Урок по окружающему миру "Мой город на карте и глобусе"

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать умения читать географическую карту; закреплять навык ориентирования по географической карте, закреплять знания о расположении нашего города на карте России, показать влияние деятельности человека на экосистему.

Оборудование: карты различных видов.

Ход урока

І. Повторение, опрос домашнего задания

1. Самостоятельная работа по карточкам (12 человек).

2. Фронтальный опрос

  • Что такое географическая карта? Глобус?
  • Назовите стороны горизонта и покажите их на карте полушарий и глобусе.
  • Покажите Северный и Южный полюс.
  • Покажите на карте и глобусе ту линию, которая является границей Северного и Южного полушария. Как она называется?
  • Назовите и покажите океаны.
  • Почему их окраска на карте неоднородная?
  • Возможно ли более подробное изучение России по карте полушарий и глобусу?
  • Что такое масштаб?
  • Что еще можно узнать по физической карте России? Найдите на карте город.

Проверка самостоятельного задания

Тема: «Город на карте и глобусе».

1. Допиши определения:

Горизонт - это _________________________________________________________________________________

Глобус - это ___________________________________________________________________________________

2. Запиши название материков:

а)___________________________________________
б)___________________________________________
в)___________________________________________
г)___________________________________________
д)___________________________________________
е)___________________________________________

3. Допиши: Я живу в стране_____________, её столица________________, мой родной край___________область, её главный город_______________.

4. Допиши: Астраханская область граничит: на востоке с________________, на западе с_____________, на севере с _________________, на юге с ____________________.

5. Напиши название форм рельефа Астраханского края:

а) низменность ___________________________________________
б) гора __________________________________________________

ІІ. Работа с картами

  • Возможно ли более подробное изучение нашего края по карте?
  • Найдите низменность на карте , как она называется?
  • Назовите море, которое находится в Астраханской области?
  • Море - это часть океана. Поэтому любое море имеет связь с океаном.
  • А Каспийское море имеет связь с океаном?
  • Водоемы, которые не связаны с океаном – это озера.
  • Значит Каспий – это самое крупное озеро на Евроазиатском материке.
  • Найдите на карте реки, которые несут свои воды в Каспий.
  • Название, каких вам знакомы?
  • Какие еще вы знаете рукава Волги?

Экономическая карта России и области

  • Что можно узнать по экономической карте?
  • Какие полезные ископаемые добывают в Астраханской области?
  • Какая промышленность развита в регионе?
  • Что вы можете рассказать о рыбной промышленности.
  • Что можно рассказать о растениеводстве?

Карта: « Биологические ресурсы»

  • Назовите, в какой природной зоне находится Астраханская область?
  • Какие редкие и ценные животные населяют нашу область?
  • Назовите промысловых рыб Астраханской области.

Загадки

Ног нет, движется,
Перья есть, а не летает,
Глаза есть, а не моргает. (Рыба)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Толстый, жирный, не ленивый,
И по-своему красивый.
Живет он в Волге и речке Бузан,
А зовут его… (Сазан)

Я скажу не хвастая:
Рыба я зубастая.
Тот, кто по речке плывет-
Мне на зубы попадет. (Щука)

Ах ты, модница- красавица,
Твой наряд нам очень нравится,
За красные плавники тебе «пятерка»
Яркая рыбка… (Красноперка)

Сообщение учащихся о промысловых рыбах астраханской области.

Какой заповедник расположен на территории Астраханского края? Расскажите о его обитателях.

Сообщение обучающихся об обитателях заповедника.

Экологические проблемы на карте

  • О каких Экологических проблемах можно узнать по карте?
  • Какие проблемы касаются нашего края?
  • Кто виноват в появлении этих проблем?
  • Может ли человек изменить положение?

 Стихотворение Даирова Рамиля (МОУ «СОШ№71» г. Астрахани) « Ах, ты шарик голубой - грустная планета…»

- Ах ты, шарик голубой, грустная планета
Погибаешь ты в пыли от нехватки света,
Воздух твой весь загрязнен и отравлена вода,
Рушится всеобщий дом, где живем и ты и я.
Ах ты. Шарик голубой, грустная планета,
Что случилося с тобой? Кто за все в ответе?
Почему идут дожди злостные – кислотные.
Погибают здесь цветы и животные?
Поселился здесь злодей разрушитель мощный?

- Ах, венец природы ты, лучшее творенье,
От увиденной картины страшно впечатленье?
Оглянись еще вокруг: не пестреет ярко луг,
В небо вьется дым столбом, горы мусора кругом…
Ах, какой планета стала! И людей здоровых мало!..
И озонова дыра! Чахнет, чахнет детвора!
Стал весь мир безумный!
Ах. Веней творенья ты, человек разумный,
На планете этой ТЫ за все в ответе!

В географии еще есть множество карт - это и климатические карты, по которым можно узнать какие существуют ветра, их направление. Примерную температуру воздуха летом и зимой, примерное количество осадков, Астрахань находится в резко-континентальном поясе. Что это значит?

Карты Населения

Назовите национальности людей, проживающих в нашем регионе?

Итог урока

С какими картами познакомились?
Для чего человеку столько много карт?