Программа предмета "Информатика и ИКТ" для 10—11-х классов социально-экологического профиля

Разделы: Информатика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая комбинаторная программа профильного курса для социально-экологической группы составлена на основе:

  • "Обязательного минимума содержания образования по информатике (уровень В)", рекомендованного Министерством образования РФ;
  • Программы для естественно-научного профиля рекомендованной Министерством образования РФ в 2000 г.

Данная программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю).

Курс информатики в 10-11 классах социально-экологического профиля рассматривается в программе как продолжение курса информатики 1-9 классов начальной и основной школы.

Актуальность создания программы:

Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний человека в области информационных технологий. Он должен обладать определенным уровнем информационной культуры, который и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией.

Учащиеся социально-экологического профиля, обучаясь по программе "Информационные технологии", будут иметь необходимый кругозор в данной предметной области. Данная программа развивает у них логическое мышление, способность к анализу.

Новизна программы:

В программе для социально-экологического профиля предусмотрено дальнейшее расширение представлений учащихся, как о системе базовых понятий информатики, так и об информационных технологиях, основанных на использовании компьютера.

Профильная направленность данной программы выражается, прежде всего, в отборе тематики материала, на котором учащиеся осваивают основные понятия курса, приобретают необходимые умения и отрабатывают навыки в использовании компьютерных информационных технологий. В большей своей части эта тематика относится к области экологии, поскольку экологические процессы носят глобальный характер и достаточно продолжительны по времени, что хорошо для проведения компьютерного эксперимента.

Цель: научить учащихся применять компьютерную технику для решения задач природопользования, а также привить им навыки сознательного и рационального использования компьютера в профессиональной сфере.

Задачи:

  • овладеть знаниями и навыками работы в операционной системе;
  • развивать у учащихся навыки решения задач с помощью подходов, относящихся к информатике;
  • учить применять алгоритмический и системный подход к решению задач;
  • подготовка учащихся к будущей профессии.

При изучении данного курса учитывается:

  • уровневая дифференциация;
  • возрастные особенности учащихся 10-11 классов;
  • применение педагогических технологий: личностно-ориентированное, развивающее обучение, проектные, поисковые, информационные, исследовательские;
  • разнообразные формы и методы обучения: лекции, беседы, мультимедийные уроки, практические, самостоятельные работы, исследовательские, ролевые, проблемно-деловые игры, устные защиты творческих проектов, проведение тестовых работ.

Содержание программы

1.10 класс (34 часа)

Раздел 1.1. Информация. Информационные процессы. Информатизация общества. (5 часов)

Основные понятия: информация, информационные процессы, бит, байт, информационная революция, позиционная и непозиционная системы счисления.

Тема 1.1.1 Инструктаж по ТБ. (0,5 часа)

Учащиеся должны:

  • соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации на компьютере.

Тема 1.1.2 Информатизация общества. Информационная революция. (1,5 часа)

Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информационной революцией. Характеристика индустриального общества. Характеристика информационного общества.

Учащиеся должны знать:

  • понятие информационной революции и ее влияние на развитие цивилизации;
  • краткую характеристику каждой информационной революции;
  • суть процесса информатизации общества.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры, отражающие процесс информатизации общества;
  • составлять таблицу поколений ЭВМ.

Тема 1.1.3 Информация и знания. Единицы измерения информации. (1 час)

Понятие информация. Понятие информационного процесса. Примеры информационных процессов. Единицы измерения количества информации. Учащиеся должны знать:

  • какой смысл вкладывается в понятие информация;
  • понятие информационного процесса;
  • единицы измерения информации;

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информационных процессов;
  • определять количество информации.

Тема 1.1.4 Кодирование информации. (2 часа)

Представление в компьютере числовой информации. Системы счисления: позиционные и непозиционные. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. Форматы представления чисел в компьютере.

Представление в компьютере нечисловой информации: текстовой, графической, звуковой, видео.

Учащиеся должны знать:

  • типы систем счисления;
  • как представляется в компьютере текстовая информация;
  • как представляется в компьютере графическая информация;
  • как представляется в компьютере звуковая и видео информация;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять перевод чисел из десятичной системы в двоичную; восьмеричную, шестнадцатеричную и наоборот;
  • различать типы форматов, используемых для графической, звуковой и видео информации.

Раздел 1.2 Компьютер и программное обеспечение. (3 часа)

Основные понятия: процессор, внешняя память, оперативная память, устройства ввода и вывода информации, файл и файловая система, расширения файла, навигация в файловой структуре, операционная система.

