Игровой урок по истории "Страницы истории"

Разделы: История и обществознание


Задачи урока:

  • Показать место Руси в IX – XII веках в общеисторическом процессе.
  • Обобщить и систематизировать знания обучающихся о зарождении и развитии Древнерусского государства, о его характерных чертах.
  • Способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, познавательного интереса к истории.
  • Развитие творческих способностей: актерское и режиссерское мастерство через театрализованные элементы.

Оборудование: ИКТ, листы с текстом, карточки с цитатами, конверты, атрибуты костюмов (плащи, головные уборы).

Предварительная работа (дополнительная литература):

  • История государства Российского - Н.М. Карамзин;
  • Об истории Древней Руси – С.М. Соловьев;
  • От древних славян до Петра Великого – энциклопедия;
  • Родная старина – К. Соловьев.

Игра разделена на индивидуальные и командные туры. Играют несколько команд по несколько человек, они же разыгрывают личное первенство, и команда «экспертов», которая следит за порядком выполнения заданий: фиксирует ответы и оценивает их полноту, могут задать дополнительный вопрос, усомнившись в знаниях команды. В команде выбирается ученик, который следит за временем.

I тур

Первая команда Вторая команда
1.Покажите на карте территорию Владимиро-Суздальской земли к началу правления Юрия Долгорукого. 1. Покажите на карте территорию Владимиро-Суздальского княжества в правление Всеволода Большое Гнездо.
2. Покажите город, который был вотчиной боярина Кучки, в нем останавливался Юрий Долгорукий, а в 1156г. По повелению князя была заложена крепость. 2. Покажите на карте город. Который был основан Владимиром Мономахом, а в последствии стал резиденцией Андрея Боголюбского.
3.Объясните, в чем заключался «лествичный»,по словам Ключевского, тип передачи власти в Древнерусском государстве. 3.Как изменился «лествичный» тип передачи власти во Владимиро-Суздальской Руси?
4. Напишите годы правления Юрия Долгорукого. 4. Напишите годы правления Всеволода Большое Гнездо.
5.Какое событие произошло в 1169г.? Каковы были его последствия? 5.Чем знаменателен 1157г. в жизни Владимиро-Суздальского княжества и Андрея Боголюбского?
6. Назовите имя князя, который присвоил себе титул великого князя владимировского. 6. Против кого был направлен боярский заговор 1174г.? Каковы были его последствия?
7. Кому принадлежит верховная власть в Новгородской земле? 7. Кто осуществлял контроль за налоговой системой в Новгороде?
8. Назовите имя князя, который объединил Волынь и Галич. 8. В каком княжестве боярин стал князем?
9.Дайте определение понятий «зернь», «скань», «перегородчатая эмаль» 9. Дайте определение понятий «икона», «фреска» , «мозаика»
10. Какая идея была ведущей в летописях XIIв.? Приведите пример. 10.Как складывалась взаимоотношения Руси с половцами в XIIв? Приведите пример.

II тур: Командная игра

Учитель каждой команде раздает заранее подготовленный листок с текстом, где допущено несколько исторических ошибок. Команде нужно их найти и объяснить ответ.

1. В год 6472 (964) Игорь вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. В походах не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, не имел шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах. В 965 году он победил хазар, а на следующий год подчинил печенегов и дань на них возложил. Жена его Ольга отправилась в землю древлян за данью. Взяв дань, пошла в свой город, но, поразмыслив, решила пособирать еще. Древляне же, узнав, что возвращается дружина, на вече решили погубить Ольгу.

2. Славяне не знали грамоты, поэтому они просили Константинополь прислать им проповедников, которые научили бы их. Из Византии прибыли Кирилл и Мефодий, которые не только проповедовали, но и создали славянскую азбуку, которая называлась глаголицей. Сохранилось предание, что первая фраза гласила: «В начале было слово». Так во всех славянских землях начали появляться книги, читая которые, славяне познавали слово Божье и стали христианами.

3. Расцвет Древнерусского государства приходится на правление Ярослава Мудрого. Он много читал. Написал «Поучение детям», стремясь предотвратить распад государства, поручил также Нестору написать летопись об истории русской земли «Повесть временных лет». Очень много времени уделял школам и градостроительству. К 1036 году в его правление был заложен храм св. Софии в Киеве.

III тур: Личное первенство

Каждому игроку учитель раздает карточки с цитатами. Ученику необходимо определить, кто автор высказывания.

  • «Если повалился волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот; если не убьем его, то всех нас погубит». (Мал)
  • «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага». (Святослав)
  • «Увы, мне, Господи! Лучше было бы мне умереть вместе с братом, нежели жить на свете этом. Если бы видел я, брат мой, лицо твое, ангельское, то умер бы с тобою: ныне же зачем остался я один». (Глеб)
  • «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, от него тебе и умереть». (Кудесник)
  • «Вот взял уже ваш город славный; слышал уже, что имеете сестру-девицу, если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». (Владимир Святой)
  • «Дети мои или иной кто, слушая эту грамоту, примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь. Леность ведь мать всему дурному». (Владимир Мономах)
  • «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». (Владимир Святой накануне крещения)

IV тур: Командное первенство

Команды готовят словесный портрет исторического деятеля. Нужно определить, о ком идет речь. Команды-соперники готовят дополнительные вопросы, если «деятель» не опознан. Выставляются баллы : за составление портретов и за ответ.

V тур: Командное первенство

Неожиданное задание.

Команды получают конверт, в котором находится задание. Театрализовано разыграть сценку «Славяне приглашают варягов княжить в Новгород», «Суд во времена «Русской Правды», «Крещение во времена Владимира I». Выставляются баллы: за актерское мастерство и постановку.

Подводится итог игры и урока.

Первая команда – оценка развития Древнерусского государства.
Вторая команда – причины и предпосылки создания государства.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: повторить §8.