Авторская программа "Память"

Разделы: Внеклассная работа


Социальные потрясения вызвали разрушение существующих ценностей, вызвали в обществе глубокий духовный кризис. Заметно снизился интерес к героическим страницам истории, её культурным достижениям и корням.

Поэтому возращение забытых традиций, гражданско-патриотическое воспитание стало центральной идеей воспитания учащихся в рамках музейной педагогики.

Создание данной программы продиктовано необходимостью максимально задействовать воспитательные резервы музея для самореализации личности, развития её патриотичных чувств и активной гражданской позиции.

Цель программы: создать условия для формирования гражданского и национального самосознания учащихся.

Задачи:

1) способствовать развитию патриотических чувств личности, чувства сопричастности к судьбе страны;
2) средствами музейной педагогики формировать активную жизненную позицию;
3) создать условия для самореализации личности, реализации её творческих потенциалов;
4)способствовать формированию лучших нравственных качеств личности;
5)развивать способности самоорганизации и самоконтроля.

Принципы построения программы:

принцип деятельностного практико-ориентированного подхода, позволяющий максимально реализовать творческий и исследовательский потенциал личности, поддерживать процессы саморазвития, самоорганизации, самоконтроля и в конечном итоге самоактуализации личности;
– принцип непрерывности, ни один проект не считается завершенным, пока не исчерпан весь его внутренний ресурс, поэтому возможна неоднократная разработка данной темы с выделением новых проблем;
– принцип системности и последовательности усвоения новых умений, навыков работы с информацией;
– принцип педагогической поддержки, создание комфортной среды для проявления и реализации творческого потенциала учащихся, помощи в решении их индивидуальных проблем;
– принцип научности реализует и способствует формированию научного мировоззрения через системную исследовательскую работу с документами и музейными предметами, Интернет – сайтам;
– принцип комплексности, работа над темой требует одновременного применения знаний из многих областей, умение видеть перспективу и возможные практические выходы;
– принцип сотрудничества, сотворчества реализуется через постоянное взаимодействие учитель – ученик – родитель – представитель общественности (ветераны, жители микрорайона, представители завода);
– принцип самоуправления и самодеятельности, выражается в активной деятельности Совета музея и Актива музея;
– принцип толерантностию

Главной особенностью данной программы является то, что в ее основу заложен проектный метод, который позволяет наиболее системно реализовать поставленные цели и задачи.

Центральной идеей является идея сопричастности к прошлому своего Отчества, страны, города, идея деятельностного патриотизма и гуманизма.

Программа рассчитана на работу с Активом музея, состоящим из учащихся 9–11-х классов. Актив музея создает несколько поисковых, творческих и исследовательских групп.

Реализация программы происходит в течение трех лет и включает два основных этапа работы:

I – этап (9-10-й класс) поисковые группы разрабатывают первичные информативные проекты.

Цель: сбор, систематизация, оформление материалов, приобретение экспонатов для пополнения фондов музея.

Чаще всего проекты рассчитаны на полгода или год работы. Развитие навыков интерпретирования, систематизации и коммуникативных навыков.

II – этап (10-11-й класс) исследовательские и творческие группы (куда могут привлекаться и отдельные заинтересованные учащиеся 9-х классов) работают над практико-ориентированными и социально-значимыми проектами

Цель: использование материалов информационных проектов на практике. Разработка исследовательских проектов.

  1. Исследование собранной информации, формирование основной проблемы (гипотезы) и её проверка на углубленном изучении информации. И иногда приходиться дособирать информацию.
  2. Практическое применение собранной информации вовлечение в работу учащихся среднего, младшего и старшего звена (практико-ориентированные и социально – ориентированные проекты).

Результаты (продукты) таких проектов:

  • – газеты, создание экспозиций;
  • – разработка экскурсий и их проведение;
  • – экскурсии– игры;
  • – рукописные и иллюстрированные буклеты;
  • – мультимедийный продукт;
  • – встречи с интересными людьми;
  • – публикация в газету;
  • – макеты храмов;
  • – разработка сценария круглого стола;
  • – конкурсы (чтецов, музееведов, художников);
  • – разработка викторины.

Эти формы, являясь продуктом проектной деятельности, предназначенной для реализации в классах младшего и среднего звена, целенаправленно создаются для этой возрастной группы.

Сложность в том, что практически все проекты носят комплексный межпредметный характер и требуют знаний из различных областей: истории, логики, литературы, информатики, географии, обществознания и даже искусствоведения. Поэтому возникает необходимость самообразования, учитель проводит консультации и направляет процесс.

Таким образом, реализация деятельностно – проектной технологии позволяет не только максимально задействовать креативные ресурсы старшеклассников, способствуя их самовыражению, но и вовлечь в работу практически всех учащихся школы через осуществление результатов (продуктов) проектной деятельности. Это позволяет наиболее полно задействовать потенциал музея, что способствует реализации основных программных принципов, в том числе преемственности, сотрудничества.

Роль педагога (руководителя музея) определяется основными целями программы и ее спецификой и заключается в опосредованном воздействии на детей через систему консультаций.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Программа призвана помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения.

Внешние результаты реализации программы:

– достижения ребят на городских, областных и всероссийских конкурсах и научно – практических конференциях;
– устойчивый интерес к работе музея (в том числе увеличение посещений музея, проводимых в нем мероприятий);
– постоянное развитие музея (увеличение материалов, экспонатов, обновление экспозиций);
– увеличение направленности и разнообразия проектов;
– отзывы о работе музея.

Внутренний результат проследить значительно сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих в личности ребенка, саморазвитии, изменениях его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

– эссе “Музей в моей жизни”;
– наблюдения;
– мониторинг администрации школы;
– анкетирование;
– собеседование с учащимися.

Практическая реализация программы в 2004-2008 гг. (Приложение )