторонниками эволюционного развития видов были знаменитые русские ученые: М.В.Ломоносов, видевший в окаменелостях доказательство того, что ранее Землю населяли иные животные, предки современных видов; А.Каверзнев, отвергавший божественное происхождение всего живого и утверждавший, что все виды произошли друг от друга. К.Рулье - основатель единственной додарвиновской эволюционной школы - подчеркивал родство человека с животными.

Большой вклад в развитие учения об эволюционном происхождении видов внесли французские естествоиспытатели Ж.Бюффон, Ж.Б.Ламарк и Э.Ж.Сент-Илер. Но настоящий прорыв в этом направлении связан с именем Ч.Дарвина.

В 1871 году Дарвин опубликовал сенсационный труд "Происхождение человека". Основной постулат этой книги заключался в том, что человек не занимает особого положения в природе, представляя высшее звено в цепи развития всего живого. Дарвин доказал, что человек и современные человекообразные обезьяны имеют общих вымерших предков. Дарвин попытался объяснить, как происходило превращение древней обезьяны в человека. Ученый особо подчеркнул важность перехода к хождению на двух ногах, считая, что прямохождение позволило древнему человеку освободить руки и создать орудия труда.

Б\ И на сегодняшний день остается спорным вопрос о том, где же появились пралюди, что побудило их встать с четверенек, слезть с дерева. Существует 2 гипотезы - гипотеза

"Великого охотника" и "Водяной обезьяны" \ рисунки на доске\.

<Презентация. Рисунок 2>

Гипотеза "Водяной обезьяны". Прагоминиды поднялись на ноги, чтобы заходить в воду и отыскивать на отмелях и мелководьях пищу.

<Презентация. Рисунок 3>

Гипотеза "Великого охотника". Пралюди в саванне поднялись с четверенек, чтобы дальше видеть поверх высокой травы, быстрее бегать и успешнее охотиться.

Сторонники каждой гипотезы приводят множество аргументов в свою пользу. А какую гипотезу вы выбираете? Отметьте это, пожалуйста, в своих кластерах.

В\ Человек - один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Давайте определим его систематическое положение. Вам задание - найдите соответствие между систематическими категориями и их определениями.

Царство. Тип. Класс. Отряд. Семейство. Род. Вид.

Человек, Люди, Приматы, Животные, Млекопитающие, Хордовые, Человек разумный.

\ на интерактивной доске 1 ученик выполняет это задание \.

Г\ Именно такое положение занимает человек в системе животного мира. И это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

Человек - представитель хордовых.

Осевой скелет -  хорда Трубчатое строение Ц.Н.С. Дыхательный аппарат

Внутренний скелет Замкнутая кровеносная система

Сходство человека с млекопитающими.

1. Живорождение.

2. Вскармливание потомства молоком.

3. Вынашивание плода в теле матери.

4. Постоянная температура тела.

<Презентация. Рисунок 4>

Человек, как представитель приматов.

  • Пятипалая конечность с подвижными пальцами.
  • Большой палец пртивопоставлен остальным пальцам руки.
  • Внешние особенности: короткое туловище и длинные ноги; строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины.
  • Особенности внутреннего строения органов и покровы тела.
  • Физиологические особенности: состав крови, структура ДНК, белковый обмен:

<Презентация. Рисунок 5>

И, конечно же, рудименты и атавизмы являются важнейшими доказательствами родства человека и животных.

АТАВИЗМЫ.

РУДИМЕНТЫ.

<Презентация. Рисунок 6>

Рудименты это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились - полностью или частично. К рудиментам относятся хвостовые позвонки, хвостовые и ушные мышцы, грубый и густой волосяной покров на теле, шейные ребра и др.

Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются случаи рождения хвостатых и волосатых людей. Появление признаков, свойственных нашим далеким предкам, называется атавизмом.

Все это, вместе взятое, указывает на несомненное родство человека и животных. Разумеется, - и это очевидно - между человеком и животными есть и принципиальные различия. Вопрос - какие вы можете назвать различия между человеком и животными?

\ идет обсуждение в группах, а потом дети по очереди отвечают\.

Но сомнений нет - обезьяны наши родственники. Но предки ли? Оказывается, нет! Современные человекообразные обезьяны имеют с нами общего предка. Но когда-то, очень давно, наши эволюционные пути разошлись. Люди стали развиваться параллельно с обезьянами, независимо друг от друга.

Д.\ Так кто же он, далекий предок? Итак, около 60-50 млн. лет назад от древнейших насекомоядных млекопитающих отделились полуобезьяны. От них произошли узконосые обезьяны Старого Света и широконосые американские обезьяны. Именно эта ветвь развития приматов и увенчалась возникновением человека.

Древние полуобезьяны дали начало плиопитекам, останки которых обнаружены в ряде стран Европы. Потомками плиопитеков стали современные гиббоны и ископаемые обезьяны дриопитеки, которые дали начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид - гориллы и шимпанзе - живут и сегодня, а от гоминид произошли рамапитеки, жившие 15-7 млн. лет назад. Рамапитеки, как считает современная наука, могли стать непосредственными предками австралопитеков, а те, в свою очередь, дали начало самым древним людям. Ученым трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека: слишком уж мало в их распоряжении ископаемых остатков, да и те очень неполные. Поэтому существуют различные версии эволюции гоминид.

<Презентация. Рисунок 7>

Е\ Итак, история возникновения человека сложна и противоречива. Давайте рассмотрим узловые моменты этой истории.

Рамапитек. Ряд ученых полагают, что только 14 млн. лет назад на нашей планете появилась обезьяна, которую можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек. Обитал он на территории современных Индии, Восточной Европы, России. В отличие от первых человекообразных обезьян, задние зубы рамапитека были более широкими и плоскими, а между задними и передними зубами появились клыки. Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, подносить ко рту, совершая при этом множество движений передними конечностями, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину.

<Презентация. Рисунок 8>

Австралопитек. На смену рамапитеку пришли другие гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки. Многочисленные их остатки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Возраст остатков австралопитеков колеблется от 5,5 до 1 млн. лет. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120-130 см, масса 25-45 кг), с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см3 (что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян). Однако считать австралопитека предком человека нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено (ведь известно, что изготовление и использование орудий труда - один из основных признаков человека) 

<Презентация. Рисунок 9>

Человек умелый. В этот же исторический период существовало животное, внешне очень сходное с австралопитеком. Объем его головного мозга был значительно больше - до 650 - 1100 см3. Стопа, как и у современного человека, имела свод, т.е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец был противопоставлен указательному. Значит, он мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе. Действительно, ученым удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте их стоянок. Ученые дали этому гоминиду название Человек умелый. Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей.

<Презентация. Рисунок 10>

Заключение. Рефлексия.

Свои кластеры вы доработали до конца, приготовьтесь к их защите. Не забывайте ставить оценки в оценочный лист. Когда вы будете защищать свои творческие работы, постарайтесь ответить на три вопроса: что вы знали по данной теме? Что узнали нового на уроке? Что хотели бы еще узнать? \ от каждой группы отвечает один человек, друг за другом по цепочке\. После ответов учащихся итоги подводит учитель, отмечает наиболее важные моменты, прозвучавшие на уроке. Анализирует выполненные работы, собирает оценочные листы и оглашает отметки, которые дети поставили друг другу за работу на уроке.

На этом урок закончен. Всем спасибо. До свидания.