Морис Метерлинк "Синяя птица". Действие 4-е, картина 9-я "В саду блаженства". Урок литературного чтения. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Понять взгляд автора и героев пьесы "Синяя птица" на окружающий мир, человеческие чувства и отношения, подготовиться к сочинению- рассуждению на нравственную тему.
  • Совершенствовать навык чтения.
  • Развивать речь, эмоционально-волевую сферу учащихся.
  • Воспитывать умение ценить истинные духовные радости.

Оборудование:

  • учебник "Литературное чтение" 4 кл. ч. 2, автор Н. А. Чуракова;
  • аудиозаписи музыки И.Саца из балета "Синяя птица", фрагмента песни А. Петрова "Материнская любовь";
  • видеозапись отрывка из мультфильма "Синяя птица";
  • компьютерная презентации слайдов портрета Мориса Метерлинка, рисунка Феи, фотографии финала балета "Синяя птица", репродукции картины К. Айвазовского "Радуга", вопросов, высказываний, словарных справок.

Оформление: театральные кулисы, синяя птица.

Ход урока

1. Организация класса на урок. Введение в тему.

- Здравствуйте, дети. Садитесь.

- Приветствуем Вас, месье Метерлинк. Я и мои юные друзья готовы продолжать поиски синей птицы на страницах вашей феерии. (слайд- портрет М. Метерлинка).

- В нашей стране очень популярны спектакли и балет по вашей пьесе "Синяя птица" (слайд- фото финала балета "Синяя птица")

- Друзья, хочу сказать вам, что в 1911 году, Метерлинк был удостоен Нобелевской премии в области литературы за богатство воображения и творческой фантазии. А главной идеей автора стало высказывание: Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое.

- Поэтому наша цель - рассуждать смелее, и только тогда мы сможем увидеть то, что само не бросается в глаза.

Гимнастика для глаз.

2. Актуализация знаний полученных при прочтении первой картины пьесы.

Взгляните на фею Берилюну, не правда ли она прекрасна? Показ рисунка старухи в чепце. Если вы не видите этого, достаточно повернуть её волшебный алмаз. При повороте рисунка на 90 градусов, старуха превращается в прекрасную юную принцессу. : Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое.

Дети описывают портрет феи, созданный автором в первой картине пьесы.

3. Формирование новых знаний. Чтение учителем авторских ремарок к сцене.

- Вперед, встречаемся в саду блаженств. Прежде чем открыть занавес, скажите мне, что такое блаженство.(слайд - выписка из толкового словаря Ожегова. )

- Звучит музыка: учитель читает авторские ремарки.

Когда занавес раздвигается, то перед входом в Сады открывается нечто вроде залы с высокими мраморными колоннами, между которыми, закрывая глубину сцены, висят на золотых шнурах тяжелые пурпуровые занавесы Гирлянды цветов. Рога изобилия, вазы, статуи, всюду масса позолоты. Посредине тяжелый роскошный стол из яшмы и золоченой меди, заставленный канделябрами, хрусталем, золотыми и серебряными блюдами с дивными яствами. За столом и вокруг стола едят, пьют, орут, поют, размахивают руками, валяются на полу спят среди недоеденной дичи, райских плодов, кувшинов и опрокинутых чаш самые тучные земные Блаженства. Они огромны, неимоверно грузны, румяны, одеты в бархат и парчу, на головах у них золотые венцы, украшенные жемчугом и драгоценными камнями Красивые рабыни разносят одно украшенное блюдо за другим и пенящиеся напитки. Сцену заливает тяжелый красный свет.

4. Работа над текстом.

Чтение детьми по ролям чтения отрывка с. 59-60 (2 абзац)

- Нужно быть смелым, чтобы не поддаться уговорам тучных блаженств.

- Посмотрите отрывок из мультфильма "Синяя птица", я надеюсь, вы сегодня завтракали?

Показ отрывка из мультфильма.

(слайд - поговорка Когда я ем, я глух и нем)

Объясните её смысл. Поговорку часто говорят болтливым детям за столом. Но после чтения пьесы я увидела в ней и другой смысл. Нужно быть смелее, рассуждайте.

Ответы детей.

- Обжора часто думает только о еде и его ничего больше не интересует, он глух к окружающему миру и людям, он не может ничего услышать и заметить, и не может ничего сказать.

5. Игра "Горячий стул".

- Почему рядом с садами тучных блаженств в пьесе - пещера Несчастий?

Ответы детей.

Потому, что блаженства могут довести до несчастья или до неприятностей.

