Целевая направленность: - урок тренинг.
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи, умение работать самостоятельно и в группах.
Учебный материал: название частей речи, карточки для самостоятельной работы, кроссворд, сигнальные карточки на каждом столе, цветные карандаши или фломастеры (красный, желтый, синий), цветные фигурки.
I. Организационный момент.
Заходя в класс, каждый ребенок берет цветную фигурку. Образуется 5 групп.
Учитель:
Мы рады нашей с вами встрече.
В гостях сегодня "Части речи".
Весь материал для вас привычный,
Хотя урок и необычный.
Мы в группах все работать будем,
Все, что узнаем, не забудем.
II. Основная часть урока.
1. Сообщение темы урока.
Мы закончили тему "Части речи".
Сегодня каждый из вас выяснит, все ли вы знаете о частях речи. Те кто знает не все, сможет пополнить свои знания. Работать вы будете самостоятельно на листочках, в которых 4 задания и цветок из 4 лепестков. Каждая группа представляет часть речи. В конце урока мы подведем итоги.
2. Разминка.
У. Начнем работу с разминки.
Какие части речи вы знаете?
Д. Им. существительные, глаголы, им. прилагательные, местоимения, наречия, числительные, предлоги, союзы, междометия.
У. На какие 2 группы делятся части речи?
Д. Части речи можно разделить на 2 группы: самостоятельные и служебные.
У. Какие части речи относятся к самостоятельным?
Д. Им. существительные, им. прилагательные, глаголы, числительные, наречия и местоимения.
У. Почему их можно выделить в отдельную группу?
Д. Все они имеют постоянные признаки, например: род, склонение у им. существительных.
У. Проверим, умеете вы различать части речи. Возьмите каждый свой листок. Выполните задание №1. На самостоятельную работу отводится 2 минуты. Через 2 минуты начинается работа в группах. Вы можете проверить правильность выполнения, обсудив в группе. Затем мы проверим выполнение задания.
- самостоятельная работа;
- работа в группах;
- проверка работы в группах.
3. Задание №1
Прочитай слова. Запиши их в таблице №1: полет, летать, громкий, громко, они, красивая, картина, рисовать, мне, над, восьмой, ах, красиво, но, девять, из-за, а, ох, дерево, низок, стучал, низко, под, сто, эй, что.
Таблица №1.
Им.существительные |
Им.прилагательные |
Глагол |
Местоимение |
Наречие |
Числительное |
Предлог |
Союз |
Междометие |
У. Приступаем к проверке.
1-я группа, прочитайте им.существительные и предлоги.
2-я группа, прочитайте им.прилагательные и союзы.
3-я группа, прочитайте глаголы и междометия.
4-я группа, прочитайте местоимения и наречия.
5-я группа, прочитайте числительные.
Если при самостоятельной работе вы все сделали правильно, раскрасьте 1 лепесток в красный цвет, если сделали 1 ошибку в желтый цвет, если 2 ошибки - в синий цвет, если более 3 ошибок - ничего не закрашивайте.
4. Продолжаем работу.
Каждый из вас должен уметь разбирать предложения по частям речи.
Задание №2 - разбор предложения.
Работаем сначала самостоятельно (2 мин.), затем обсуждаем в группах (2 мин.), а затем проверяем всем классом.
Задание №2.
Прочитай предложения. Разбери предложения по частям речи.
"На лесной поляне у пня надежно спрятались десять опят. А под пушистой елью прячутся крепкие боровики".
- самостоятельная работа;
- работа в группах;
- проверка.
У. На доске записаны ваши предложения. Начинаем проверку. (Дети читают названия частей речи, учитель открывает названия на доске :)
Оцените результат своей самостоятельной работы, закрасив лепесток цветка:
Ни одной ошибки - красным цветом;
1-2 ошибки - желтым цветом;
3 ошибки - синим;
Более 3-х ошибок - не закрашиваем.
5. У. Самостоятельные части речи имеют постоянные признаки. Задание №3 - это морфологический разбор частей речи. Каждому досталось 1 слово.
Задание №3.
Прочитай слово, сделай его морфологический разбор.
- В школе.
- Пишет.
- Деревянная.
- самостоятельная работа;
- работа в группах;
- проверка вслух.
У. Давайте проверим, как вы сделали морфологический разбор.
Закрасьте третий лепесток:
Без ошибок - красным цветом;
- 1 ошибка - желтым;
- 2 ошибки - синим;
- 3 и более ошибок - не закрашиваем.
В ваших листочках осталось 1 задание и 1 лепесток.
6. Прочитайте и выполните последнее задание. Если вы составите предложение правильно, при проверке должно получиться стихотворение.
Задание №4.
Из отдельных слов составить предложение, изменяя, если нужно окончания.
- Конец, чудесной, пришел, встреча.
- Мы, части, речь, запомним, все.
- Нам, все, знать, правило, помогут.
- Вопрос, сказать, могут, тоже.
- Вокруг, что, существует, нас, и, как, рассказ, закончился.
(Каждая группа и ребенок составляет 1 предложение).
- самостоятельная работа;
- работа в группах;
- проверка.
У. Выберите по 1 представителю от группы, который выразительно сможет прочитать ваше предложение. Перед вами 5 человек. Послушаем, получилось ли у вас стихотворение.
Д. -"Пришел конец прекрасной встречи.
- Запомним мы все части речи.
- Все знать нам правила помогут.
- Вопросы тоже сказать смогут.
- Что существует вокруг нас.
- И как закончился рассказ".
У. Подведите итог последней работы, закрасьте 1 лепесток.
Поднимите руку те, у кого весь цветок имеет красные лепестки. Вы заслуживаете "5". У кого 3 красных лепестка? - "4"; 2 красных лепестка - "3". Остальным необходимо обратиться к учебнику.
III. Итог урока.
Вы все хорошо поработали, и, надеюсь, усвоили "Части речи". Давайте еще раз проверим, знаете ли вы части речи.
Перед вами кроссворд. Я буду загадывать загадку, а вы называть части речи - отгадку.
Кроссворд на доске.
У. По вертикали
1: Какая часть речи помогает узнать порядковый номер?
Д. Числительное. (Учитель открывает слово).
У.
Помогает все понять,
Может слово изменять.
Вспомнить ты, наверно, смог?
Точно, это же - :..
Д. Предлог (по вертикали 7).
У.
Так называется ракета,
Согласье, если драки нет,
Название двух тесных уз.
А называется?
Д. Союз. (По вертикали 8).
У. По горизонтали №2.
Кто и что вокруг растет,
Что лежит и кто живет:
Имя удивительное!
Это...?
Д. Существительное.
У. №3.
Вам подробно все расскажут.
Чей, какой тебе покажут.
С существительным всегда,
Словно не разлей вода.
Д. Имена прилагательные.
У. №4.
Сможешь ты его назвать
Как он сделал показать,
Действия все повторить,
Даже поблагодарить.
Д. Глагол.
У.№5.
Как вести себя при встрече
Расскажет ловкое:?
Д. Наречие.
У.№6.
Замена существительного,
Очень уважительное,
Простые все умения,
Оно?
Д. Местоимение.
У.
Пришла пора всем отдохнуть.
А вам ребята в добрый путь.
Пусть дома, в жизни и при встрече
Вам помогают части речи.
IV. Окончание урока.