Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Сказка ключницы Пелагеи"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить с детством, основными творческими этапами жизни С.Т.Аксакова, показать влияние народного творчества на писателя;
  • привить учащимся любовь к вдумчивому чтению, внимание к слову, вызвать радость от общения с книгой;
  • развивать логическое мышление школьников, стимулировать воссоздающее воображение, отработка навыков выразительного чтения;
  • прививать любовь к русской классической литературе, пробудить интерес к творчеству С.Т.Аксакова, воспитывать чувство гордости за родную землю, давшую миру таких талантливых людей.

Оборудование:

  • Выставка книг С.Т.Аксакова;
  • Видеодвойка, фрагменты мультипликационного фильма "Аленький цветочек";
  • Компьютер, мультимедийный проектор, компьютерные презентации к уроку;
  • Записи на доске (тема, цели урока), кластер.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проблемная ситуация (вызов).

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С.Т.Аксакова "Поздравление" (учащиеся знакомятся с ним, изучая "Культуру Башкортостана" в 3 классе).

Поздравление.

Рано дед проснулся,
Крякнул, потянулся,
Давши мыслям волю,
Вспомнил внучку Олю.
Семь часов пробило;
Затопили печку,
Темно очень было,
И зажег он свечку.
И дедушка хилый
К внучке своей милой
Пишет поздравленье
С днем её рожденья.
Если бог даст силы,
Ровно через год
Оле, внучке милой,
Дедушка пришлёт
Книжку небольшую
И расскажет в ней:
Про весну младую,
Про цветы полей,
Про малюток птичек,
Про гнездо яичек,
Бабочек красивых,
Мотыльков игривых,
Про лесного Мишку,
Про грибочек белый -
И читать целый день
Станет Оля книжку.

- Кто автор этого удивительного поздравления? (С.Т.Аксаков.)

- А помните ли вы кому оно адресовано? (Единственной внучке писателя - Ольге Григорьевне Аксаковой).

- Что вам известно о С.Т.Аксакове? (Наш земляк, писатель XIX века, родился в Уфе).

Сегодня на уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством С.Т.Аксакова - "одного из главных и чудесных волшебников" своего времени, особенностями сказки, "созданной" им на закате жизни.

III. Знакомство с основными этапами жизни и творчества писателя.

Презентация.

1-й экскурсовод знакомит с биографией С.Т.Аксакова. Рассказ сопровождается компьютерной демонстрацией через мультимедийный проектор: дома Зубовых в Уфе (ныне музей), имения в Новоаксаково, Надеждино.

2-й экскурсовод знакомит с творчеством писателя, обращаясь к выставке книг.

"завершить выступление словами: Многие произведения русского писателя посвящены Башкортостану. Он не просто описал красу и богатство родного края, но и задумывался о том, каким будет будущее Башкирии. Прочитать эпизод стихотворения. Книги "Семейная хроника", "Детские годы Багрова-внука" знакомят читателя с жизнью С.Т.Аксакова.. Над последним произведением Аксаков работал в 1856-1857 годах. Сказка "Аленький цветочек" стала частью автобиографической повести, воспоминанием о детстве и одновременно классическим произведением в литературе для детей".

IV. Работа с текстом сказки.

Слово учителя. Свою знаменитую сказку С.Т.Аксаков "реставрировал", по его словам "из обломков". Это сказка - воспоминание. Писатель подчеркивал, что в детстве знал её наизусть, а впервые услышал от простой женщины - ключницы Пелагеи.

- Кто из известных вам писателей-сказочников создавал свои произведения на основе услышанного в детстве? (А.С. Пушкин)

  • О чём эта сказка?
  • Назовите её героев. Кто из них вам особенно понравился? Кто вызвал другие чувства? Почему?
  • Почему сказка называется "Аленький цветочек", хотя героев в ней много?
  • Чем отличается младшая "купецкая" дочь от своих сестёр?
  • Какие черты характера открываются нам в этой девушке?
  • К какому виду сказок относится "Аленький цветочек"? (сказки о животных, волшебные, бытовые). Каковы её особенности?
  • Обратите внимание на то, как начинается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка?
  • Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы? Какую роль они выполняют?
  • Какие особенности литературной сказки вам известны?

V. Составление кластера.

VI. Сравнение художественного текста с мультипликационной версией.

Красота, своеобразие сказки С.Т.Аксакова не оставили равнодушными и взрослых читателей, которые создали мультипликационный фильм по мотивам "Аленького цветочка".

Просмотр фрагмента мультфильма, заполнение сопоставительной таблицы, работу над которой завершают дома.

Сказка Мультфильм
Купец Кормчий
Подарки добываются с трудом Подарки покупаются
Дочки - без имени Имеют имена Гордеюшка, Любава, Настенька.
Нападают разбойники, попадает в глухой лес Разыгрался шторм, попадает на неведомый остров.

VII. Подведение итогов урока.

ВИКТОРИНА.

1. Какие сёла и города Башкортостана связаны с именем С.Т.Аксакова?

2. Назовите наиболее известные произведения С.Т.Аксакова?

3. Почему сказка "Аленький цветочек" волшебная? Литературная?

4. Какое ещё произведение современного искусства носит название "Аленький цветочек"?

VIII. Домашнее задание:

Завершить работу над таблицей;

Дифференцированное творческое задание:

  • А - иллюстрация эпизода сказки (по выбору ученика, выбор обосновать);
  • Б - пересказ фрагмента сказки (по выбору ученика, выбор обосновать);
  • В - составление кроссворда по жизни и творчеству С.Т.Аксакова или тексту сказки "Аленький цветочек".