Пояснительная записка
Курс по выбору "Вопросы пола" предназначен для учащихся 8-9 классов.
Объём курса - 17 часов, целесообразно проводить во втором полугодии.
Образовательная область - биология.
Форма обучения - индивидуально-групповая.
Актуальность и целесообразность курса.
Половое воспитание учащихся представляет собой часть единого учебно-воспитательного процесса. Наибольшую результативность даёт учебный процесс, основанный на системном подходе к обучению. Вопросы пола по своей сути являются междисциплинарными, и их изучение опирается на биолого-медицинские, социокультурные и психолого-педагогические исследования.
Появилась острая потребность в специальных курсах, помогающих учителю заговорить с учащимися о весьма деликатных вопросах пола с той мерой откровенности, которая необходима для формирования представлений о здоровом образе жизни, нравственных ценностях, роли мужчины и роли женщины, а также для понимания вопроса, зачем природе понадобились два пола.
Обсуждение вопросов пола на примере растений и животных позволит определить необходимый круг терминов и понятий, объясняющих многие механизмы и биологические процессы, происходящие как в природе, так и в организме самого человека. Общеизвестно, взрослые не всегда готовы свободно обсуждать с детьми какую-либо проблему, связанную с вопросами пола. Придерживаюсь той точки зрения, что вопросы пола должны быть естественной (а не привязаны искусственно) составной частью тех занятий, где уместно об этом говорить. В данном случае к таким занятиям относятся частично уроки биологии и полностью данный элективный курс.
Предлагаемый курс по выбору даёт более полные представления о трудных вопросах пола. Кроме того, курс призван помочь учащимся в выборе профиля дальнейшего образования, профессии биологического и медико-санитарного направления.
Ведущей целью курса является формирование у подростков правильного подхода к деликатным вопросам пола, выработка моральных и нравственных норм.
Цели курса:
- помочь учащимся в выборе будущей профессии или профиля дальнейшего обучения, развивать познавательный интерес к биологии;
- сформировать правильное отношение к вопросам пола в жизни.
Задачи курса:
- расширить и углубить знания учащихся о типах и формах размножения в органическом мире;
- рассмотреть необходимый круг терминов и понятий в вопросах пола на примерах размножения различных групп живых организмов, в том числе человека;
- развивать умение формулировать свою точку зрения на тот или иной вопрос пола, основываясь на изученный научный материал;
- развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания, обобщать их и применять на практике;
- развивать умение работать со специальной дополнительной литературой и лабораторным оборудованием.
Курс способствует эстетическому, нравственному и половому воспитанию подрастающего поколения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы курса | Общее кол-во часов | Из них | |
Теорет. | Практ. | |||
1 | Введение. Вопросы пола. | 1 | 1 | |
2 | Раздел 1. Типы и формы размножения. | 1 | 1 | |
3 | Раздел 2. Особенности бесполого размножения у разных групп организмов | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Раздел 3. Особенности размножения растений. | 3 | 2 | 1 |
5 | Раздел 4. Особенности полового размножения животных | 3 | 2,5 | 0,5 |
6 | Раздел 5. Особенности роста, развития и размножения человека | 7 | 7 | |
7 | Защита проектов | 1 | 1 |
Составлена развёрнутая форма примерного календарно-тематического планирования биологических тем, связанных с вопросами пола, рассмотренных в курсе "Вопросы пола" (приложении 1).
Содержание программы
Введение.
- Вопросы пола. Основные цели курса, его содержание, виды деятельности.
- Понятие "размножение", "воспроизведение".
- Человек - биосоциальное существо.
- Вопросы пола в этносе разных народов.
- Входное тестирование (приложение 2).
Раздел I. Типы и формы размножения.
- Размножение - свойство всех живых организмов.
- Обзор всех типов и форм размножения в органическом мире.
Раздел II. Особенности бесполого размножения у разных групп организмов.
- Деление прокариот.
- Образование спор.
- Копуляция прокариот.
- Зависимость процесса размножения вида от условий окружающей среды.
- Вегетативное размножение эукариот.
