Открытый мультимедийный урок "Теорема Пифагора" в 8-м классе

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Осознать содержание теоретического материала.
  • Учиться применять теоретический материал в решении задач.
  • Формировать интерес к изучении геометрии.
  • Развивать навыки работы с историческим материалом.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер. (Приложение)

Ход урока

  1. Повторение.
  2. Историческая справка
  3. Новая тема
  4. Значение теоремы.
  5. Закрепление пройденного материала
  6. Решение задач
  7. Домашнее задание.

1. Повторение

  • Какой треугольник изображен на рисунке? (слайд 3)
  • Назовите катеты и гипотенузу.
  • Выразите : cos М, cos Р-?
  • Назовите прямоугольные треугольники (слайд4).
  • В треугольнике АВС, чему равен угол С-?
  • Треугольник АСД – какой?
  • Найдите катеты треугольника АСД-?

2. Историческая справка.

Сегодня вы познакомитесь с одной из немногих теорем геометрии. Но сначала я расскажу вам о математике, именем которого названа эта теорема.

В Древней Греции жил ученый Пифагор(родился он около 580г. до н.э, а умер в 500 г. до н.э) О жизни этого ученого известно немного, зато с его именем связано ряд легенд. Рассказывают, что он много путешествовал, был в Индии,Египте, Вавилоне, изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран.

Теорема Пифагора - вашнейшее утверждение геометрии. Даже те, кто в своей жизни навсегда “распрощался” с математикой, сохраняют воспоминания о “пифагоровых штанах”.Причина такой популярности теоремы Пифагора объясняется ее простотой, красотой, значимостью.

О том, что в наши дни необходима теорема Пифагора можно узнать из строк немецкого поэта Альберта фон Шамиссо:

И теорема та, что дал нам Пифагор,
Верна теперь, как в день ее рождения.

Итак, приступаем к изучению этой прекрасной теоремы.

3. Объяснение нового материала (доказательство теоремы Пифагора”

Теорема: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. (Слайд)

4. Значение теоремы Пифагора.

Доказательство теоремы Пифагора учащиеся средних веков считали очень трудными и называли его Dons asinorum-ослиный мост, elefum-бегство “убогих”, так как некоторые “ убогие” ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучившие теоремы наизусть без понимания, и прозванные поэтому “ослами” были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста. Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее также “Ветряной мельницей”, составляли стихи вроде “Пифагоровы штаны на все стороны равны”, рисовали карикатуры.

5. Закрепление пройденного материала.

Составьте по рисункам, верное равенство, используя теорему Пифагора, если это возможно.

Алгоритм решения задач по теореме Пифагора.

  • Внимательно прочти задачу, разберись с условием.
  • По условию сделай рисунок
  • Выдели на чертеже прямоугольный треугольник.
  • Найди в треугольнике катеты и гипотенузу.
  • Запиши теорему Пифагора и соотнеси данные в задаче с ней.
  • Выполни подстановку данных.
  • Соотнеси полученный ответ с вопросом задачи и смыслом условия.
  • Грамотно запиши ответ.

6. Решение задач.

Используя алгоритм решения задач решите:

  • Решить №2 (пункт 63), стр. 94
  • Старинная задача

7. Домашнее задание.

Ответить на вопрос?

  • В честь открытия теоремы сколько быков принес в жертву Пифагор?
  • Пифагор назвал звездный мир словом…..?
  • Пифагор первым употребил слово “философия”, что значит……?
  • Где родился Пифагор?
  • По какому виду спорта был олимпийским чемпионом Пифагор в средние века?
  • Как называли учеников Пифагора?
  • Ученик Пифагора перед сном на какие три вопроса должен ответить?

Спасибо всем за сотрудничество на уроке!