Знаки препинания в конце предложения

Разделы: Начальная школа


Целеполагание для учащихся: проявление определенного уровня интереса к урокам русского языка, применение знаний на практике.

Целеполагание для учителя: разработка методического инструментария по теме “Знаки препинания в конце предложения”; формирование у учащихся знаний по теме.

Триединые дидактические цели урока:

Образовательные:

– развитие умения правильно оформлять предложение в письменной речи;
– употреблять заглавную букву в начале предложения, точку, вопросительный и восклицательный знаки – в конце предложения.

Социализирующие (воспитательные):

– воспитывать аккуратность;
– воспитывать усидчивость.

Развивающие:

– развивать аналитико-синтетическое мышление;
– развитие целостного, предметного восприятия;
– развитие диалогической речи;
– развитие содержательности, понятности речи;
– развитие образной памяти, мышления.

Основные принципы организации образовательного процесса на уроке:

– наглядность;
– доступность;
– систематичность;
– систематизация знаний, умений и навыков.

Дидактическое обоснование урока.

Технология организации и проведения урока.

Алгоритм проведения урока.

  1. Организационный момент;
  2. Сообщение темы и цели урока;
  3. Проверка ДЗ;
  4. Чистописание;
  5. Работа на фразеологическим оборотом;
  6. Физминутка;
  7. Наблюдение над видами предложения по интонации;
  8. Работа с учебником;
  9. Словарно-орфографическая работа.
  10. Итог урока;
  11. Домашнее задание.

Обоснование методов и форм:

  1. Создание на уроке благоприятного, эмоционального настроя.
  2. Учёт возрастных особенностей учащихся.
  3. Выбор методов беседы, устного контроля работы учащихся.
  4. Сотрудничество между учителем и учащимися.

Дидактическое оснащение (методический инструментарий):

  1. Наглядные пособия: (иллюстрации с изображением животных).
  2. Графические наглядные пособия (словарные слова).
  3. ТСО не использовались.

Межпредметные связи:

С предметом Окружающий мир.

Опорные понятия:

  • звук;
  • буква;
  • слог;
  • слово;
  • предложение;
  • текст;
  • словарные слова;
  • поговорка;
  • загадка.

Новые понятия, термины:

Знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Деятельность учащихся. Рефлексия:

Научились определять постановку знаков препинания в предложениях, самостоятельно использовать данные знания на практике.

Домашнее задание:

Упр. 126, выучить правило.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, послушайте стихотворение Г. Сапгира.

Рано-рано
Выпал снег.
Удивился человек:
– Это снег?
Не может быть!
На дворе?
Не может быть!
На траве?
Не может быть!
В октябре?
Не может быть!
Неужели это снег? –
Не поверил человек.

Скажите, все ли предложения по интонации произнесены одинаково? (Нет).

Следовательно, оформляются на письме они по-разному. Тема сегодняшнего урока “Знаки препинания в конце предложения”. На данном уроке мы научимся расставлять правильно знаки препинания в конце повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Проверка домашнего задания.

Вам дома нужно было подготовить выразительное чтение стихотворения из упражнения 123.

Дети читают стихотворение.

СПЯЩИЙ КОТЁНОК.

– Если котёнок улёгся у лавки,

Мордочку спрятал и хвостик, и лапки,

Что из него получилось, дружок?

– Маленький, рыжий, пушистый клубок.

После прочтения стихотворения педагог задает детям вопросы:

– Сколько в этом тексте предложений? (Два предложения).

– О ком идет речь в этом предложении? (О котёнке).

– Почему из котёнка получился клубок?

– Какие знаки препинания стоят в конце каждого предложения? (В конце первого предложения стоит вопросительный знак, а в конце второго точка).

Как вы думаете, почему после первого предложения стоит вопросительный знак, а после второго точка? (В первом предложении содержится вопрос, а второе повествовательное).

Можно ли назвать эти два предложения текстом? (Да. Слова связаны по смыслу).

Молодцы.

Чистописание.

1. Отгадайте загадки:
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (Корова).

2. Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. (Кролик).

3. В капусту он забрался
Осеннею порой:
Рогатый и лохматый
И с длинной бородой. (Козёл).

4. По реке плывёт бревно –
Ох, и злющее оно! (Крокодил).

5. С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (Кузнечик).

6. Зелёные глаза –
Всем мышам гроза. (Кошка).

– Скажите, а как можно назвать все эти слова: корова, кролик, козёл, крокодил, кузнечик, кошка – одним словом. (Животные).

– С какого звука начинаются слова-отгадки? (Слова-отгадки начинаются с твердого звука [к]).

– Какой буквой обозначается этот звук на письме? (Буквой Ка).

– Молодцы!

– Сегодня на уроке мы будем работать над заглавной и строчной буквами К, к.

– Спишите с доски:

Кк
Ко Ки Ке Ку
Ко кр кн ок

Работа над фразеологическим оборотом.

– На доске записано предложение, прочитайте его:

Комар носа не подточит.

– Это русская народная поговорка.

– Скажите, когда так говорят в народе? (О чём-либо, сделанном с таким мастерством, что трудно найти какой-нибудь изъян, недоработку. Например, сшить платье так, что самая придирчивая модница останется довольной).

– Спишите это предложение к себе в тетрадь с новой строки. Пишите аккуратно и красиво. Старайтесь!

Физминутка.