Тема 1.2.1 Устройство компьютера. Память компьютера. (1 час)

Магистрально-модульный принцип построения. Периферийные и внутренние устройства компьютера. Виды памяти в компьютере.

Учащиеся должны знать:

  • магистрально-модульный принцип построения компьютера;
  • назначение и основные характеристики устройств компьютера.

Учащиеся должны уметь:

  • перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  • вводить и выводить данные.

Тема 1.2.2 Файлы и файловая система. Навигация в файловой структуре. (1 час)

Файл и файловая система. Операции с файлами. Графический интерфейс для работы с файлами. Навигация в файловой структуре. Программа "Проводник".

Учащиеся должны уметь:

  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск).

Тема 1.2.3 Операционная система: назначение и состав. (1 час)

Понятие об операционной системе и программах-оболочках. Простейшие системные работы в операционной системе Windows XP. Системные стандартные программы.

Учащиеся должны знать:

  • функции операционной системы;
  • взаимодействие операционной системы и программ пользователя.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие системные работы в конкретной операционной системе (копирование, удаление, переименование, копирование наборов данных и т.п.)
  • использовать конкретную оболочку для ОС.

Раздел 1.3 Текстовый редактор MS Word. (5 часов)

Основные понятия: Текстовый редактор: назначение, основные функции. Редактирование и форматирование текста. Закладки, гиперссылки. Стилевое оформление. Колонтитулы.

Тема 1.3.1 Повторение. (1 час)

Текстовый редактор: назначение, основные функции. Редактирование и форматирование текста.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и возможности текстового редактора;

Учащиеся должны уметь:

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов;
  • устанавливать параметры страницы.

Тема 1.3.2 Создание закладок и гиперссылок. (2 часа)

Гипертекст, закладка.

Учащиеся должны знать:

  • технологии создания гипертекста

Учащиеся должны уметь:

  • создавать гипертекст

Тема 1.3.3 Вставка объектов. (2 часа)

Вставка иллюстраций, фотографий, диаграмм, схем, математических формул в документ.

Учащиеся должны уметь:

  • вставлять различные объекты в документ;
  • интегрировано работать с несколькими офисными приложениями.

Раздел 1.4 Пакет презентаций Power Point. (5 часов)

Основные понятия: назначение, основные функции. Слайд. Типы слайдов. Настройка анимации на текст, графику. Сортировка и показ слайдов. Управляющие кнопки. Гиперссылки.

Тема 1.3.1 Основные функции и назначение. (1 час)

Возможности и область использования приложения Power Point. Типовые объекты презентации. Запуск и настройка приложения Power Point. Назначение панелей инструментов.

Учащиеся должны уметь:

  • назначение и функциональные возможности Power Point;
  • назначение панелей инструментов;
  • технологию настройки Power Point.

Тема 1.3.2 Технология создания презентации (2 часа)

Создание презентации на тему "Проблемы экологии". Создание фона презентации и набор текста. Вставка рисунков, звука, видеоклипа в презентацию. Создание анимации для текста и объектов. Запуск и отладка презентации.

Учащиеся должны знать:

  • технологию создания презентации;
  • презентация состоит из объектов.

Учащиеся должны уметь:

  • создать слайд;
  • изменить настройки слайда;
  • вставить в презентацию звук и видеоклип;
  • настроить анимацию звука и клипа.

Тема 1.3.3 Создание гиперссылок, управляющие кнопки (2 часа)

Назначение гиперссылок, управляющих кнопок. Алгоритмы их создания.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать управляющие кнопки;
  • создавать гиперссылки.

Раздел 1.4 Базы данных (8 часов)

Основные понятия: база данных, таблица, поле, запись, управление базой данных. СУБД. Виды моделей баз данных: реляционная, иерархическая, сетевая. Типы данных. Запрос. Форма. Отчет.

Тема 1.4.1 Теоретические основы баз данных. (1 час)

Представление о базах данных. СУБД. Виды моделей баз данных: реляционная, иерархическая, сетевая. Сравнительный анализ моделей баз данных. Типы данных в среде ACCESS.

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия базы данных;
  • понятия СУБД;
  • виды моделей баз данных и их отличительные особенности;
  • типы данных, используемые в базах данных.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры различных моделей баз данных.

Тема 1.4.2 Технология разработки базы данных (7 часов)

Заполнение таблиц. Создание запросов, отчетов. Создание формы заставки. Создание управляющих кнопок. Настройка запуска базы данных.

Учащиеся должны знать:

  • технологию создания базы данных.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать структуру базы данных;
  • создавать форму;
  • вводить данные;
  • сортировать данные;
  • отбирать данные с помощью фильтра;
  • создавать кнопки в форме.

