Введение православной веры в Якутии

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Стремление познакомиться с наследием прошлого - самый верный признак возросшей культуры народа, которая не может существовать без исторической памяти.

«Того же году сентября 25 день, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу, поставил я, Петрушка, с служилыми людьми на Лене-реке острог для государева ясачново збору для приезду якутцких людей, а преж тово на Лене-реке и в Якуцкой земле государеву острогу не бывало негде, а поставил государев новый острожек я, Петрушке против Якуцкова князца Малыкова улусу и меж иными многими улусами середи всей земли....»
(Отписка Петра Бекетова о строительстве (Якутского) острога 1632г.)
В 2007 году Якутия будет отмечать 375-летию вхождения Якутии в состав России. Министерство образования РС(Я), Министерство по молодежной политике, редакции газет «Кэскил», «Юность Севера», Союз детских общественных объединений организовали республиканскую поисково-краеведческую экспедицию «Тропы мужества». Коллектив      нашего класса решил участвовать в экспедиции.

Актуальность данной работы заключается в том, что многие молодые люди не знают об историческом значении христианизации народов Якутии. А это одна из страниц культуры нашей Родины. Считаем эту тему малознакомой нашими сверстниками, молодыми людьми.

Объектом исследования является изучение истории православия, судьбы первых священнослужителей, их вклада в развитие культуры, образования, история строительства церквей в Хангаласском улусе.

Предмет исследования: знакомство с историей возникновения православной веры, деятельностью церковных деятелей, со строительством храмов, церквей, часовен.
Цель нашей работы: изучение истории введения православной веры в Якутии, роли христианства в развитие культуры нашей Родины.
Задачи:
- изучить литературные источники,  материалы массовой  информации о введении православия в Якутии.
- узнать о деятельности первых священнослужителей.
- посетить действующие церкви с целью знакомства с архивными документами, с материалами музеев.
- ознакомиться с историей строительства церквей в нашем улусе. - ознакомить с результатами своей поисковой работы учащихся и жителей села.

Ожидаемый результат:

Обогатим свои знания об истории родного края, об истории ведения православной веры и влияния христианизации в развитии культуры образования. Будем участвовать в республиканской экспедиции «Тропы мужества». Соберем материалы о проделанной  работе,  воспоминании,  фотографии.  Ознакомим других учащихся о значении и роли православия в истории Якутии.

Принятие христианства в Якутии.