СИДЯ НА ГОРЯЧЕМ СТУЛЕ НУЖНО КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ ПРАВДИВО РАССКАЗАТЬ НА ПРИМЕРЕ СВОЕГО ОПЫТА, КАК ТУЧНЫЕ БЛАЖЕНСТВА МОГУТ ДОВЕСТИ ДО НЕПРИЯТНОСТЕЙ.

- Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое.

На доске вывешены карточки: Блаженство ничего не делать, Блаженство спать больше, чем нужно, Блаженство есть, когда не чувствуешь голода.

- Я наберусь смелости и попробую первая: "Я люблю шоколад и на Новый год им объелась. У меня началась аллергия. Я покрылась сыпью. Было очень плохо. Пришлось лечиться".

Высказывания детей:

- Я очень люблю спать. По утрам часто иду на поводу у своей лени и просыпаю начало уроков. Из-за этого у меня много неприятностей с учёбой.

- Иногда я поддаюсь блаженству ничего не делать. Но дела все равно есть и кроме меня их никто не сделает. После безделья нужно сделать гораздо больше, а если не успеваешь, мучает совесть.

- Каждый вторник и четверг я убираю в своей комнате. Но тут захотелось ничего не делать. Комната осталась неубранной. А неприятный разговор с мамой стал неизбежен.

- Однажды я спал больше, чем нужно и проспал занятия в кружке. В тот день дети репетировали выступление. Меня на выступление не взяли.

- Я хотела участвовать в научной конференции. Но в последний момент решила ничего не делать. На конференции я слушала других детей, и мне стало жаль, что я поленилась. Было очень обидно, что я не смогла довести до конца свою работу.

- Блаженство "ничего не делать" отговаривало меня выполнять работу по математике. Ты можешь списать и не трудиться. Но однажды я обнаружил, что перестал понимать задания и уже не могу делать их сам. А наверстывать упущенное оказалось очень трудно.

- Однажды я съел один огромный кусок торта, но потом мне стало плохо. Мама вызвала врача, думала, я отравился. А я просто съел больше, чем нужно.

- Молодцы, вы смело и честно рассказали и показали, как тучные блаженства могут довести до беды. Так что же, теперь не есть, не спать и не отдыхать вовсе?

Ответы детей:

- Нет. Только нужно знать меру.

- Нужно чтобы обжорство и лень не стали главными.

- Надо иметь силу воли.

- Есть нужно, но не объедаться.

(слайд- афоризм " Не нужно совсем избегать блаженств, но нельзя дать им завладеть собою")

6. Музыкальная физминутка.

7. Чтение учителем авторских ремарок к следующей сцене.

- Пора повернуть волшебный алмаз, потому что нельзя давать тучным блаженствам завладеть собою.

Музыка. Читаю ремарки.

В то же мгновение сцена озаряется несказанно чистым, божественно нежным, ласкающим взгляд розовым светом. Тяжелые украшения переднего плана, плотные красные занавесы падают и исчезают, а за ними открывается волшебный тихий сад безмятежного покоя, нечто вроде храма зелени с прямыми аллеями, сад, где могучие, пышные, буйно растущие и в то же время рассаженные в определенном порядке деревья, отягченные ярко-зеленой листвой, где цветы и ликующая свежесть текущих, струящихся и бьющих отовсюду вод как бы разносят весть о счастье далеко вокруг.

Пиршественный стол исчезает бесследно. От светоносного дуновения, проносящегося по сцене, бархат, парча, венцы и смешные маски Тучных Блаженств приподнимаются, рвутся на части и падают к ногам ошеломленных сотрапезников. Сами Блаженства мгновенно опадают, точно проколотые пузыри, переглядываются, жмурятся от необычного для них, раздражающего их глаза света. Представ же наконец друг перед другом в своем настоящем виде, нагие, безобразные, дряблые, жалкие, они от стыда и от ужаса начинают дико кричать. Только мечутся в страхе, пытаются бежать и жмутся по углам, думая, что там их не видно. Но в ослепительно ярком саду нет тени. Поэтому большинство с решимостью отчаяния стремится проникнуть за грозный занавес, который в правом углу прикрывает вход в Пещеру Несчастий.

Сады начинают наполняться ангелоподобными существами, как бы пробудившимися от долгого сна, - они плавно движутся меж деревьев. На них блистающие одежды тонких и нежных оттенков: распускающейся розы, сверкающих на солнце вод, утренней лазури, янтарной росы и т. д.

8. Работа над текстом.

С какими милыми и занятными блаженствами вы познакомились? Прочитайте про них.

Выборочное чтение.

Ответы детей на вопросы учителя:

- Какое блаженство самое благоразумное?

