Обобщение учебного материала по темам "Постоянный электрический ток. Электрический ток в различных средах" (методические рекомендации)

Разделы: Физика


Данный проект может осуществляться учителем физики в интеграции с учителями химии, биологии, литературы, английского языка, информатики и творческими группами учащихся с использованием ИКТ. Проводится в течение двух уроков. В зависимости от ОУ и интеграции учителей, можно проводить общение учащихся или предложить задачи на иностранном языке, провести демонстрации дополнительных опытов и многое другое.

Больший успех достигается тогда, когда ученики в творческих группах находятся в дружеских отношениях и уровень успеваемости их одинаков. Ученикам заранее сообщаются задания творческого и теоретического туров для подготовки и создания мультимедийных презентации или других цифровых образовательных ресурсов, задания по другим турам сообщаются на уроке.

Обобщение материала проводится в игровой форме – в виде Международной научно-практической конференции с участием делегаций России, Канады, Франции, Германии, США, а по необходимости других стран.

Цели урока:

  • Развивать познавательный интерес, логическое и аналитическое мышления, умения применять и систематизировать полученные знания при решении задач различной направленности, проводить обобщающий и сравнительный анализ;
  • Продолжить формирование основных компетентностей учащихся: умение слушать, говорить, аргументировано вести дискуссию, применять свои знания в нестандартных ситуациях и др.;
  • Повышать компетенции учителей;
  • Способствовать развитию самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива, навыков общения и работы в группах;
  • Воспитывать чувство патриотизма в процессе ознакомления учащихся с достижениями советской и российской науки, а также с перспективами дальнейшего развития этой области знаний.

Задачи урока:

  • Обобщение и систематизация знания учащихся по данной теме;
  • Создание мультимедийных презентаций, являющихся базой для формирования новых информационных ресурсов;

Делегации представляют свои материалы по турам:
I тур – теоретический;
II тур – творческий;
III тур«hands on – mind on» - исследовательский;
IV тур – решение задач;
V тур – работа с другими делегациями.

По итогам работы руководителем делегации заполняется данная таблица и совместно с учителем выставляется итоговая оценка за урок каждому ученику.

Состав делегации I тур II тур III тур IV тур V тур Итоговая оценка
1              
2              
3              
4              
5              

Примерами представленных материалов делегациями могут служить следующие задания:

Делегация России

I тур – теоретический:
Электрический ток в жидкостях и его применение. [7]

II тур – творческий:
Создание Гидеоном Спильтом электрического телеграфа на необитаемом острове в романе Ж. Верна «Таинственный остров». [3]

III тур – «hands on – mind on» - исследовательский:
Исследование работы мостика Уинстона.

IV тур – решение задач
№ 1523, 1517, 1615. [1]

V тур – работа с другими делегациями.

Делегация США

I тур – теоретический:
Электрический ток в металлах. Сверхпроводимость. [7]

II тур – творческий:
Электрические исследования в Великой Академии Лапуты в романе Д. Свифта «Путешествия Гулливера». [5]

III тур – «hands on – mind on» - исследовательский:
Исследование параллельного и последовательного соединения.

IV тур – решение задач:
№ 1544, 1527, 1578. [1]

V тур – работа с другими делегациями.

Делегация Канады

I тур – теоретический:
Собственная и примесная проводимость полупроводников. [7]

II тур – творческий:
Применение электрического тока на борту «Наутилуса» в романе Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой». [4]

III тур – «hands on – mind on» - исследовательский:
Исследование зависимости КПД источника постоянного тока от внешней нагрузки.

IV тур – решение задач:
№ 1620, 1608, 1570. [1]

V тур – работа с другими делегациями.

Делегация Франции

I тур – теоретический:
Электрический ток в вакууме и его применение. [7]

II тур – творческий:
Влияние электрических разрядов в атмосфере Земли на героев романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта». [8]

III тур – «hands on – mind on» - исследовательский:
Исследование зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров.

 

IV тур – решение задач:
№ 804(4), 816, 785. [6]

V тур – работа с другими делегациями.

Делегация Германии

I тур – теоретический:
Электрический ток в газах и его применение. Плазма. [7]

II тур – творческий:
Электричество в жизни рыб. [2]

III тур – «hands on – mind on» - исследовательский:
Исследование зависимости сопротивления различных веществ от температуры.

IV тур – решение задач:
№ 783, 804(а), 818. [6]

V тур – работа с другими делегациями.

Результаты урока:

  • Каждый ученик, представляя материалы одного из туров, чувствует свою ответственность перед всей группой, что является большой мотивацией получения более высокой оценки;
  • Все дети получают оценки на уроке;
  • За данный урок учащиеся решают и объясняют решение пятнадцати задач;
  • Руководитель делегации выбирается группой или назначается учителем, но в любом случае, он проявляет организаторские способности и от его действий зависит успех всех;
  • В роли руководителя в течение учебного года побывает каждый из учащихся;
  • Ученики приобщаются к чтению классиков мировой художественной и научно-популярной литературы;
  • С помощью учащихся пополняется библиотека электронных наглядных пособий.
  • Время требует изменения методов подготовки и проведения классных мероприятий, качества и формы их представления. Можно приводить много доводов «за» и «против» таких уроков.

Давайте экспериментировать, использовать новые технологии, давайте учиться и учить.

Литература

  1. Г.Н.Степанова Сборник задач по физике. Для 10 – 11кл. ОУ. М., «Просвещение», 2004
  2. А.В.Лаздин, В.Р.Протасов Электричество в жизни рыб. М., «Наука», 1977
  3. Ж.Верн Таинственный остров.
  4. Ж.Верн Двадцать тысяч лье под водой.
  5. Д.Свифт Путешествие Гулливера.
  6. А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич Сборник задач по физике. М., «Просвещение», 2003
  7. Физика – 10; Физика – 11, различных УМК
  8. Ж.Верн Дети капитана Гранта

Презентация