История распространения христианства, как указывают многие историки, является одной из сложных и противоречивых проблем и представляет собой очень важное явление.
Мы ознакомились с работами историков «Распространение христианства в Якутии» Е.С.Шишигина, «История Якутии» А.И.Гоголева, «История Якутии» Н.И.Васильева, «Страницы истории Якутии», «История Якутии в лицах» В.И. Пестерева, «Якутия» А.А.Калашникова, со статьями краеведов Н.И.Попова, Е.Яковлева, Г.Герасимова, П.Харитонова и другими.
Из исторической, краеведческой литературы мы знаем, что к началу 17 века у якутов еще не было государственной власти и политического объединения. Якуты жили родами во главе со своими тойонами на небольших поселениях.
В 1582 году русскими казаками под предводительством Ермака было разгромлено Сибирское ханство Кучума.
В 1619 году тунгусский вождь Илтик рассказал о якутах живущих на реке Линь (Лене). «Линь» по эвенкийский «Большая река».Под руководством Пантелея Демидовича Пянды была снаряжена Мангазейская экспедиция из 40 человек. Это было первое появление русских землепроходцев на якутской земле.
Весной 1631 года отряд казака Ивана Галкина из 33 человек добрался до Лены, где встретил сопротивление местных якутов. В мае 1632 года прибыл отряд сотника Петра Бекетова. 25 сентября 1632 года он основывает город Якутск, заложив Ленский острог в 70 верстах ниже современного Якутска, на земле Борогонцев.
Присоединение якутских земель к России было ознаменовано внедрением христианства среди местного населения. Народы Якутии не противились этому процессу, но оставались верными своим шаманам, язычеству. Было строго запрещено принудительное крещение местного населения. Власти боялись, что плательщики ясака переселяться на дальние окраины. По данным архивным источников в 1648 году бежали от оплаты ясака 17% населения центральных волостей, а в конце 17 века около 50 - 60%.
6 декабря 1714г Петр 1 подписал указ, адресованный сибирскому митрополитету, где впервые говорилось о насильственном крещении якутов. « Об уничтожении кумиров и кумирниц у вогумечей, у остяков, у татар и у якутов, и о крещении сих народов в христианскую веру».
Во времена Петра 1 крещение поощрялось, тойоны первыми принимали новую веру, т.к. поняли возможность повиновения народа. Указом Анны 1 от 14 сентября с 1740г повелено было награждать « По кресту тельному, да по одной рубахе и по сербяжному кафтану с шапкою и рукавицы, обувь - черкиз с чулками, а кто познатнее, тем давать кресты серебряные, кафтан и сукна крашеный, какого цвета кто захочет, вместо черков сапоги, кто же примет крещение целым семейством, тем в дома давать по иконе». Ясачные якуты крестившись освобождались на 3 года от ясака. Такая система подарков действовала до указа Екатерины 2(6 апреля 1764 г ), который отменил подарки деньгами и одеждой, сохранив только кресты и иконы. Однако насаждаемая сверху религия была формальной. После крещения якуты продолжали поклоняться своим божествам, обычая и традициям.
Только с конца 60-70гг 18 века началось массовое крещение местного населения. Для убыстрения процесса христианизации была введена специальная должность «веропроповедник». Первым в Якутии такое звание получил священник Верхно-Вилюйской Николаевской церкви Григорий Ноговицын. За 10 лет деятельности он обратил в православную веру 247 человек. Веропроповедник Гавриил Ноговицын с 1767 по 1769г. крестил 838 человек. К числу известных миссионеров вошли священники А.Дьячковский, М.Винокуров (Амгинская Преображенская церковь, Т.Дьячковский (Покровская церковь) и др.Начали строиться церкви.
Если с первыми воеводами в Ленский острог прибыло 5 священнослужителей, то в 1721 году в Якутской области насчитывалось 2 протоирея,38 священ ни ков, 6 дьяконов,27 дьячков и 40 пономорей. Во второй половине 19-20 веков христианизация идет быстрыми темпами. Е.С.Шишигин пишет, что низовой организацией православной церкви в Якутии являлся церковный приход.В конце 17 в. в Амгинской и Олекминской волостях были построены часовни, а в Зашиверске-шатровая церковь.С увеличением численности православного русского населения начали строиться новые церкви. В 1707г. в Якутске, вместо сгоревшей зимою 1701г. соборной церкви, был построен новый каменный собор во имя Живопачальной Троицы. В 1732г. в Якутском заказе насчитывалось 9 церквей. В 1828 году Якутская Степная Дума составила проект нового распределения наслегов на приходы с целью «уравнивания» территорий существующих и представила на рассмотрение областного начальства.Согласно проекта предусматривалось увеличение количество приходов в улусах. Так, например, в Мегинском улусе вместо 3 старых планировалась образование 6.А 10 наслегов должны составить 3 приход Якутского Троицкого Собора .В 1828 году в Якутской области было построено 15 церквей и 12 часовен, а уже в 1862 г. 17 церквей и часовен .В 1852г. по всей Якутской области насчитывалось 33 церкви.
По данным Памятных книжек Якутской области и первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 г численность духовенства была следующей: в 1862г.-229, в 1870г.-227, в 1886г.-239, в 1897г.-323, в 1915г.-337.

Первые священнослужители.