- Какое самое веселое?

- Какое самое расторопное?

(Блаженство бегать босиком по росе)

- Его и отправим мы за великими радостями.

- Что такое радость?

Ответы детей.

(слайд со статьей из толкового словаря)

Чтение по ролям диалога великих радостей и Тильтиля.

- Дети знают многие радости, но не узнают их. Почему?

Вспомните, как вы встречались с великими радостями.

9. Игра "Угадай маску. "Какая я радость?".

Три ученицы надевают театральные маски с надписями:

  • Радость завершенного труда.
  • Радость созерцать прекрасное.
  • Радость мыслить.

Девочки-ведущие не видят, какой персонаж они представляют. Оставшиеся игроки должны рассказать, при каких обстоятельствах они встречались с одной из трех великих радостей, называя имена участниц, но не говоря какую радость они представляют.

Учитель начинает игру:

- Я встретилась с Машей, когда увидела прекрасную картину в галерее.

Я встречаюсь с Леной, когда читаю умную книгу.

Я встретилась с Настей, когда испекла пирог.

Высказывания детей.

Про радость мыслить.

  • Я встречаюсь с Леной, когда участвую в олимпиадах.
  • Я встречаюсь с Леной, когда пишу интересное сочинение.
  • Я встречаюсь с Леной, когда решаю примеры.
  • Я встречаюсь с Леной, когда придумываю поздравления для мамы.
  • Я встречаюсь с Леной, когда слушаю учителя и отвечаю на разные вопросы.

Про радость созерцать прекрасное.

  • Я встретился с Машей, когда слушал красивую музыку.
  • Я встретилась с Машей, когда увидела красивый цветок, а на нем бабочку.
  • Я встретилась с Машей, когда сидела на берегу моря и смотрела на волны и закат солнца.
  • Я встретился с Машей, когда пошел смотреть собор.
  • Я встретился с Машей, когда пришел на выставку детского творчества во дворец творчества.

Про радость завершенного труда.

  • Я встретился с Настей, когда закончил вышивать для мамы салфетку.
  • Я встретилась с Настей, когда убрала свою комнату.
  • Я встретилась с Настей, когда выполнила все домашние задания.
  • Я встретилась с Настей, когда вымыла посуду.
  • Я встретился с Настей, когда сделал модель самолета.
  • Я встретился с Настей, когда подготовил доклад на конференцию.

После прослушивания высказываний ученицы в масках угадывают свои роли, снимают маски и под аплодисменты проверяют себя.

10. Работа с репродукцией картины К. Айвазовского "Радуга".

- Радость созерцать прекрасное мы можем испытывать ежедневно. Стоит лишь открыть страницы нашей картинной галереи.

- Но я хочу показать вам репродукцию картины, которой в нашей галерее нет.

(слайд с репродукцией картины Айвазовского "Радуга")

Показ и обсуждение репродукции картины Айвазовского "Радуга".

Примерное содержание беседы.

Корабль потерпел крушение, он идет ко дну. Спасшиеся люди сели в шлюпки. Море ещё волнуется, волны бросают легкую шлюпку, небо хмурое и тяжёлое. Но вдруг:

Люди видят еле заметную прозрачную радугу:

- Что внесла радуга в эту картину?

- Почему стала ее названием?

Ответы детей:

- Без радуги на картине было бы мрачно, безнадежно.

- В радуге воплощается хрупкая красота и хрупкая надежда.

- Красота придает людям силу, уверенность, радость и оптимизм.

- Красота может спасти мир.

- Радость созерцать прекрасное - великая радость.

- А какую радость вы считаете для себя самой великой?

Ответы детей.

- Самая красивая радость, радость материнской любви, но почему дети не узнают ее. Подумайте, пока звучит её нежная песня.

Ответы детей.

11. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания.

- Когда дети вернуться домой, что-то измениться в их жизни?

- А может быть, что-то изменится в вашей жизни после этого урока?

- Попробуйте дома написать сочинение на тему: "Что такое радость?"

Литература для педагога.

  1. Курганов С.Ю. Взрослый и ребенок в учебном диалоге. М., 1989.
  2. Львов М. Р. Школа творчества. М., 1989.
  3. Митерлинк М. Синяя птица. Любое издание.
  4. "Морис Митерлинк" статья из мультимедиа-энциклопедии Кирилла и Мефодия.
  5. Толковый словарь русского языка. под редакцией Ожегова статьи из словаря мультимедиа-энциклопедии Кирилла и Мефодия.
  6. Чуракова Н. Методический комментарий, приложение к учебнику "Литературное чтение". М., 2005.