Раздел 1.5 Электронные таблицы Excel (6 часов)

Основные понятия: электронные таблицы, адрес ячейки, типы и форматы данных, стандартные функции. Диаграмма.

Тема 1.5.1 Повторение основных возможностей (1 час)

Представление о MS Excel. Запись формул в ячейки. Вычисление по готовой таблице.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и основные возможности электронных таблиц.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить вычисления по готовой формуле;
  • вводить формулы в таблицу заданной структуры.

Тема 1.5.2 Функции, задачи с их использованием (3 часа)

Понятие лист, книга. Переименование, удаление и вставка листа. Встроенные функции (математические, логические и т.п.), запись формул в ячейки. Относительные и абсолютные ссылки. Мастер функций.

Учащиеся должны знать:

  • что такое лист, книга;
  • понятие относительной и абсолютной ссылки, гиперссылки.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать рабочие таблицы;
  • решать задачи с использованием различных формул.

Тема 1.5.3 Построение диаграмм графиков (2 часа)

Построение диаграмм и графиков с помощью мастера диаграмм.

Учащиеся должны уметь:

  • строить диаграммы и графики.

2. 11 класс  (34 часа)

Раздел 2.1 Моделирование и формализация (29 часов)

Основные понятия: Понятие модели объекта (процесса, явления), параметры модели. Понятие математической, компьютерной, информационной модели. Этапы построения модели. Понятие фактора. Модели ограниченного и неограниченного роста. Метод наименьших квадратов. Одно- и многофакторные модели. Понятие ресурса. Модель "хищник - жертва". Прогнозирование. Поиск оптимальных решений.

Тема 2.1.1 Инструктаж по ТБ. (0,5 часа)

Учащиеся должны:

  • соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации на компьютере.

Тема 2.1.2 Модели объекта, процесса, явления. (2,5 часа)

Понятие модели объекта (процесса, явления), параметры модели. Взаимосвязь между моделями объектов (процессов, явлений) и моделями задач. Понятие математической, компьютерной, информационной модели. Этапы построения модели. Инструментарий информатики, как средство проведения компьютерных экспериментов с моделями.

Учащиеся должны знать:

  • отличие моделей объектов (процессов, явлений) от моделей задач, взаимосвязь между этими моделями;
  • виды и типы моделей;
  • понятие компьютерной и информационной моделей.

Учащиеся должны уметь:

  • распознать плохо или хорошо поставлена данная задача;
  • использовать готовые модели для построения моделей задач;
  • выбирать инструмент для компьютерного моделирования адекватно построенной модели (электронная таблица или среда программирования).

Тема 2.1.3 Построение моделей ограниченного и неограниченного роста. Метод наименьших квадратов. (7 часов)

Понятие фактора. Экологические факторы как "носители" информации о связях между элементами экосистемы. Пределы изменения факторов. Построение моделей ограниченного и неограниченного роста. Метод наименьших квадратов.

Учащиеся должны знать:

  • что такое фактор;
  • наличие для каждого фактора пределов его изменения, в которых он оказывает влияние на систему;
  • модели ограниченного и неограниченного роста.

Учащиеся должны уметь:

  • применять модели ограниченного и неограниченного роста для построения моделей задач ;
  • применять метод наименьших квадратов.

Тема 2.1.4 Моделирование воздействия на систему случайных и систематических факторов. (5 часов)

Понятие ресурса. Невозобновимые и возобновимые ресурсы.

Саморегуляция системы. Понятие гомеостазиса системы.

Модели наиболее распространенных видов процессов: круговорота, роста, конкуренции. Модель "хищник - жертва".

Учащиеся должны знать:

  • понятия ресурса, невозобновимых и возобновимых ресурсов;
  • понятие саморегуляции системы и гомеостазиса;
  • наиболее распространенные модели круговорота, роста, конкуренции.
  • модель "хищник - жертва".

Учащиеся должны уметь:

  • применять указанные модели для решения экологических задач.

Тема 2.1.5 Моделирование экономических процессов. (8 часов)

Прогнозирование результатов задачи. Создание тренда. Поиск оптимального решения. Математическая модель.

Учащиеся должны уметь:

  • находить оптимальное решение, строить линии тренда с помощью электронных таблиц.

Тема 2.1.6 Создание и работа с базой данных MS Ecxel. (6 часов)

Заполнение таблиц. Создание запросов, отчетов. Фильтр, создание формы.

Учащиеся должны знать:

  • технологию создания базы данных.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать структуру базы данных;
  • создавать форму;
  • вводить данные;
  • сортировать данные;
  • отбирать данные с помощью фильтра.