Особое место в истории русской православной церкви в христианизации народов Сибири Дальнего Востока и Аляски принадлежит к Иннокентию (Вениаминову Ивану) архиепискому Камчатскому. Курильскому, Алеутскому, митрополиту Московскому и Коломенскому, выдающемуся ученому, этнологу, географу-лингвисту, переводчику, члену-корреспонденту Российской Академии наук, Почетному члену Императорского Русского Географического общества. Он жил в Якутске до 1860г. в течение 7 лет. Он занимался христианизацией якутов, переводом на якутский язык богослужебных книг, открытием новых приходов. Так, начиная с 1850 года расширялось строительство церквей и часовен в якутских улусах и в 1865 в епархии церквей стало 65 часовен. С 1855 года в Якутске начал работу комитет по переводу священных богослужебных книг на якутский язык. В 1857-1858 годах были изданы 8 книг, в.т.ч. «Священная евангелия на якутском языке». «Краткая грамматика якутского языка»,составленная протоиереем Д.Хитровым. Перевод и издание церковной литературы сделали возможным осуществить поведение службы на якутском языке. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком Соборе впервые состоялось торжественная литургия на якутском языке.
В 1868 году Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенском, настоятелем Троице, Сергеевой лавры. Учитывая огромную просветительскую и миссионерскую работу, он был причислен к лику святых.
В 1870г. епископом Якутским и Вилюйским епископом назначен Преосвященный Дионисий - Дмитрий Хитров. Он состоял архиепископом Якутским и Вилюйским почти  16 лет. За 12 лет службы в Якутской области Дионисий настолько хорошо изучил край коренных жителей, их язык, культуру, быт, нравы и обычаи, что службу вел на якутском языке, этим завоевал особое к себе уважение местного населения.
К тому же он был активным участником деятельности Императорского географического общества. За заслуги в деле перевода и издания церковной литературы, составления «Краткой грамматики якутского языка» был награжден орденом Святой Анны 2 степени, наперстным крестом.

Строительство церквей в Хангаласском улусе.