Педагог проговаривает физминутку, дети эмитируют движения.

Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро я в седло вскачу,
Не поеду – полечу!
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.

Работа по теме урока.

1. Наблюдение над видами предложений по интонации.

На доске записан текст.

Хомяк – это радость и забота его надо кормить в клетке нужно чаще убирать он любит внимание а ещё он очень любит молоко.

– Разделите текст на предложения при помощи интонации. Как это сделать? (В начале предложения интонация повышается, в конце понижается)

– Все ли предложения одинаковы по интонации? (Да. Все предложения произносятся спокойно).

– Закончите этот текст вопросительным предложением? (У тебя есть хомяк? Ты любишь хомяков?).

-С какой интонацией были произнесены эти предложения? (С вопросительной).

Закончи этот текст предложением, в котором вы выразили бы свое сильное чувство к этим животным. (Как хорошо иметь хомяка! Я очень люблю хомяка!).

Предложения, которые мы с вами составили, отличаются по интонации от тех, которые мы прочитали? (Да).

Как же на письме показать, что предложения разные по интонации? (С помощью знаков: точки, вопросительного знака и восклицательного).

2. Работа с учебником.

– Откройте учебник на странице 69, прочитайте правило.

– Приведи пример повествовательного предложения?

– Приведите пример восклицательного предложения?

– Приведите пример вопросительного предложения?

– Молодцы!

– А теперь поработаем над упражнением 124.

– Вам необходимо ответить на вопросы, которые нам задаёт автор учебника, и он же даёт вам подсказку, начало предложения, вы должны будете его дописать.

– Чему вы учитесь в школе? (В школе мы учимся считать, писать и читать).

– Какой знак мы поставим в конце данного предложения? Почему? Объясните свой ответ! (Точку. Потому что предложение произносится спокойно).

– Какие уроки ты особенно любишь? (Я люблю уроки русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения, математики, физической культуры).

– Какой знак мы поставим в конце данного предложения? Почему? Объясните свой ответ! (Точку. Потому что предложение произносится спокойно).

– Что еще вы хотели бы рассказать о школе и о своих друзьях? (Ответы детей).

– Молодцы! Давайте продолжим наш урок!

– Работаем над упражнением 125.

– Прочитайте это упражнение про себя.

– Скажите, можно ли назвать все эти предложения текстом? Почему? (Да, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу).

– Какие предложения по цели высказывания встречаются в этом тексте? (Повествовательные, вопросительные и восклицательные).

– Скажите сколько предложений в этом тексте? (В этом тексте 7 предложений).

– Давайте прочитаем текст вслух. (Чтение текста).

– Подумайте, почему так сказала мама о сыне. (Ответы детей).

– А еще я хочу открыть вам небольшой секрет, в предложении есть смысловой центр, то есть наиболее важное в сообщении слово, на которое падает логическое ударение. Предложения с прямой речью можно прочитать по-разному.

– Прочитайте два последних предложения, сделав ударение на выделенные слова.

– Спишите первое и пятое предложение в тетрадь.

Словарно-орфографическая работа.

1. Работа над словарным словом.

– Запишите словарные слова, которые обозначают животных. (Лисица, воробей, сорока, петух).

– Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы должны будете отгадать еще одно животное. Готовы!

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака).

– Правильно, собака. (Выставляется карточка со словом).

– Собака – это домашнее животное, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке. Название своё она получила от древнего корня –соб-, родственного слову собственный – “существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину”.

– А какую ещё информацию о собаке вы знаете. (Ответы детей).

Люди вывели свыше трехсот пород собак. Трудно даже поверить, что все они произошли от одного предка – волка.

Многие породы собак состоят на службе у человека: несут службу на границе, в уголовном розыске, охраняют стада, спасают утопающих, отыскивают людей под завалами после землетрясений. Перевозят людей и грузы на Крайнем Севере.

Многие породы собак сопровождают человека на охоте, охраняют его жилище.

Существует еще и комнатно-декоративные собаки. Они, и маленькие и красивые, тоже очень преданы человеку. Их можно научить танцевать и прыгать через обручи.

– Запишите слово собака, обозначьте ударную и безударную гласные.

– На какие две группы можно разделить всех этих животных? (Домашние и дикие).

– Какие из них будут относиться к домашним? (Петух, собака).

– А к диким? (Воробей, сорока, лисица).

– А можно домашних и диких животных, о которых сейчас шла речь разделить еще на две группы? (Да).

– На какие? (Птицы – петух, воробей, сорока; звери – собака, лисица).

Итог урока.

– Из чего состоят предложения? (Из слов).

– Что выражает предложение? (Мысль.)

– Как оформляется предложение в письменной речи? (Начало предложения пишется с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки).

– Какие предложения бывают по цели высказывания? (Повествовательными, побудительные, вопросительные).

Домашнее задание.

Сегодня на дом я вам задаю упражнение 126, выучить правило на с. 69.

Дома вы должны будете прочитать это упражнение. В нём два стихотворения. Одно из них на выбор вам нужно будет списать в тетрадь, после чего составить и написать три предложения на тему “Сегодняшний день”.

Запишите в дневники на среду (дата), на русский язык: упр. 126. Сокращайте правильно, пишите в дневнике аккуратно, старайтесь.

Спасибо за урок!

Урок окончен.

Подготовка к следующему уроку.