- Лабораторная работа " Размножение дрожжей почкованием" (приложение 3). Лабораторная работа "Размножение плесневого гриба частью мицелия" (проводится как домашняя работа по желанию учащихся; приложение 4).
Раздел III. Особенности размножения растений.
- Бесполое и половое размножение водорослей.
- Половые клетки. Зависимость процесса оплодотворения от воды у мхов, хвощей, папоротников.
- Эволюция полового процесса.
- Независимость процесса оплодотворения от наличия воды у голосеменных и покрытосеменных растений.
- Значение питательных веществ семени для развития зародыша.
- Опыление. Оплодотворение. Развитие семени внутри плода.
- Лабораторная работа "Пыльца под микроскопом" (приложение5). Опыт "Условия прорастания семян" (может проводятся как домашняя работа по желанию учащихся; приложение 6).
Раздел IV. Особенности полового размножения животных.
- Виды оплодотворения. Гермафродиты. Партеногенез. Сезонная смена форм размножения.
- Копуляция как приспособленность к размножению на суше.
- Закон большого количества яиц. Поедание самца самкой. Биологическая роль самца.
- Эволюция материнского поведения у общественных насекомых. Проявление заботы о потомстве.
- Половой диморфизм. Биологическое значение звуковых сигналов. Брачный сезон.
- Птицы - животные амнионты. Строение яйца птиц. Условия, необходимые для развития зародыша.
- Моноциклические и полициклические виды животных.
- Практическая работа "Наблюдение за размножением и развитием моллюсков" (по желанию учащегося; приложение 7).
Раздел V. Особенности роста, развития и размножения человека.
- Организм - единое целое. Обзор особенностей строения клеток, тканей, систем органов человека.
- Набор хромосом соматических клеток и гамет. Женские и мужские половые хромосомы.
- Бисексуальность пола. Различия в строении скелета мужчин и женщин. Различие в объёме крови у мужчин и женщин.
- СПИД. Пути передачи ВИЧ. Группы риска. Профилактика венерических заболеваний и СПИДа.
- Строение гортани. Причины различия голоса у представителей разного пола. Влияние курения на организм курящего и окружающих.
- Половые различия в основном обмене у мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Гигиена в период полового созревания. Возможность влияния на свой внешний вид, управление работой скелетных мышц.
- Отличие поведения человека от животных. Значение речи как средства выражения чувств, мыслей. Культура общения. Мир ароматов.
- Размножение - свойство всего живого. Формы размножения человека. Биологическая целесообразность разделения полов.
- Современная типология любви. Браки моногамные и полигамные.
- Особенности женского организма в связи со сменой фаз половых циклов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.
- Проблемы ранней беременности. Аборт, его последствия. Понятие о контрацепции. Факторы, влияющие на развитие плода.
- Материнство. Отцовство. Воспитание.
Литература.
Для учителя:
- Биология. Справочник студента /А. А. Каменский, А. И. Ким, Л. Л. Великанов, О. Д. Лопина, С. А. Баландин, М. А. Валовая, Г. А. Белякова - М.: Филологическое общество "Слово", ООО "Издательство АСТ", 2001.
- Грин Н. и др. Биология (в 3-х томах). - М.: Мир, 1993.
- Жизнь животных. Т. 1-7. - М.; Просвещение, 1989.
- Жизнь растений. Т. 1-4. - М.; Просвещение, 1978.
- Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. - М.: Педагогика, 1986.
- Мельников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.
- Петленко В. П. Валеология человека: Здоровье - Любовь - Красота. СПб.: РЕТРос, 1998.
- Сухова Т. С., Кучменко В. С. Вопросы пола в системе биологических знаний. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.
Для учащихся:
- Жизнь животных. Т. 1-7. - М.; Просвещение, 1989.
- Жизнь растений. Т. 1-4. - М.; Просвещение, 1978.
- Мельников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.
- Школьная валеология: Учебное пособие. Под ред. Проф. П. П. Молчаловой. - Волгоград: Перемена, 1997. Ч. 1-4.
- Никитин А. Откуда берутся дети. - М.: Молодая гвардия, 1989.