В Хангаласском улусе по инициативе Монахов монастыря в 84 верстах от Якутска основана Покровская пустынь. По некоторым данным она построена вместе с Зашиверским в 1700г., по одним в 1705, 1709, 1712 годах. Началом Покровской пустыни служила часовня, построенная в1682г. воеводою Иваном Преклонским приписанная Спасскому монастырю. Участие в строительстве принимали якутский дворянин Дмитрий Кычкин, воевода Ельчин и др. Грамота на построение 1 пустыни во имя Покрова Присвятыя Богородицы дана метрополитом Фелофеем Д.Кычкину 8 июня Подрядчиком по постройке: промышленный человек Федор Хрен, житель Якутска Федор Арефьев. Иконописная часть во всех трех приделах была взята и выполнена местным иконописцем Афанасием Новогородовым.
Пустынь сгорела в 1724г. Вторая церковь построена в 1735г., но и она сгорела. Третий раз церковь была построена на средство Якутского Спасского монастыря и иеромонахом Христофором. Это деревянное двухэтажное здание была названа Кангаласской Покровской церкви по сюжету Покрова Божьей матери. Окончательной датой строительства церкви считается 1787год,здесь в документах уже нет расхождений.В 1793году старанием священника Дьячковского на собранные у прихожан средства были куплены украшения и установлен иконостас ,который был освящен 1 октября 1793года.В1814 году на втором этаже был установлен резной иконостас и вставлены иконы и в 1815 году при объезде Якутии Иркутской архиепископ Михаил освятил его. В 1874 году в Покровске была построена вторая церковь иждивением якутского купца А.Шестакова. Это была уже каменная церковь. Прихожанами Покровской церкви были якуты Немюгинского и Эргисского наслегов. В 1914г. у церкви было 2998 прихожан. Наиболее известные священники: Гаврил Павлуцкий и его сын Иннокентий Павлуцкий. В 1815г. по инициативе Ильи Михайловича Шадрина, жители 5 Мальжагарского наслега началось строительство Синской Воскресенской церкви. Здание церкви было деревянным, деревянная ограда. Церковь имела 30 десятин земли. С 1902г. церковь имела церковно — приходскую школу. Дети в этой школе учились без принуждения и с большим усердием. Выпускники таких школ имели хороший почерк, знали русский язык и выполняли сложную работу писаря родовой управы и письмоводителя улусной управы в Покровске. Последним священником был уроженец г.Якутска Михаил Васильевич Никитин, окончивший 4 класса якутской духовной семинарии. При церкви работала библиотека, имевшая 159 книг.Он в 1897 году был назначен псаломщиком Покровской церкви, в 1900 году - священником Усть-Майской церкви, а 27 августа 1904 год-священником Синской церкви.
В 1892г. была построена Качикатская Николаевская церковь в селе Кердем. Она была освящена 19 сентября 1910г. С 1 сентября 1899г. существовала церковно-приходская школа, в которой учились 4 девочки. Священником был А.Попов, псаломщиком-Иоанн Попов. В 1909г. священником стал Иоанн Иннокентьевич Шипицын, окончивший курс Якутского духовного училища. Приход составляли жители Качикатского 1 и 2 Жемконских наслегов. Численность прихожан в 1914г. составляла 4175 человек.
Тит-Аринская Петропавлоская церковь была построена в 1899г.И освящена епископом Никанором 29 июля в 1902г. Священником был с 1909г. Георгий Афанасьевич Черных, окончивший Иркутскую духовную семинарию. При церкви была школа, где в 1914г. обучались 9 мальчиков и 4 девочки.
Октемская Свято-Троицкая церковь была построена в 1876 году и освящена епископом Мелетием 27 июня 1890 года. Церковно- приходская школа находилась в 10 верстах от церкви,в Техтюре.В 1914 году в этой школе учились 11 детей. Священником в Октемской церкви был Николай Васильевич Верещагин, окончивший три класса Якутского духовного училища. В 1901г. построена Улахан-Анская церковь, которая была освящена в 1904г. епископом Иннокентием, священником был Василий Георгиевич Сучковский. В 1884 году В.Г.Сучковский был диаконом в Якутский собор, а через два года благодаря своему голосу протодиаконом этого собора Маковым был рукоположен в священники Верхнее - Колымской церкви - в 1887 году.

Сатинская Мелетиевская церковь.

