Конспект урока русского языка. 4-й класс. Тема: "Способы выражения значения рода у имен существительных"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: сформулировать общие способы выражения значения рода у имен существительных.

Задачи урока:

  • осознать, что окончание не всегда выражает значение рода и.с.;
  • исследовать основные морфемы слова и сделать вывод, что и суффиксы могут выражать значение рода и.с.;
  • зафиксировать в табличной форме основные, распространенные суффиксы-выразители значения рода и.с.;
  • конкретизировать способы выражения значения рода при решении практической задачи определения рода.

Тип урока: урок конкретизации способа определения рода имени существительного и решения частных задач по применению способа.

Этапы урока

1. Создание учебной ситуации.

а) рефлексия изученного

какую тему мы изучаем?
– что умеем делать сами и можем научить других?

б) работа над ошибками:

– Хорошо знаете, как определять род имени существительного. Проверьте ошибки учеников. (На доске: овощи– ср.р.; восемь– ж.р.; вчера – ср.р.)
– Чего не знают ученики нашего класса, которые так определили род И.С.
– Как научить других определять род имени существительного? (зафиксировать способ определения рода с помощью местоименных слов он, мой; она, моя; оно, моё)

в) “Создание ситуации успеха”

– Теперь все умеете определять род имени существительного без ошибок?

– Выполните задание: определите род у имен существительных (1 ряд– выписать слова мужского рода; 2 ряд– женского, 3 ряд– среднего):

гнев, ярость, бешенство
– дорога, путь, направление
– тишь, штиль, затишье

(Работа над пониманием смысла слов в синонимических рядах)

– Что объединяет слова и в чем их различие?

– Как определяли род?

– Какая морфема выражает значение рода у имен существительных в ваших словах? (Зафиксировать на доске окончания имен существительных).

2. Постановка учебной задачи урока.

– Умеете определять значение рода и делаете это хорошо. Сыграем в игру “Угадай род имени существительного”. (На доске слово закрыто. Открываю только окончание.)

Определите слово какого рода я задумала: у слова окончание –а. (Дети называют слова ж.р. единственного числа (страна), м.р. (папа), ср.р. в косвенном падеже (нет богатства).

– Почему вы точно не смогли определить род задуманного слова? (недостаточно данных о слове).

Вывод: определить по окончанию род не всегда возможно, так как окончания бывают синонимичны или омонимичны.)

– Я открою другую часть слова: у слова окончание –а и суффикс –их. Теперь сможете определить род имени существительного?

(Дети приводят примеры и убеждаются в том, что все слова называют имена существительные только женского рода.).

Дети ставят задачу, определить есть ли другие суффиксы, которые выражают значение рода.

3. Анализ условий решения задачи.

Задача: определение основных суффиксов– выразителей значения рода имени существительного.

– Чего не достает для решения задачи определения суффиксов– выразителей значения рода? (нужен текст или слова-имена существительные)

(Детям выданы карточки: “Гусь– …, индюк– …, волк – волчица , слон – …. , ученик– …, … – учительница, красноярец– … , цыган– …”)

(В паре доопределяют задачу (найти родовую пару предложенному слову), выделяют суффиксы, определяют род имени существительного и заполняют таблицу)

Суффиксы мужского рода

Суффиксы женского рода

   

Работа в паре > фронтальная работа с классом > заполнение таблицы на доске.

Вывод этапа урока: род имени существительного можно определить по окончанию и иногда по суффиксу, если слова образовано от другого слова и является его родовой парой.

Соотнесение вывода детей с правилом в учебнике Ломакович, Тимченко Русский язык. Часть 1. 4 класс., М., 2007.

с. 103 “Если И.С. образовано от другого существительного, то на его род могут указывать суффиксы.”

4. Конкретизация способа (применение).

– Какие теперь знаете способы определения рода И.С.?

(Зафиксировать способы):

постановка местоименных слов он, мой; она, моя; оно, моё;

Окончания – а, я-, нулевое – ж.р ; Нулевое– м.р.; -о, -е– ср.р.;

  • Суффиксы: -их, – ын, -иц, -кж.р; -тель, -ец-, -арь, -чикм.р.;
  • На конце слова шипящий +ьж.р.; без мягкого знака –м.р.)

а) Определите род известными способами в сказочных словах: корниха, буртель, вилник, парыня, морощь, грубен, лапироч, расутьё.

– определение по суффиксу: корниха– ж.р., буртель– м.р., вилник– м.р, парыня– ж.р.,
– определение по ш+ или – ь: морощь-ж.р., лапироч– м.р.
– определение по окончанию: расутьё– ср.р.

Учебный диалог-доказательство рода.

б) Сам Самыч тоже учится с нами. Он узнал про суффиксы, которые выражают значение рода и образовал такие родовые пары. Верно, ли он использовал суффиксы для словообразования?

Бык – бычиха,
Баран – баранка
Петух – петушка
Селезень – селезенка
Медведь – медведка

Вывод: способ словообразования верный, но у этих И.С. нет родовых пар.

5. Итоговая рефлексия

– чем занимались на уроке?
– что нового узнали?
– какие существуют способы определения значения рода?
– где было трудно? Интересно?
– чему можете научить других?
– как вы это будете делать?

6. Домашнее задание. Упр. 131.