Урок русского языка в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Содействовать углублению знаний об орфограммах в корне слова;
  • Учить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;
  • Овладение умениями поиска необходимой информации в словарях и других источниках.
  • Развивать речь учащихся; обогащать их словарный запас, способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному языку, стремление совершенствовать свою речь.

Оборудование:

  • схемы-опоры,
  • таблицы,
  • этимологический словарь,
  • магнитофон,
  • компьютер,
  • мультимедийные средства.

План урока

1. Организационный момент.

Создание психологического комфорта.

Сейчас у нас урок русского языка, но в необычной школе, а в школе "Грамотеев". Кто ответит на самое большее количество вопросов и будет самым активным (а это прослеживается набором баллов за урок), то вправе называться "Грамотеем" этого урока.

Вы готовы?!

2. Самоопределение к деятельности.

На доске строчка чистописания.

Учитель: Ученик:
На какие группы можно разделить? Буквы обозначающие гласные и согласные звуки.
С какими орфограммами ассоциируется запись этих букв? Проверяемые парные согласные и безударные гласные;

Непроверяемые согласные и безударные гласные;

Правописание приставок и предлогов и т.д.

Какую закономерность вы заметили и где она нарушена? Запись гласных обозначающих сначала твёрдость затем мягкость;

В записи согласных: сначала звонкие затем глухие, а в последнем наоборот.

В это время включаю слайды "Словарной разминки". Запись строчки чистописания.

3. Постановка учебной задачи.

Учитель: Ученик:
Проверяемые или непроверяемые орфограммы в словах? Непроверяемые. Эти слова надо запомнить.
Запишем?! Запись с проверкой по слайдам.
Ур.жай, г.рлянда, в.лосипед, л.пата, к.локол, к.рова, .г.род, п.лотенце, г.род, к.нфетти, с.рпантин, г.зета, .гурец, б..седа, б.гаж.  
Есть ли слова "непроверяемые" гласные, в которых можно как - то проверить?
  • велосипед - от латин. велос;
  • корова - от латин. "кор" - рог;
  • лопата - рус. лопасть.
  • колокол - истор. корень - коло- огород, город,
  • полотенце - от старославянских слов с неполногласными сочетанииями оро/ра, оло/ла, ере/ре.
А как проверить безударную гласную? Надо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная гласная стояла под ударением.
Какие слова могут быть проверочными? Однокоренные, старославянские, форма слова.
Задание № 2 на стр. 125.  
Какая проблема возникла перед вами? Как быть если в слове две безударные гласные?

Подобрать проверочные слова к каждой безударной гласной.

Выполним выборочно, по схемам.
  • 3 пары - гл. + пр.+ сущ.
  • 3 пары - прил. + сущ.
Комментированное письмо.
На доске, по схеме сущ. + сущ.  
При проверке каких слов можно использовать приём нахождения старославянской пары с неполногласными? (вопрос интеллектуального марафона)
  • молодой - младая,
  • заголовок - глава,
  • голоса - глас,
  • деревянный - древо,
  • холодный - хладный.

4. Физминутка. (под музыку) Три девочки ведущие.

5. Обобщение.

Учитель: Ученик:
Для восстановления дыхания мы с вами выполним работу в парах. Задание № 3 стр. 125.  
Какую задачу вам придётся решать? Распределить слова в два столбика: - с проверяемым согласн. с непроверяемым согл.
Надо ли все слова перечислять?  
Какие слова будут достоверными для проверки? Слова с проверяемыми согласными и к ним проверочные.
Как проверить? Надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
О каких орфограммах мы говорили на уроке? Перечисляют:
В какой части слова встречаются орфограммы? В корне слова.
Что такое корень? Корень - это главная значимая часть слова.
Какая главная часть в словосочетании? Главное слово.
Чем отличается слово от словосочетания? Слово называет предмет, признак, действие, а словосочетатание уточняет.
Какие средства языка мы ещё с вами не называли? Предложение.
Что такое предложение? Неск.слов, связанных по смыслу грамматически
Что изучает грамматика? Морфологию, синтаксис. Выражает мысли и чувства и отличается законченностью.

На письме: большая буква первого слова, точка - в конце.

Можем ли мы сказать, что это предложение? Нет, т.к. в нём слова не связаны по смыслу.
Составьте предложение:

Пушистый, ночью, снег, выпал,

Ночью выпал пушистый снег.
Охарактеризуйте предложение. Повеств., невоскл.,

простое, распростр.

Если продолжим тему, что получится? Текст.
Что такое текст? Предложения, связанные по смыслу между собой.
Какие типы текстов знаете? Повествование, описание, рассуждение.
Сейчас вы составите текст, определите тему и определите тип текста.  
Но прежде рассмотрим картину "Зима".

1) Что изображено на картине?

2) Что видите в центре картины?

3) Что видите на переднем плане?

4) Что видите на заднем плане?

5) Что хотел передать художник?

6) Какое у них настроение.

 
Дети, по желанию зачитывают свои работы. Зачитывают 2 ученика, по желанию.
Весело детям, радостно родителям за детей, а радостно ли птицам? Дети зачитывают призывы к плакату.

Читают отрывки из стихотворений про птиц.

На этой лирической ноте заканчиваем обобщающий урок, тема которого: "Орфограммы в корне слова".
Какие слова могут быть проверочными? Форма одного слова, однокоренные слова, исторические корни.
В русском языке очень много орфограмм, как сказал В.Г.Белинский: "Русский язык один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения".  

7. Оценивание. Подсчитывают баллы и оценивают себя сами.

- И кто набрал большее количество баллов, награждается медалью "Грамотея".

8. Задание на дом: дописать сочинение, повторить правила.