Сатинская Мелетиевская церковь была построена в 1896 году и освящена якутским епископом Никодимом 26 мая 1898 года. Эта деревянная, однопрестольная (престол во имя Мелетия, архиепископа Антиоийского). Церковь имела немалые земельные угодья — 55 десятин земли.
При церкви сразу была открыта церковно-приходская школа и в ней в 1889 г. обучалось грамоте 24 мальчика и 3 девочки.
Открытие школы в Сате в документах Якутского Епархиального Совета датируется в 1899 г. (Н.А РС(Я) ф.287 оп.1, д.ПЗ, л.5). Она была построена по инициативе общественности 1 и 2 Мальжагарских, Сатииского и 2 Малтанского наслегов. Учителями были священник Михаил Протопопов, псаломщик Николай Протопопов и окончивший курсы женского епархиального училища Анна Петровна Винокурова (там же л. I - II, 15-28). Со дня открытия Сатинская церковно -приходская школа считалась одной из лучшей. В отчетах тех лет пишется: «Из всех церковно-приходских школ Иркутского тракта, осмотренных иеромонахом О.Алексием, по своему и внутреннему благоустройству обращают на себя следующее: ...Сатинская. В течение года обучение в этих школах велось сообразно с программами. Успехи, нравственный строй учеников производят благоприятное впечатление. Равным образом, школы эти отличается порядков, во всем чистота и опрятность всех предметов школьного обихода. Из всех школ, мною посещенных, лучшей целесообразной постановкой учебно-воспитательного дела обращают внимание школе... Качикатская , Бестяхская и Сатинская. Заведующий школой Михаил Протопопов преподает Закон Божий толково и применительно к детскому пониманию», (л.л. 1,2,7).
С 1913г. заведующим назначается Михаил Семенович Кокшарский. С 1 сентября 1913 г. школа была преобразована в двухклассную церковно-приходскую школу. Просуществовала до установления Советской власти.
В школе работали в разные годы: дочь Кокшкарского - Олимпиада Михайловна Кокшкарская, Пантелеймон Николаевич Орлов, окончивший Якутскую духовную семинарию и Василий Гаврильевич Соколов, окончивший курсы при церковной учительской семинарии.
Перед 90-летием Булгунняхтахской средней школы жительница села Петрова А.Ф. передала в дар школьному музею интересный экспонат. Это икона, которую Агния Федоровна обнаружила за рамой семейных фотографий. По её предположению икона принадлежала Михаилу Семеновичу Кокшарскому. Он жил у родителей Агнии Федоровны. Они, боясь представителей Советской власти, иконы закрыли картоном, на которой приклеили фотографии. По некоторым данным икона выполнена Поповым И.Е.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изученные данные дают сделать вывод о том, что христианизация Якутии имела положительную роль в развитии Якутского края. Так, по данным 1914г. Якутская епархия имела 104 церкви. Церкви в Якутии по своей архитектуре не уступали церквям центральных областей России, хотя многие не имели позолоченных куполов и богатых убранств. Храмы и церкви украшали города и села, были центрами культуры.
Все церковники владели якутским языком и слово Божий передавали на их родном языке.
Почти все церкви церковно-приходские школы, которые активно способствовали развитию образовании, грамотности среди местного населения. Большинство первых образованных   людей из якутов сначала получило церковно-приходское образование.
Недостаточное внимание со стороны властей привело к тому, что многие церкви не сохранились до настоящего времени. Например, из 7 церквей Хангаласского улуса сейчас сохранилась только Качикатская Николаевская церковь в с.Кердем.В Булгунняхтахе ведется работа о постройке новой церкви, способом народной стройки.
Первые книги на якутском языке, сама якутская письменность дана просветителями из духовенства. Первая газета в Якутии стала выходить в 1888 году при епископе Иакове, и называлась она «Якутские епархиальные ведомости». Со временем в этой газете стали появляться публикации на якутском языке. Жившие в Якутии священники были для своего времени высокообразованными людьми. Они по-настоящему любили и жалели людей. Мы с благодарностью вспоминаем святителя Иннокентия Вениаминова. При нем Якутск стал духовным центром объединявшим громадную территорию от Якутии до Северной Америки. Другой замечательный человек - Дионисий Хитров, который продолжил дело святителя Иннокентия Вениаминова. Он прекрасно владел якутским языком, посетил множество отдаленных улусов.
Наше государство обязано заботиться не только о физическом здоровье граждан, но и духовном.

Используемая литература

  1. Васильев Н.И. Истории Якутии. Бичик 2004г.
  2. Герасимов Г. Танара дьиэлэрэ.О.О. 05.08.99г.
  3. Гоголев А.И.Истории Якутии. Якутск 2005г.
  4. Илин.№1,2-1991г. №1-2000г.
  5. Калашников А.А,Якутия. 1632-1917гг. Якутск. Бичик 2000г.
  6. Пестерев В.И. История Якутии в лицах. Якутск. Бичик 2001г.
  7. Пестерев В.И. Страницы истории Якутии. Якутск. Бичик.2000г.
  8. Попов Н.И. В улусе 7 церквей. Ленские маяки.12.01.1996г.
  9. Харитонов П.Н. Кто же создатель Покровской церкви. Лена маяктара.№31, 1984г.
  10. Шадрина Г.Е.Ханалас. Якутск. 2000г.
  11. Явловский П.П.Летопись г.Якутска. Якутск. 2002г.
  12. Яковлев Е.Л. Хангаласцы от века к веку. Якутск. 2000г.
  13. Материалы школьного музея.